Этот мегапроект, реализуемый на деньги налогоплательщиков, «съел» уже $11,2 млрд. Правда, в его успешное завершение мало кто верит. В начале мая 2024-го, спустя девять лет после начала работ, власти отчитались о завершении строительства 482-метровой виадук через реку Фресно. Под данной новостью в соцсетях на инициаторов проекта посыпался шквал критики и насмешек, а возведенный дорогостоящий объект успели окрестить мостом из ниоткуда в никуда, на что обратило внимание издание Daily Mail.
Речь идет о скоростной железнодорожной магистрали, призванной соединить Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Общая протяженность линии, на которой поезда смогут разгоняться до 350 км/ч, должна составить 800 км. А упомянутый виадук по сути является одним из первых крупных искусственных сооружений ВСМ, которую, к слову, обещали изначально запустить к концу текущего десятилетия. Позднее сроки сдвинули на первую половину 2030-х.
Этот масштабный проект одобрили в 2008-м. Но с тех пор разного рода трудности мешали его продвижению. И если в свое время многие поддерживали данную задумку, то теперь и отдельные эксперты, и жители Калифорнии предлагают отказаться от ее реализации. По некоторым оценкам, на завершение строительства понадобится не менее $100 млрд.
Примечательно, что при проведении соответствующего референдума шестнадцать лет назад (еще при Арнольде Шварценеггере) за выделение средств на проект проголосовало 53%. Как отмечают наблюдатели, если бы граждане могли заглянуть всего на несколько лет вперед, вряд ли они поддержали бы эту идею. Причем тогда кампанию оценивали в $40 млрд.
Если «железка» все-таки будет достроена, то преодолеть расстояние между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско на поезде можно будет в четыре раза быстрее — сейчас путь занимает около десяти часов. Будущая ВСМ пройдет преимущественно параллельно действующей стальной магистрали. На протяжении всего маршрута предусмотрено 24 станции.
Как неоднократно заявлялось, наличие высокоскоростной линии существенно улучшит качество жизни в самом густонаселенном штате Америки, даст толчок к развитию небольших городов и позволит сократить количество вредных выбросов в атмосферу.
Действующий губернатор Калифорнии Гэвин Ньюс в 2019-м после своего избрания заявил, что проект ВСМ завершат, несмотря на трудности с финансированием, затягивание сроков при проведении различных экспертиз и ярые сопротивления (в том числе через суды) со стороны защитников природы и правообладателей земель, через которые пройдет железная дорога. На отдельных участках до сих пор не утверждена трассировка.
Параллельно строительству сооружений будущей линии ведется разработка высокоскоростного поезда, который будет перевозить пассажиров. В конце декабря 2023-го Вашингтон сделал Калифорнии рождественский подарок, выделив из бюджета на данный проект $3,1 млрд, что позволило продолжить работы.