Найти в Дзене
Строительный мир

Мост из ниоткуда в никуда, который строили 9 лет

Этот мегапроект, реализуемый на деньги налогоплательщиков, «съел» уже $11,2 млрд. Правда, в его успешное завершение мало кто верит. В начале мая 2024-го, спустя девять лет после начала работ, власти отчитались о завершении строительства 482-метровой виадук через реку Фресно. Под данной новостью в соцсетях на инициаторов проекта посыпался шквал критики и насмешек, а возведенный дорогостоящий объект успели окрестить мостом из ниоткуда в никуда, на что обратило внимание издание Daily Mail.

Речь идет о скоростной железнодорожной магистрали, призванной соединить Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Общая протяженность линии, на которой поезда смогут разгоняться до 350 км/ч, должна составить 800 км. А упомянутый виадук по сути является одним из первых крупных искусственных сооружений ВСМ, которую, к слову, обещали изначально запустить к концу текущего десятилетия. Позднее сроки сдвинули на первую половину 2030-х.

© Shannon1 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Статус проекта ВСМ по состоянию на март 2024 г. В рамках второго этапа планируют построить ветку на Сакраменто, а также в южном направлении довести линию до Анахайма — это еще около 500 км)
© Shannon1 / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Статус проекта ВСМ по состоянию на март 2024 г. В рамках второго этапа планируют построить ветку на Сакраменто, а также в южном направлении довести линию до Анахайма — это еще около 500 км)

Этот масштабный проект одобрили в 2008-м. Но с тех пор разного рода трудности мешали его продвижению. И если в свое время многие поддерживали данную задумку, то теперь и отдельные эксперты, и жители Калифорнии предлагают отказаться от ее реализации. По некоторым оценкам, на завершение строительства понадобится не менее $100 млрд.

Примечательно, что при проведении соответствующего референдума шестнадцать лет назад (еще при Арнольде Шварценеггере) за выделение средств на проект проголосовало 53%. Как отмечают наблюдатели, если бы граждане могли заглянуть всего на несколько лет вперед, вряд ли они поддержали бы эту идею. Причем тогда кампанию оценивали в $40 млрд.

© HSR California / hsr.ca.gov (Будущая ВСМ, визуализация)
© HSR California / hsr.ca.gov (Будущая ВСМ, визуализация)

Если «железка» все-таки будет достроена, то преодолеть расстояние между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско на поезде можно будет в четыре раза быстрее — сейчас путь занимает около десяти часов. Будущая ВСМ пройдет преимущественно параллельно действующей стальной магистрали. На протяжении всего маршрута предусмотрено 24 станции.

© HSR California / hsr.ca.gov (Будущая ВСМ, визуализация)
© HSR California / hsr.ca.gov (Будущая ВСМ, визуализация)

Как неоднократно заявлялось, наличие высокоскоростной линии существенно улучшит качество жизни в самом густонаселенном штате Америки, даст толчок к развитию небольших городов и позволит сократить количество вредных выбросов в атмосферу.

© HSR California / hsr.ca.gov (Строительство виадука через р. Фресно, 2016 г.)
© HSR California / hsr.ca.gov (Строительство виадука через р. Фресно, 2016 г.)

Действующий губернатор Калифорнии Гэвин Ньюс в 2019-м после своего избрания заявил, что проект ВСМ завершат, несмотря на трудности с финансированием, затягивание сроков при проведении различных экспертиз и ярые сопротивления (в том числе через суды) со стороны защитников природы и правообладателей земель, через которые пройдет железная дорога. На отдельных участках до сих пор не утверждена трассировка.

Параллельно строительству сооружений будущей линии ведется разработка высокоскоростного поезда, который будет перевозить пассажиров. В конце декабря 2023-го Вашингтон сделал Калифорнии рождественский подарок, выделив из бюджета на данный проект $3,1 млрд, что позволило продолжить работы.