На строительство 4,37 тыс. км высокоскоростных железнодорожных магистралей в России понадобится 10,8 трлн руб. Такие цифры приведены в презентации стратегии развития инфраструктуры до 2030 года, на которую ссылается издание «Коммерсант».
Власти за развитие ВСМ
Напомним, в августе 2023-го президент РФ Владимир Путин говорил о важности развития сети ВСМ в стране, подчеркивая, что уже подошло время для реализации пилотного проекта, предусматривающего строительство стальной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, где составы смогут разгоняться до 400 км/ч, что позволит преодолевать расстояние за 2 часа 15 минут.
Данная инициатива, согласно упомянутому документу, оценивается в 1,7 трлн руб., без учета входных отрезков в обоих городах. Аналогичная линия через Смоленск на Минск обойдется в 1,9 трлн руб. В случае ее появления, время в пути между российской и белорусской столицами сократится всего до трех часов.
В 3,2 трлн руб. оценили высокоскоростную железнодорожную магистраль до Адлера (она должна протянуться до черноморского побережья через Воронеж и Ростов-на-Дону). Самым дорогим проектом, обозначенным в стратегии, является ВСМ «Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург» — 4 трлн руб. Если эту задумку все-таки реализуют, на преодоление расстояния в 1,6 тыс. км будет уходить порядка 6,5 часов.
Должна была стать первой
Стоит отметить, что именно магистраль в сторону Урала раннее предполагали построить первой. К работам должны были приступить в 2018-м, а через шесть лет открыть движение по пилотному участку (300 км) от Москвы до Гороховца (Владимирская обл.). В перспективе линию намеревались тянуть дальше в юго-восточном направлении вплоть до Пекина.
Но весной 2019-го власти решили отдать предпочтение ВСМ «Москва – Санкт-Петербург», как более актуальному направлению, а к «железке» на Восток вернуться позднее. При этом за шесть лет пока велись изыскания и готовилась необходимая документация, на эти цели из бюджета успели потратить почти 18 млрд руб.
Нецелесообразные проекты?
В новом документе подчеркивается, что реализация всех этих проектов даст прирост бюджетных доходов на 15,1 трлн руб. и ВВП на 35,2 трлн руб. Суммарный предполагаемый пассажиропоток составит 64,7 млн человек в год. По мнению ряда наблюдателей, в том числе председателя МОО «Союз пассажиров» Кирилла Янкова, на которого ссылается «Коммерсантъ», с экономической точки зрения целесообразен лишь проект ВСМ «Москва – Санкт-Петербург».
Похожую мысль различные эксперты неоднократно озвучивали и в комментарии нашему каналу, подчеркивая, что высокоскоростные железнодорожные магистрали вряд ли будут окупаемы, особенно на больших расстояниях, учитывая плотность населения в России. В этом отношении запуск ВСМ кажется оправданным разве что между Москвой и Северной столицей. По мнению инженера ЦК НТИ «Мобильные накопители энергии» Института Электродвижения МФТИ Дмитрия Пелегова, высокоскоростные поезда на данном маршруте со временем могут полностью вытеснить авиасообщение.
С другой стороны, как отмечает управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг» Моисей Фурщик, на окупаемость таких проектов надо смотреть шире, учитывать мультипликативные эффекты. ВСМ, по его словам, создают возможности для оживления депрессивных районов, делают привлекательными для девелопмента значительные новые территории... Все эти моменты не только повышают качество жизни существенной части населения, но и стимулируют экономический рост на прилегающих к магистралям территориях.
См. перспективную сеть ВСМ на карте из презентации стратегии правительства по развитию инфраструктуры до 2030 года