Найти в Дзене
Боевая техника мира.

Пешеходный танк. Наследие пехотного щита. Зарождение БТР.

Давненько я не делал статьи по этой теме.
Но тема, тем не менее постоянно зудела в голове и настаивала. О зарождении большого пехотного щита в 1ю мировую - читайте по ссылке. Вернее о возрождении. В ходе боевых действий Великой войны, постоянно возникала необходимость в защите пехоты во время атаки. Были испробованы очень разные варианты защитных устройств. И персональные бронежилеты. И персональная бронекапсула на катках которую солдат толкал своим телом вперёд. И огромные коллективные бронещиты на колесах. Своего рода подвижная баррикада.
Но столкнувшись с изрытой воронками реальностью ничейной полосы, все эти задумки одинаково пасовали и буксовали. И в итоге, по мере накопления боевого опыта, начали постепенно появляться моторизованные бронезащитные устройства, спасающие пехоту от случайных осколков, шрапнели и пулемётного огня. О некоторых неуверенных опытах во время Великой войны, на её заключительном этапе, и в гражданских войнах после её завершения, я упоминал здесь: Чтобы не по

Давненько я не делал статьи по этой теме.
Но тема, тем не менее постоянно зудела в голове и настаивала.

Пешеходный танк. Щиты "коллективной защиты".
Боевая техника мира.28 марта 2023

О зарождении большого пехотного щита в 1ю мировую - читайте по ссылке. Вернее о возрождении.

В ходе боевых действий Великой войны, постоянно возникала необходимость в защите пехоты во время атаки. Были испробованы очень разные варианты защитных устройств. И персональные бронежилеты. И персональная бронекапсула на катках которую солдат толкал своим телом вперёд. И огромные коллективные бронещиты на колесах. Своего рода подвижная баррикада.
Но столкнувшись с изрытой воронками реальностью ничейной полосы, все эти задумки одинаково пасовали и буксовали. И в итоге, по мере накопления боевого опыта, начали постепенно появляться моторизованные бронезащитные устройства, спасающие пехоту от случайных осколков, шрапнели и пулемётного огня. О некоторых неуверенных опытах во время Великой войны, на её заключительном этапе, и в гражданских войнах после её завершения, я упоминал здесь:

Слоны Ганнибала штабс-капитана Поплавко. Ненужный БМП.
Боевая техника мира.26 мая 2022

Чтобы не повторяться, так как уже были статьи по этой теме, Небольшие рассказы о грузовиках - носителях пехоты в войне в Испании читайте здесь:

И снова про Испанию. Эрзац- броневики, очень похожие на БТР.
Боевая техника мира.30 августа 2022
И снова про испанию. Часть 2 Tisnaos на гусеницах. "Расписные" трактора.
Боевая техника мира.9 сентября 2022

Полноценная армейская история броне.транспорта пехоты начинается с танков.
Вернее с первых опытов по созданию танков. И разработка проекта Pedrail Landship стартовала в первых месяцах 1915 года. Поначалу предполагалось получить гусеничную машину, вооружённую орудием и пулемётами.

Pedrail Landship Mk I
Pedrail Landship Mk I

Но в ходе испытаний, излишне громоздкий агрегат перестроили в транспортёр пехоты. 70 человек с вооружением и прочей амуницией, под защитой брони должны были быть доставлены к вражеским окопам, и спешившись начать атаку на "своих двоих".
Но машина завязла в бесконечных переделках и изменениях требований. И в итоге так и не была закончена.

-2

Ещё один транспортёр для пехоты был сделан на основе огромного колёсного трактора.
Для преодоления окопов, вырытых коварными немцами на пути доблестных томми, была предложена странная система. Бронетрактор-транспортёр приблизившись к окопу, выдвигал из под себя трап\мостки, по которым переезжал через окоп.
После чего мостки затягивались назад. Под днище машины. При этом днище машины в передней части было сделано в виде саней. Служила эта конструкция для облегчения преодоления насыпей и неглубоких воронок.
Пехота в это время находилась в переднем бронеотсеке, в ожидании "счастливого" момента перед высадкой и атакой.

Тritton Trench Crosser из журнала G.B.M (Франция)
Тritton Trench Crosser из журнала G.B.M (Франция)

Но как вы понимаете, от этой идеи тоже отказались.
До той поры пока не появились британские ромбы "Марк IV".
Работы по удлинению шасси британских "ромбов", с целью увеличить проходимость по "лунному ландшафту" ничейной полосы, дали неожиданный результат.
Обычному "марку МкIV" приставили дополнительную заднюю секцию, которая увеличивала общую длину танка на несколько метров. Подвижность танка не пострадала. Пострадала - и довольно значительно - маневренность очень длинного шасси. В некоторых ситуациях, то есть почти всегда, на поле с мягким грунтом, Тедпол мог двигаться только по прямой. При этом танк, норовил зарыться носовой частью в каждый холмик с мягким склоном.
Тому виной была перегруженная передняя часть.
Но при этом между ветвей гусениц, в задней части танка образовалось защищённое броней с трёх сторон укрытие. Почти сразу, бесхозная площадка стала использоваться для перемещения по полю боя различной амуниции нужной и важной воюющей пехоте.

Marc IV Tadpol От серийной машины танк отличался удлинённой на 9 футов (2,74 метра) хвостовой секцией, что позволяло преодолевать более широкие траншеи. Длина стандартного МкIV -8.05 метра.
Marc IV Tadpol От серийной машины танк отличался удлинённой на 9 футов (2,74 метра) хвостовой секцией, что позволяло преодолевать более широкие траншеи. Длина стандартного МкIV -8.05 метра.
Путь танка. Часть 4.1. Mark IV Tadpole. 1917. "Головастик" с минометом на хвосте
Remont196921 февраля 2022

Кроме того, на площадку стали ставить миномёты Стокса, станковые пулемёты с расчётами и непосредственно пехотное отделение. Которое было бесконечно радо оказаться хоть в каком-то укрытии.
Упрятанное со всех сторон броневыми стенами танка, оружие и солдаты, почти без потерь - от падающей сверху шрапнели, защита не гарантировалась - доставлялись к цели атаки. Вражеским окопам, узлу обороны, следующему укрытию. Откуда спешенная пехота уже начинала свою опасную работу.
Получился самоходный штурмовой щит коллективной защиты. Только если в обычных версиях, щит нужно было катить вручную на колесиках, этот не только ехал сам, но и вёз на себе какое-то количество пехоты.

Миномёт Стокса на площадке между "булок" в заднице танка. Идеальный ДОТ.
Миномёт Стокса на площадке между "булок" в заднице танка. Идеальный ДОТ.

Идея была развита в следующем тяжёлом танке, модификация Мк V*. Обычный МкV, получал в середину корпуса дополнительную секцию. Удлиняющую уже корпус танка. А не только гусеничные ветви. Значительное внутреннее пространство, появившееся в результате этой операции, занимали пехотной амуницией, которую танк вёз во время атаки, и передавал пехоте по мере надобности. Вместо амуниции, иногда сюда загоняли солдат. Которые теперь получали защиту над головой от шрапнели.
Сцепление гусениц с грунтом улучшилось, маневренность танка пришла в норму. Кроме того увеличился внутренний объём, что позволило перевозить дополнительные припасы или десант из 25 пехотинцев. Первая попытка высадить танковый десант была 8 августа 1918 года под Амьеном, но она была неудачной - солдаты угорали из-за плохой вентиляции. Всего модифицировали 579 танков, и ещё 25 Mk V* были переоборудованы из Mk V прямо в процессе производства.

Длина этого варианта танка составила 11 метров.
Длина этого варианта танка составила 11 метров.

Но гладко было на бумаге.
Загазованное внутреннее помещение танков, оказывало на непривычных солдат "расслабляющее" действие. И тем, прежде чем идти в атаку, нужно было час или два отлежаться на свежем воздухе.
Да что там пехота!
Сами танкисты часто задыхались внутри танка. Пороховая гарь от собственных выстрелов, и выхлопные газы от мотора расположенного прямо в боевом отделении, порой надолго выводили из строя экипаж.
Эта "особенность" первых бронемонстров породила легенды о "мёртвом танке", в котором механик водитель умерший от отравления угарным газом, продолжал вести вперёд бездушную стальную махину.

Мк V** улучшенный вариант.
Мк V** улучшенный вариант.
Путь танка. Часть 5.3. Mark V*. С пехотой на борту
Remont19698 апреля 2022

Мк V** стал улучшенной версией танка-транспортёра. Двигатель переместили в корму, более равномерно распределив вес по длине опорной поверхности гусениц Кроме того это увеличило размеры десантного помещения. И улучшило атмосферу внутри - двигатель отделили перегородкой, и вдобавок улучшили вентиляцию.
Но новый танк просто не успел на войну. До перемирия было изготовлено всего около 20 штук.

Mark IX. Длина танка 9.73 метра. Броня 10 мм.
Mark IX. Длина танка 9.73 метра. Броня 10 мм.
Путь танка. Часть 6. Mark IX "The Pig". Полноценный гусеничный БТР
Remont196929 апреля 2022

Летом 1917 года, в Англии были начаты работы по целой группе гусеничных бронированных машин обеспечения.
Среди этой группы был и танк-бронетранспортер. Взяв за основу уже привычный гусеничный "ромб", инженеры сделали "свинью" ("The Pig" полуофициальное прозвище машины).
Двигатель поместили в передней части машины, связав его с ведущими катками сзади - длинным валом, проходящим под десантным отделением.
Танк вмещал до 30 стоящих солдат - почему-то считалось что солдат не должен много сидеть. При этом высоты корпуса не хватило. И потолок-крышу корпуса пришлось ещё приподнять.
Вход-выход осуществляли через 4 огромных люка , по два на каждом борту. Для того чтобы десант не бездельничал, в каждом борту имелось по 8 бойниц для винтовок.
До окончания военных действий успели построить около 30 "свиней". Но испытать в реальном бою уже не смогли.

char caisson переделанный из Saint-Chamond М16
char caisson переделанный из Saint-Chamond М16

Была и у французов попытка создать свой бронеящик.
Свою такую машину они так прямо и назвали - char caisson. Танк-ящик.
Получен кессон был из малопригодного к боевым действиям танка Сен Шамон.
Изначально машина оказалась неуклюжей, слишком тяжёлой для тракторного шасси, большие передний и задний свесы снижали проходимость. Хотя по задумке должно было быть иначе.
Немного иначе было у более лёгкого танка Шнейдер СА1. Но и там эти свесы работали очень плохо и в итоге в новых разработках от них отказались.
Сен Шамон переделывать не стали. Тем более что сама конструкция машины оказалась слишком сложной и ненадёжной. Электро-трансмиссия в той половине, где были электромоторы работала почти идеально и без отказов. А вот бензиновая половина постоянно барахлила. Превращая неуклюжий танк в неподвижную мишень.
Поэтому с танка просто сняли всё вооружение. Пулемётные амбразуры оставили. Но самих пулемётов на известных фото не видно. Возможно они тоже были сняты.
Зашили броней - а возможно просто листом железа - амбразуру орудия. И получили в передней части танка достаточно большое свободное пространство.
Которое в основном использовали для пехотной амуниции. Из-за общей слабости брони, перевозить здесь пехотный десант не рискнули.
Вообще французская броня оказалась ниже качеством чем британская и немецкая. При этом у немцев в это время появились винтовочные бронебойные пули, пробивавшие с близкой дистанции даже борта толстокожих британских "ромбов".
Что уж говорить о французах с 10мм броней.
В итоге М16 Кессон так и остался трактором поля боя. Вдобавок выяснилось, что в спокойной обстановке - когда поле боя обстреливалось только редким винтовочным огнем, М16 Кессон мог вытаскивать в тыл "уставшие" или "ослабевшие" Шнейдеры и Рено FT.
В общем опыт вышел не совсем удачным.
Что не помешало французам, в 1930-х сделать первый в мире гусеничный бронетранспортёр.
Но это будет другая история.

тягач-транспортер "Überlangwagen". или Dür-Wagen.
тягач-транспортер "Überlangwagen". или Dür-Wagen.

Как и французы, немцы хотели свой транспортёр переднего края. Только сделали они его не на шасси танка. А совсем наоборот.
История немецкого транспортёра началась в 1915 году, когда были разработаны требования для желаемого пехотой высокопроходимого транспортёра, для доставки на передний край амуниции, боеприпасов и живой силы. Кроме того на шасси транспортёра предусматривалась установка вооружения. И бронекорпуса. То есть предполагалось получить "триплекс" - безбронный безоружный транспортер, орудийную или пулемётную платформу на безбронном шасси и бронетанк.
В 1916 году были начаты работы сразу по нескольким гусеничным машинам. "Орион-ваген", Мариенфельде , и "Überlangwagen".

Орион Ваген.
Орион Ваген.

Первый представлял собой излишне оригинальное полугусеничное шасси. Которое будучи оснащено лёгким деревянным корпусом двигалось - относительно конкурентов - достаточно бодро. Но было недостаточно надёжным. Гусеничная лента этого ...хм... образца техники, больше напоминала "шагающее колесо" из 19 века.

В итоге орион-ваген, был просто признан совсем устаревшим.

-12

Четырёх гусеничный грузовик Мариенфельде, тоже не был верхом совершенства. У обычного грузовика, вместо задних ведущих колёс поставили ведущие гусеничные тележки.
А передние управляемые колеса заменили на управляемые неведущие гусеницы. Конструкция получилась совершенно неуправляямая. Хотя была испытана даже с бронекорпусом. Впоследствии машину переделали в классический полугусеничник. Оставив управляемые колеса. Но сделано это было уже в 18 году. В конце войны.

Германский поворот. Часть 15. Marienwagen I mit Panzeraufbau. 1917. Неудачная машина в квадрате
Remont196919 сентября 2022

"Überlangwagen" единственная машина, относительно удовлетворившая заказчика - обычный двухгусеничный трактор. Да и делали его с оглядкой на трактор Хольт\Катерпиллер. Машина представляла собой необычное сооружение, с двигателем, КПП, местом водителя в центре машины. А в передней части и сзади, располагались грузовые площадки. Общая грузоподъёмность вероятно около 2- тонн. Мощность двигателя около 50-80 л.с. Скорость до 14 км\ч на ровной дороге.

Dür-Wagen первый вариант.
Dür-Wagen первый вариант.
Германский поворот. Часть 20. Dür-Wagen. 1917. Рецепт как сделать неудачное шасси
Remont196930 сентября 2022

Всего было сделано 30 шасси. 20 из них стали танком А7V. А 10 транспортом поля боя. Предполагалось повторить заказ, так как ничего другого немецкая промышленность более не предложила.
Но это уже вина не промышленников, а заказчика. Который метался в клетке, делая истерические заказы, от лёгкого танка LK-1 и до сверхтанка "К". Частой сменой техзаданий просто мешая и внося хаос.
Впрочем бронемашину, полученную в итоге на шасси трактора, тоже можно рассматривать как разновидность механизированного бронещита, за броней которого прячется почти стрелковый взвод.
Экипаж танка - 18 человек.

Взрыв-схема размещения экипажа внутри немецкого утюга A7V.
Взрыв-схема размещения экипажа внутри немецкого утюга A7V.

Конечно я знаю, что этот...это...эту бронемашину как только не называли. И самоходным ДОТом. И штурмовым танком. И ещё много разного.
Но...
Экипаж 18 человек!!
Вы хотите как хотите - но очень уж напоминает самоходную баррикаду. Которые стали популярны на улицах ирландских и немецких городов в 1919-21 годах. Когда покрытые броней грузовики перегораживали улицы бунтующих городов. И позволяли штурмующей полиции "умиротворять" уличных боевиков.

A7V. 8 пулемётов на сундук....
A7V. 8 пулемётов на сундук....

Впрочем не удалось А7V избежать подобной участи.
Толи на шасси разбронированного танка, толи на шасси забронированного трактора Überlandwagen, была сделана мощная боевая уличная машина, которую назвали "Хеди". "Hedi"
Корпус сильно напоминающий тот "утюг" что был на А7V. Только - либо из тонкой брони, либо из котельного железа.
Пулемёты по углам корпуса получили полукруглые полубашни. Командир и водитель сидели в очень сильно "усохшей" рубке. В огромном сундуке, мог расположиться взвод полицейских или фрайкоровцев.
Всего было сделано два таких аппарата.

A7V Hedi. Гусеничная бронебаррикада для Фрайкора.
A7V Hedi. Гусеничная бронебаррикада для Фрайкора.

Хеди и его брата использовал Фрайкор, в подавлении "беспорядков" в Берлине в 1919 году, дальнейшая судьба обоих Hedi-type туманна - по одним источникам их реквизировали союзники, по другим танки были разобраны на месте.
Напомню, в Берлине была предпринята попытка создать социалистическую страну советов. Со всеми советскими "забавами", расстрелами, репрессиями, и звонкой демагогией.
Но далеко не все пролетарии купились на обещания рая в далёком будущем.
Хотя полиции и ландверу, вступившихся за сохранение традиционного общественного строя поначалу пришлось нелегко.
Но тут с исчезнувших фронтов начали возвращаться фронтовики.
Которым звонкие и пустые идеи Либкнехтов и Люксембургов, совсем не понравились. И которые влились в Фрайкор (нем. Freikorps — «свободный корпус», «добровольческий корпус»). военную милицию, помогавшую армии и полиции в наведение порядка.
И Берлин был возвращён в исходное состояние. С Рейхстагом, Префектурой и демократическим правительством Веймарской Республики.

Но хватит лирики.
С завершением Великой Войны, тема танкостроения, стала невероятно популярна. В 20-х годах все армии хотели себе что-то бронированное и на гусеницах. Ценою поменее, количеством поболее.
В этой ситуации, узкоспециализированные гусеничные машины для армейских нужд не получали нужного внимания.
Кроме всего прочего, способность бронетанков возить в атаку пехоту, была забыта и некоторое время пребывала в забвении.
Считалось что пребывание солдата в защищённом броней пространстве, будет действовать "расслабляюще" и в итоге просто развратит нежную солдатскую душу комфортом и излишествами.
Другое дело офицерский состав. Которому для спартанских условий, максимально приближённым к боевым, бронекрыша и бронестенки были просто необходимы как воздух.
И с конца 20-х, а разных странах было сделано немало командирских броневиков.
Но это совсем отдельная история. Выходящая за рамки.

На этом сегодня всё.

Ещё немного разного здесь:

Пешеходный танк. Солдатская броня. | Боевая техника мира. | Дзен
Оглавление раздела о бронетехнике.
Боевая техника мира.22 августа 2022

Все изображения взяты из открытого интернет.

Спасибо за просмотры, лайки и подписки. Не забывайте комментировать и говорить что Вам интересно!