Найти тему
Remont1969

Поиск выхода из тупика. Часть 14. Tritton Trench Crosser. 1915. Поворот в неправильном направлении.

В начале 1915 года фирма Фостерс и её главный конструкт ор Уильям Триттон взялись за разработку военной техники для поля боя. Что бы точно не упустить кусок пирога военного бюджета предприятие занялось разработкой сразу нескольких проектов от бронетранспортеров с гигантскими колесами до гусеничных танков, которые в итоги превратились во всем известные "ромбы". В этой статье рассказ об одной из экспериментальных инженерных машин Триттона - Преодолевателю Траншей - Tritton Trench Crosser.

Tritton Trench Crosser/Инженерная машина для проезда через траншеи конструкции Триттона

Страна: Англия

Производитель: William Fosters & Co

Год выпуска: 1915

Кол-во произведенных: 1

Мощность двигателя: 106 л.с.

Размеры: 10х2,8х4,4 м.

Длина колейного моста: 4,5 м

Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже создавались "нормальные" танки. Предыдущая статья о первых проектах английских колесных машины Уильяма Триттона: В поисках выхода из тупика. Часть 13. Fosters Big Wheeler. 1915. Колесные танки от создателя "Ромбов".

Получив от Комиссии сухопутных кораблей заказ на технику для преодоления поля боя ведущий конструктор фирмы William Fosters & Co Уильям Триттон набросал несколько вариантов боевых колесных машин. В гамму машин входили бронированные тягачи, бронетранспортеры, машины для укладки кабеля. Из всего этого богатства только Tritton Trench Crosser был построен в железе, а пехотный трактор начали делать как макет в дереве.

-2

Главной причиной столь быстрого выпуска именно Tritton Trench Crosser были минимальные переделки базового трактора Daimler-Foster 105 BHP Tractor. Вместо передней оси устанавливалось специальное устройство позволявшее преодолевать совсем не легкой машине траншеи и воронки. Никакого реального применения эта машина не имела, целью её строительства было изучение оригинальной методики пересечения некоторых препятствий. Фактически перспективная машина должна была стать демонстратором технологии.

-3

В качестве шасси для инженерной машины использовался один из серийных артиллерийских тракторов Daimler-Foster 105 BHP Tractor, выпускавшийся для полевой артиллерии флота, под серийным номером 44. Трактор имел мощный двигатель системы Даймлера-Найта мощностью 106 л.с., большие задние колеса, что теоретически обеспечивало бы ему высокую проходимость по ровному полю. Но как все уже понимали в начале 1915 года нейтральная полоса - это уже совсем не ровное поле, а лунный пейзаж с ямами и траншеями. Переезжать неровности предусматривалось с использованием специального моста, который перевозился на самой машине.

-4

По проекту Уильяма Триттона на базовом тракторе передний мост с относительно небольшим колесами заменялся на лыжеподобную раму оригинальной конструкции. В задней части рамы расположили пост управления, передняя часть была изогнута и прикрыта изогнутым листом железа. С поста управления осуществлялось управление передними колесами и системой преодоления препятствий с собственным штурвалом. Под рамой располагалось два колеса, которые можно назвать опорными, так как они поддерживали новый механизм. Колеса были расположены в ряд. Судя по наличию тросов от механизма управления в район переднего колеса, самое переднее колесо скорее всего было управляемым.

-5

Перемещение через препятствия предполагалось по двум мостам-балкам, размером 4,5х0,6 метра. В транспортном положении балки висели на цепи между передним и задними колесами на цепях. Ширина колеи балок соответствовала колее задних колес, которые и должны были проезжать по ним. Передняя часть цепи уходила вперед и надевалась на ролик, установленный на соответствующей оси. Там цепь изгибалась и протягивалась к ролику, установленному на арке заднего колеса. После этого цепь охватывала ролик за задней осью и возвращалась вперед к началу балки моста. Управлять экспериментальным вездеходом должен был экипаж из нескольких человек. Два члена экипажа располагались на площадке перед двигателем и должны были работать с собственными штурвалами. Размещенное горизонтально колесо отвечало за маневрирование, а установленное под наклоном использовалось для управления колейным мостом. Задний пост управления, расположенный на кормовой площадке, оперировал бензиновым двигателем и коробкой передач

-6

Преодоление рва предусматривалась следующим образом: ко рву «Пересекатель траншей» подъезжал на всех колесах. Перед препятствием экипаж сбрасывал скорость и за счет нагрузки на заднюю ось подавал вперед переднюю часть машины. За счет большой нагрузки именно на заднюю ось передняя рама вывешивалась над траншеей и при движении "перелетала" над рвом. Даже если передняя часть опускалась вниз, благодаря свой форме, она утыкалась в край рва и заезжала на противоположную сторону препятствия.

-7

Когда переднее колесо оказывалось на противоположной стороне траншее, машина останавливалась, оператор отпускал цепь и мост опускался на противоположные края окопа. Уложив мост, водитель Tritton Trench Crosser продолжал движение задним колесами по мосту, пока они полностью не переезжали по нему. Цепь в этот момент скользила по направляющим роликам. При окончании движения вся машина была на другой стороне препятствия.

-8

После переезда траншеи мост должен быть возвращен назад. Именно этот момент описывается очень скомкано и неточно, но скорее всего происходило протаскивание цепью моста под трактором, так как оба конца цепи были закреплены в передней части моста. Балки моста сдвигались, благодаря задним роликам внутрь между колес и в ручном режиме возвращались в исходное положение положение между осями. Возможно для этого использовалась через привод и тяга двигателя. Вернув мосты обратно, трактор ехал до следующего препятствия.

-9

Схема мобильного моста была очень близка к испытывавшемуся во Франции мосту на шасси Делоне-Бельвиль, о котором коротко рассказывалось в статье Поиск выхода из тупика. Часть 11. Véhicule pour le passage des tranchées Delauney-Belleville. 1915. Боевой мост. Но в отличие от французского прототипа, на котором обкатывалась только идея, английский мост служил для проезда достаточно тяжелой машины. И хотя испытания показали, что принципиально идея боевых мостов имеет право на жизнь, её конкретная реализации на шасси трактора Фостера оказалась неудачной. Преодоление препятствий было крайне медленным. не было никаких шансов, особенно при наличии у противника артиллерии на выживание в реальном бою. Триттон отказался от развития проекта, а "Преодолеватель траншей" скорее всего был переделан обратно в трактор-артиллерийский тягач.

Рисунок Tritton Trench Crosser из журнала G.B.M (Франция) в варианте движения
Рисунок Tritton Trench Crosser из журнала G.B.M (Франция) в варианте движения
Рисунок Tritton Trench Crosser из журнала G.B.M (Франция) в варианте опущенного моста
Рисунок Tritton Trench Crosser из журнала G.B.M (Франция) в варианте опущенного моста

Задачей опытной машины «Преодолевателя траншей конструкции Триттона» была проверка оригинального решения по оснащенидб колесной боевой техники собственным колейным мостом. И хотя испытания показали, что приспособление реально позволяет преодолевать траншеи без особых проблем, в ходе испытаний были выявлены и серьезные недостатки проекта. Опытная машина не отличалась высокой маневренностью и подвижностью. Возможно Триттон и сам нарисовал боевую машину на базе Tritton Trench Crosser, но скорее это уже домыслы реконструкторов. В "фантазийном варианте" все агрегаты должны были прикрываться броневым корпусом, увеливался изогнутый передний лист, обеспечивающий пересечение рвов, в передней части корпуса появлялась пулеметная установка. Колейный мост и его цепи оставались за пределами бронекорпуса. Так одним движением мышки экспериментальная машина превращалась в танк, правда малоподвижный и неманевренный.

Рисунок Tritton Trench Crosser из журнала G.B.M (Франция) в варианте опущенного моста
Рисунок Tritton Trench Crosser из журнала G.B.M (Франция) в варианте опущенного моста


В ходе полевых испытаний оригинальный вездеход подтвердил возможность применения схемы и показал все ожидаемые недостатки. С развитием гусеничного проекта такой бронированный тягач полностью терял смысл и перспективы стали нулевыми. В то же время использование колейных мостов получило свое развитие уже в другом виде и на шасси "ромюбов". Проект Tritton Trench Crosser был реализован только для проверки технологии. Испытания опытного образца показали как работоспособность, так и крайне низкие эксплуатационные характеристики машины, что позволило своевременно отказаться от заведомо бесполезного предложения.

Эта статья продолжение цикла об экспериментальных боевых машинах Первой мировой войны, которые не стали, да и не могли стать серийными, ведь параллельно уже создавались "нормальные" танки. Следующую статью можно прочитать здесь: Поиск выхода из тупика. Часть 15. Killen-Strait Armoured Tractor. 1915. Трехгусеничный танк. А о реальной попытке создать боевую машину с использование идей Диплока можно прочитать здесь. 2.9. Pedrail Wheel. Часть 6. Первый БМП или последний блин комом. Pedrail Landship.1915.

Источники:

https://masterok.livejournal.com/3286533.html

https://topwar.ru/105659-eksperimentalnyy-vezdehod-tritton-trench-crosser-velikobritaniya.html