Найти в Дзене

Какие поезда имели начальной/конечной курорт всесоюзного значения Джалал-Абад

В соответствии с алфавитом мы продолжаем вспоминать пассажирское железнодорожное сообщение времен СССР. Сразу скажу, что уже с 90-х гг. никакой информации по третьему по численности населения городу Киргизии - Джалал-Абаду, с точки зрения железнодорожного сообщения, нет. Станция Джалал-Абад вообще указывается как непассажирская.

А вот в советские годы пассажиропоток был сюда достаточно приличный. А санатории, расположенные в этих местах, считались всесоюзной здравницей (то есть даже не республиканского значения). А его название можно трактовать как славное место, великое место.

Джелал-Абад. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Джелал-Абад. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Въезд в курортную зону Джалал-Абада. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Въезд в курортную зону Джалал-Абада. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Обычно, когда говорят о Киргизии, то первое, что приходит на ум - это высокие горы. Но Джалал-Абад в предгорьях, в окружении относительно небольших гор Аюб-Тоо. Сама курортная зона расположена на высоте около 960 метров над уровнем моря (примерно как Аршан в Бурятии), а город на 200 метров ниже. Причем, если город известен с конца XIX века, то вот целебные источники - намного раньше. да и вообще эти места считались священными. Но, конечно, до сих пор в эти места едут, прежде всего, за природными красотами. Например, в 130 км по прямой расположен заповедник у озера Сары-Челек.

Сары-Челек. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Сары-Челек. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

А вот и долина реки Кара-Алма:

Кара-Алма. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кара-Алма. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Железная дорога сюда добралась еще до первой мировой войны. Но в справочнике за 1936 год я не обнаружил ни одного поезда с конечной станцией в этом городе. А вот после войны поезда сюда уже были. Итак, 1946 год:

  • № 509/510 Джалал-Абад - Кок-Янгак (сейчас Кок-Жангак). Второй город / поселок и в наши дни расположен в конце тупиковой ветки. От Джалал-Абада это буквально 29 км. А вот время в пути было ровно 2 часа - 15:30 - 17:30!
Кок-Жангак. Фото ии открытых источников Яндекс.Картинки
Кок-Жангак. Фото ии открытых источников Яндекс.Картинки
  • № 75/76 сообщением Джалал-Абад - Фрунзе. Это был, конечно, главный поезд для этих мест. В пути он был аж более 2 суток. Проходил через такие известные места как Ташкент, Коканд Худжанд (тогда Ленинабад) и Андижан, то есть закладывал огромный полукруг.
Коканд. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Коканд. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Худжанд. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Худжанд. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Андижан. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Андижан. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В 1964 году сохраняется Фрунзе-Джалал-Абад, только теперь это поезд № 87/88. Параллельно с ним сюда ходил поезд и еще из одной столицы республики бывшего СССР - из Ташкента - № 249/250. Но появился и поезд в РСФСР - в Куйбышев. Я даже сначала думал, что это какой-нибудь неосновной Куйбышев, но нет. Это именно тот самый, который в наши дни - Самара. Ходил через день с поездом Куйбышев - Душанбе.

В 1969 году поезд Джалал-Абад - Фрунзе ускорили почти на сутки по сравнению с 1946 годом. Теперь он в пути 29 часов 54 минуты. А вот до Куйбышева было ехать на 30 часов дольше - 59 часов 22 минуты. Шел он через Ташкент, Оренбург и Кинель.

Ну а дальше мы уже должны привыкнуть к тому, что после 1969 года время в пути у поездов лишь увеличивается. Например, в 1980 году сюда приходили поезда из тех же двух городов. Но время в пути до Фрунзе составляло уже 31 час 41 минуту, а на маршрут до Куйбышева уходило аж 66 часов 35 минут. В 1987 году чуть быстрее до Фрунзе - 30 часов 55 минут, но до Куйбышева зато уже более 67 часов. Причем маршрут всё тот же.

Бишкек. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Бишкек. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Последний справочник, из имеющих у меня, в котором есть хоть что-то про Джалал-Абад - это справочник 1989 года. Куйбышевский поезд уже отменили (видимо, более 60 часов в поезде сводили на нет все результаты лечения), а вот фрунзенский снова ускорили до 29 часов 25 минут в пути.

Вот даже интересно, а был ли кто-нибудь из моих читателей в Джалал-Абаде? Если да, то напишите свои впечатления, пожалуйста. До встречи на канале!