В соответствии с алфавитом мы продолжаем вспоминать пассажирское железнодорожное сообщение времен СССР. Сразу скажу, что уже с 90-х гг. никакой информации по третьему по численности населения городу Киргизии - Джалал-Абаду, с точки зрения железнодорожного сообщения, нет. Станция Джалал-Абад вообще указывается как непассажирская.
А вот в советские годы пассажиропоток был сюда достаточно приличный. А санатории, расположенные в этих местах, считались всесоюзной здравницей (то есть даже не республиканского значения). А его название можно трактовать как славное место, великое место.
Обычно, когда говорят о Киргизии, то первое, что приходит на ум - это высокие горы. Но Джалал-Абад в предгорьях, в окружении относительно небольших гор Аюб-Тоо. Сама курортная зона расположена на высоте около 960 метров над уровнем моря (примерно как Аршан в Бурятии), а город на 200 метров ниже. Причем, если город известен с конца XIX века, то вот целебные источники - намного раньше. да и вообще эти места считались священными. Но, конечно, до сих пор в эти места едут, прежде всего, за природными красотами. Например, в 130 км по прямой расположен заповедник у озера Сары-Челек.
А вот и долина реки Кара-Алма:
Железная дорога сюда добралась еще до первой мировой войны. Но в справочнике за 1936 год я не обнаружил ни одного поезда с конечной станцией в этом городе. А вот после войны поезда сюда уже были. Итак, 1946 год:
- № 509/510 Джалал-Абад - Кок-Янгак (сейчас Кок-Жангак). Второй город / поселок и в наши дни расположен в конце тупиковой ветки. От Джалал-Абада это буквально 29 км. А вот время в пути было ровно 2 часа - 15:30 - 17:30!
- № 75/76 сообщением Джалал-Абад - Фрунзе. Это был, конечно, главный поезд для этих мест. В пути он был аж более 2 суток. Проходил через такие известные места как Ташкент, Коканд Худжанд (тогда Ленинабад) и Андижан, то есть закладывал огромный полукруг.
В 1964 году сохраняется Фрунзе-Джалал-Абад, только теперь это поезд № 87/88. Параллельно с ним сюда ходил поезд и еще из одной столицы республики бывшего СССР - из Ташкента - № 249/250. Но появился и поезд в РСФСР - в Куйбышев. Я даже сначала думал, что это какой-нибудь неосновной Куйбышев, но нет. Это именно тот самый, который в наши дни - Самара. Ходил через день с поездом Куйбышев - Душанбе.
В 1969 году поезд Джалал-Абад - Фрунзе ускорили почти на сутки по сравнению с 1946 годом. Теперь он в пути 29 часов 54 минуты. А вот до Куйбышева было ехать на 30 часов дольше - 59 часов 22 минуты. Шел он через Ташкент, Оренбург и Кинель.
Ну а дальше мы уже должны привыкнуть к тому, что после 1969 года время в пути у поездов лишь увеличивается. Например, в 1980 году сюда приходили поезда из тех же двух городов. Но время в пути до Фрунзе составляло уже 31 час 41 минуту, а на маршрут до Куйбышева уходило аж 66 часов 35 минут. В 1987 году чуть быстрее до Фрунзе - 30 часов 55 минут, но до Куйбышева зато уже более 67 часов. Причем маршрут всё тот же.
Последний справочник, из имеющих у меня, в котором есть хоть что-то про Джалал-Абад - это справочник 1989 года. Куйбышевский поезд уже отменили (видимо, более 60 часов в поезде сводили на нет все результаты лечения), а вот фрунзенский снова ускорили до 29 часов 25 минут в пути.
Вот даже интересно, а был ли кто-нибудь из моих читателей в Джалал-Абаде? Если да, то напишите свои впечатления, пожалуйста. До встречи на канале!