Главное здание речного вокзала в Казани вот уже почти 20 лет не принимает пассажиров. За это время первое в городе сооружение советского модернизма сильно обветшало. И тут даже саммит БРИКС, перед которым город приводят в божеский вид, не поможет. Но это реально позорно, имея столько воды, в третьей столице России нет нормального речного порта. А вообще, как он появился и какие на него планы в дальнейшем?
Внешне все прекрасное, ужасное внутри…
- Театр начинается с вешалки, а любой город — с аэропорта, железнодорожного вокзала. Гости, приезжая к нам по железной дороге или прилетая в аэропорт, видят и понимают, что они приехали в столицу Татарстана. А Речной порт — это стыд и срам, - говорит мэр Казани Ильсур Метшин.
В 2005 году объект начали реконструировать, но из-за нехватки средств процесс остановился. Главное здание речного вокзала не функционирует уже почти 20 лет. А в советское время оно было притяжением для всего города. За сезон через н6его проходило около 5 миллионов человек.
Ну а почему нет? Если сама река является тянет к себе и романтиков, и путешественников? Я прекрасно помню, как мы стартовали в плавание именно с этого здания, которое за счет огромных окон особенно вечером было наполнено солнечным светом? Был один явный недостаток в нем. Точнее – 2. Первое – запах туалета, который разносился не только по всему зданию, но и выходил наружу. С ним, почему-то ничего не могли сделать. И второе – отсутствие билетов на популярные рейсы. К примеру, до Свияжска или те же вечерние прогулки по Волге. То есть, можно было с утра приехать, и обломаться, так как билеты в кассах уже закончились.
Какое-то время доступ в порт был свободным. То есть, несмотря на то, что шла реконструкция, каким-то образом можно было проникнуть внутрь. Зрелище, конечно, было печальным. Все разломано, все попорчено. Потом, учитывая международные соревнования, которые проводились в городе, фасад решили затонировать пленкой, а внутри как был бардак – так и остается. Метшин в своем гневном посыле обращался к собственнику, дескать, на вашем балансе находится здание, а вы даже и не следите за ним. Однако, теперь непонятно, когда дойдут руки до порта. «Татфлот» передал свои активы новой структуре – «Флоту РТ», а у того вон вообще пока метеоры ломаются.
В 2013 году главное здание хотели переоборудовать в отель на 78 номеров с конференц-залом, рестораном, парикмахерской, банком, увеличив привокзальную площадь и парковку. Но этот проект также остался нереализованным.
Рядом построили новое здание, где-то же билеты продавать надо. Ну или оно и раньше было, просто я его не замечал. Но оно бездушное, там всегда много народу, охраны как таковой нет, сплошное хамство. В общем – не прижилось оно в моей душе.
Определились с местом
Казань считается одним из значимых водных центров европейской части России. Через Волгу город сообщается с пятью морями: Азовским, Балтийским, Белым, Каспийским и Черным. Перемещение судов по водным путям было важной частью развития города еще с XV века. Из-за того, что Волга, Казанка, Булак и Кабан долгое время были единой системой, около пристаней формировалось множество торговых территорий.
В 1718 году рядом с городом создается Адмиралтейство, которое быстро развивается. Однако из-за удаленности от центра процессы перевозок значительно усложнялись и становились дорогостоящими. В начале XIX века планировался перенос порта в более удобное место, но проект так и остался на стадии разработки из-за финансовых трудностей и отсутствия большого интереса государства и местных купцов.
Тема речного порта возникла вновь только в советское время. В 1933 году комиссариат выделил бюджет на подготовительные работы, но позже проект был заморожен из-за неподходящей местности. Во время войны в Татарстан и Казань эвакуировали мирных жителей - в основном по реке. Также водными путями отправлялась военная помощь и продовольствие в Сталинград. В 1948 году постановлением министра речного флота СССР пристань Казань становится Казанским речным портом.
Активное развитие судоходства повысило потребность в речном порту с высокой пропускной способностью. В 1952 году в республике приняли решение о переносе центра водных путей города. Основная концепция - соединение порта с исторической частью Казани.
В конце 1957 года были запущены первые объекты нового порта, состоящего из пассажирского и грузового терминалов. В него вошли главное здание речного вокзала, кассы, портальные краны, рабочие склады, ремонтные мастерские и зарядная станция.
Лучшее на Волге
Центральное здание комплекса построено в 1962 году по проекту архитекторов И.Г. Гайнутдинова и М.П. Константинова совместно с инженером А. Эстеркиным.
Среди других работ Гайнутдинова - утраченный павильон ТАССР на ВДНХ в Москве, интерьеры и фасады театра оперы и балета им. М. Джалиля, Дворец культуры меховщиков и фасады главного здания КНИТУ-КХТИ. Константинов также спроектировал жилые дома в Москве, Ленинский мемориал в Ульяновске, Дворец спорта в Архангельске и другие объекты.
Здание речного вокзала чуть возвышается над площадью. Изначально большая часть его периметра была остеклена - это символизировало отсутствие границ между портом и улицами города. А форма здания создавала образ пришвартованного судна.
Для фасада использовалось полированное и цветное стекло, яркая штукатурка, а также керамическая плитка - новый для того времени материал. Гайнутдинов одним из первых в Казани применил прием контраста, соединив стеклянную стену с керамическими панно и мозаиками, восходящими к булгарским традициям облицовки.
Благодаря таким решениям главное здание речного вокзала считается первым архитектурным объектом советского модернизма в Казани.
Полное строительство речного порта завершилось 8 июня 1964 года - государственная комиссия подписала акт о приемке нового Казанского порта в эксплуатацию. Он стал крупнейшим в Волжском бассейне.
В 1970-е годы порт считался лучшим на Волге благодаря высокому уровню инфраструктуры, техническому оснащению и главному зданию. В главном здании было два зала ожидания, ресторан, комната матери и ребенка, почта, телеграф, комбинат бытового обслуживания, радиоузел. В межнавигационный период залы использовались для выставок, лекций и кинопоказов.
Что же будет с Родиной и портом?
В 2022 году в республике приступили к реновации территорий речного порта. Согласно проекту, в ближайшее десятилетие здесь появится большой комплекс с набережной, кафе, парками, жилыми домами, детскими садами и школами.
На участке порта оборудуют стоянку для маломерных судов, а грузовой порт переедет в новое место. Однако перевозки пассажиров и главное здание речного вокзала реновация вроде как не затронет, так как они расположены выше обозначенных для преобразования территорий.
В любом случае набережная в ближайшие годы сильно преобразится. Как знать, может быть это и пассажирского порта коснется. А то действительно стыдно, имея такие водные просторы Казань не имеет нормального пассажирского красивого причала…
С вас - лайк, если захотели в путешествие по воде