Найти тему
Москва, любовь моя

Гостиница "Ленинградская": самая маленькая из семи московских высоток и её "архитектурные излишества"

Семь сталинских высоток были заложены одновременно: 7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы. Первым из них, в 1952, было построено здание на Котельнической набережной. Гостиница "Ленинградская" открыла свои двери 1 ноября 1953. За её создание архитекторы Л.М.Поляков и А.Б.Борецкий были награждены Сталинской премией, которой позднее были лишены.

Но обо всём по порядку.

Высота гостиницы "Ленинградская" - 136 метров, это архитектурная доминанта Комсомольской площади, и при этом - самая "низкорослая" московская высотка.

Каждый из трёх вокзалов Комсомольской площади по-своему представляет национальный стиль. Поэтому во внешнем облике "Ленинградской", которая, по замыслу архитекторов, представляет с площадью единое целое, присутствуют мотивы традиционного русского зодчества.

Композиционно здание разделено на три объёма: два 6-этажных крыла служат основанием для четырёхгранной 15-этажной башни с шатровым завершением. Это подчёркивает её сходство с православным храмом. В отделке фасада использованы белая керамическая плитка и красная глазурованная керамика. А главный вход решён в виде теремного крыльца, украшенного карнизами и пинаклями:

-4

Внутри сходство с храмом усиливается: внутреннее убранство буквально пропитано духом древнерусской архитектуры.

Сначала мы попадаем в похожий на сказочный терем Малый вестибюль - с тёмно-синими сводами, покрытыми золотыми узорами, с бронзовыми светильниками на стенах:

С потрясающим стеклянным потолком и искусной росписью:

-6

Стойка регистрации с потолком из дубовых брусьев - всё та же, сохранилась с 1950-х. Здесь на расписных сводах также тёмно-синий кобальт + золото = русское узорочье во всей своей красе. Автор этой красы - художница Мария Энгельке:

-7

Бронзовая решётка - копия Золотых ворот кремлёвского Верхоспасского собора - отделяет Малый вестибюль от Большого:

Большой вестибюль - просторный, торжественный, двусветный, с высокими колоннами, бронзовыми канделябрами и хрустальными люстрами, напоминающими паникадила Успенского собора Кремля. Необыкновенной красоты потолки - бронзированное папье-маше (чтобы не утяжелять):

Снова напрашивается аналогия с православным храмом: притвор, храм и алтарь, на который так похожа лифтовая ниша. Она представляет собой портал, отделанной золотом и облицованный знаменитым шокшинским порфиром:

-10

Порфиром называют камень кварцит за его глубокий пурпурный цвет (πορφύρεος по-гречески "пурпурный", "багряный"), символ царской власти.

Шокшинский он потому, что его месторождение находится у села Шокша в Карелии, на западном берегу Онежского озера.

Шокшинский кварцит очень труден в обработке, но он необыкновенно красив и долговечен. И крайне дорог. Им облицован Мавзолей В.И. Ленина. В 1847, по специальному разрешению Николая I, было добыто 40 тонн шокшинского порфира и переданы в дар Франции - для сооружения саркофага Наполеона. Саркофаг был установлен под куполом собора Святого Людовика Дома инвалидов в Париже, грандиозное зрелище:

Люстры великолепны. Однако Н.С. Хрущёв при посещении гостиницы остался недоволен излишней роскошью её внутреннего убранства, и особенно - люстр:

-12

Дело в том, что после смерти Сталина вектор развития в архитектуре сменился: великолепный сталинский ампир уступал место хрущёвскому панельному минимализму (с одной стороны, очень жаль, но с другой - людям после войны и правда, негде было жить).

Вышло постановление ЦК КПСС "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве". В нём говорилось, что при строительстве высоток были допущены излишества. И последовало решение лишить архитекторов Л.М. Полякова и А.Б. Борецкого звания лауреатов Сталинской премии за расточительство государственных средств.

Вот так.

Две симметричные мраморные лестницы, ведущие на второй этаж, охраняют геральдические бронзовые львицы:

Существует легенда, что львиц мы привезли из рейхстага в 1945. Но это не так. Архитектор Леонид Поляков обнаружил этих кошечек в одном из музейных запасников и посадил охранять всю эту красоту:

Правая лестница ведёт в ресторан - когда-то это было первое и единственное в Москве казино:

Левая лестница ведёт в прекрасный просторный зал с мраморными колоннами, зеркалами, позолоченными канделябрами и китайскими вазами. Когда-то здесь был ресторан, а теперь здесь танцуют:

Потолок украшен лепниной и живописными панно с изображением высотки МГУ - получилась перекличка двух высоток. Живопись чистили реставраторы, сделали всё, что смогли, но она все равно осталась тёмной:

Ещё один зал гостиницы - с витражами и хрустальными люстрами, - используется для банкетов:

Лестницы ведут нас на второй этаж. Они украшены бронзовыми торшерами, крестовыми сводами потолка и медальонами-барельефами: справа - посвящённый Куликовской битве в 1380, когда войско Дмитрия Донского одержало победу над Мамаем:

Слева - Ледовому побоищу в 1242, когда Александр Невский разбил на Чудском озере немецких рыцарей. В лестничном пролёте - прекрасная бронзовая люстра-гирлянда:

-20

Она расположена в пространстве между 2 и 7 этажами, её длина 15,5 метров:

Раньше вместо стеклянных ограждений были зеркальные - можно только представить себе эту красоту.

Свободно гулять можно по первым шести этажам, выше могут подняться только постояльцы. Изначально в гостинице было 349 номеров, от крошечных 12-метровых до трёхкомнатных люксов. Сегодня, после реконструкции, - "273 номера, включая пять посольских люксов и один президентский люкс" - так заявлено на сайте "Ленинградской". Площадь стандартного номера 26 кв. м, цена за ночь - 8075 рублей с завтраком.

На минус первом этаже - СПА-зона с бассейном и тренажёрным залом, но мы туда не спускались. Бассейн сделан на месте бывшего бомбоубежища.

Крутящиеся турникетные двери из цельных пластин дуба, через которые мы покидаем гостиницу, первые в Советском Союзе и выполнены по спецзаказу, в то время таких дверей ещё не делали. Потом их тоже сочли излишеством, они и правда, роскошны:

Сегодня 5-звёздная гостиница "Ленинградская" входит в международную сеть отелей Hilton и официально называется "Hilton Moscow Leningradskaya". Зайти сюда может любой желающий - ведь это отель. И оказаться среди исторических интерьеров начала 1950-х.

Фундамент высотки уходит на шесть этажей вниз, вокруг него установлены бетонные сваи и работает система откачки грунтовых вод (там протекают две подземные реки). Осадки у здания никогда не было. После реконструкции 2006 специалисты оценили его ресурс: ещё минимум 100 лет!

Надеюсь, что со временем напишу про все московские высотки. А пока - статья о высотке на Котельнической набережной: