Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Усадьба Ивана Клейна, доходный дом Густава Гельриха и последнее пристанище Федора Шехтеля

Оглавление

В Москве есть множество домов, на которых можно насчитать больше десятка мемориальных досок, посвященных знаменитым жильцам. На этом же здании такого засилия мемориальных досок нет, однако здесь в разные годы побывало удивительное количество деятелей искусства, театра, кино, литературы и публицистики.

А еще в нем жила одна семья, вспоминая о которой, я не могу оставаться равнодушным. Впрочем, лучше, чтобы все шло по порядку.

Вот он: высокий, но узкий, стоит на дальнем краю единого массива зданий почти в самом конце нечетной стороны Малой Дмитровки. Выделяется цветом, будучи светлее своего соседа слева.

-2

Его в 1913-1914 годах выстроил известный русский архитектор германских кровей Густав Августович Гельрих на месте другого, гораздо более старого дома.

-3

До нашествия Наполеона на месте нынешних домов №25 и №27 находились...

...Двухэтажный каменный дом и деревянный одноэтажный флигель

Они принадлежали секретарю городского магистрата, титулярному советнику Александру Ивановичу Григорьеву – отцу мемуариста, поэта, литературного и театрального критика Аполлона Александровича Григорьева.

В беспощадном пламени 1812 года оба здания сгорели практически дотла.

Во второй половине двадцатых годов усадьбу восстановили, и по 1857 год ею владело семейство Писемских (о которых будет следующая моя заметка). Вместо сгоревшего деревянного флигеля в 1836 году они построили небольшой доходный дом. На его-то месте и стоит теперь архитектурный герой моей сегодняшней истории.

-4

А в 1878-м усадьбу приобрел (вот уж воистину калейдоскоп московских историй!) Иоганн Макариус или, как его звали на русский манер, Иван Макарович Клейн – купец-галантерейщик из Либавы, потомственный почётный гражданин и... отец архитектора Романа Ивановича Клейна. Правда, его знаменитый отпрыск к тому времени жил уже самостоятельно, сняв каморку и работая помощником у Владимира Иосифовича Шервуда.

В восьмидесятых годах девятнадцатого века в старом доходном доме открылась редакция журнала «Русская мысль», основанного Вуколом Михайловичем Лавровым. В журнале печатались Ключевский, Лесков, Чехов, Горький, Мамин-Сибиряк... И конечно, все они нередко бывали здесь.

Позднее тем домом владел дьякон Казанского собора Александр Николаевич Виноградов (не путать с его полным тезкой, китаистом, историком и церковным археологом, иеромонахом Алексием (в миру как раз-таки Александром Николаевичем Виноградовым) с женой Александрой Сергеевной.

А в 1913 году часть усадьбы приобрел Густав Гельрих, чтобы...

...Выстроить здесь собственный доходный дом

Дом в стиле неоклассицизма получился устремленным ввысь, в семь этажей и всего по три окна на этаж, если не считать эркеры – все-таки территория, где раньше стоял флигель усадьбы Григорьевых, была невелика. Практически полностью симметричный относительно центральной оси, с единственным отличием: слева располагалась проездная арка, ведущая во двор, а справа входная дверь в единственный с улицы подъезд.

-5

Низ традиционно рустован, а верхние этажи облицованы светло-серой плиткой. И два совершенно одинаковых фланкирующих эркера в четыре этажа, украшенные ионическими пилястрами и с открытыми балконами наверху, ограниченными лишь тонкой, легкой невысокой решеткой (5 фото).

А между рядами окон, украшенных замковыми камнями, мастер разместил лепные барельефы в античной манере, слегка напоминающие скульптуры с Аничкова моста в Санкт-Петербурге (6 фото).

И в доме этом действительно в разные годы жило много знаменитостей.

Артистка обоих МХАТов и киноактриса Анастасия Платоновна Зуева, артист Малого театра Николай Николаевич Музиль, актриса театра и кино Варвара Александровна Обухова, писатель, историк, искусствовед Юрий Максимилианович Овсянников, театральный художник Николай Иванович Рогачев, писатель-сатирик Яков Михайлович Рудин, поэт и переводчик, собственный корреспондент журнала «Весы» в Берлине Максимилиан Яковлевич Шик...

(7 фото)

Детская писательница Мария Леонтьевна Толстая (урожденная Тургенева) и ее знаменитый племянник Алексей Николаевич Толстой, который жил здесь с 1923 по 1938 год. И здесь же, к слову сказать, работал над своим неоконченным романом «Петр Первый».

(6 фото)

А еще в этом доме, в одной из комнат коммунальной квартиры №22, с 1932 по 1962 год проживал известный комик, актер театра и кино...

...Эстрадный артист Вадим Сергеевич Тонков с семьей

Старшее поколение знает, помнит и любит его в роли Вероники Маврикиевны Мезозойской.

Вадим Тонков. Изображение из открытых источников
Вадим Тонков. Изображение из открытых источников

А еще кто-то, правда таковых значительно меньше, знает Вадима Тонкова как внука одного из гениальнейших мастеров модерна, моего любимого архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Вадим Сергеевич – сын его дочери, художницы Веры Федоровны Шехтель-Тонковой.

Федор Осипович Шехтель. Изображение из открытых источников
Федор Осипович Шехтель. Изображение из открытых источников

И вот здесь, потеряв личный особняк на Большой Садовой улице и помыкавшись по чужим комнатушкам, знаменитый зодчий поселился вместе со своей женой Натальей Тимофеевной Шехтель, урожденной Жегиной (до 1902 года служившей библиотекарем в различных московских художественных училищах, а с 1902 и до конца 1930-х, почти до самой смерти – в Строгановском училище, которое в двадцатых годах переименовали во ВХУТЕМАС).

Официально считается, что в этом доме Шехтель и скончался.

Бюст возле Ярославского вокзала
Бюст возле Ярославского вокзала

Хоть есть и другая версия, но именно так говорят об этом доме на Малой Дмитровке справочники по Москве.

Об этом же пишет и Евгения Ивановна Кириченко, историк архитектуры и искусствовед, доктор искусствоведения, бывшая студентка Строгановки, а позднее преподаватель ВХУТЕМАСа:

«Кроме собственных домов, достоверно известны еще несколько московских адресов Шехтеля. До постройки дома на Петербургском шоссе, а также после его продажи и до окончания строительства дома в Ермолаевском переулке Шехтель живет на Тверской в доме Щ. Л. Гиршман (бывш. А. А. Пороховщикова; современный адрес — ул. Горького, 28). Это колоссальное здание с несколькими внутренними дворами было построено в 1874 году по проекту архитектора А. Е. Вебера.
В 1918 году дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий с семьей выселены. За последние восемь лет жизни Шехтель сменил три адреса. Это были коммунальные квартиры: сначала в доме № 18 по 1-й Брестской улице, потом в доме в Старопименовском переулке (ныне ул. Медведева), наконец, с 1923 по 1926 год — в доме № 25 по Малой Дмитровке, названной позднее именем его великого друга А. П. Чехова. В этом доме, выразительном образце неоклассицизма (проект 1913 г.; архитектор Г. А. Гельрих), в квартире № 22, Шехтель скончался».
(Евгения Кириченко, «Большая Садовая улица, 4»)

А если напоследок вернуться к рассказу о Густаве Гельрихе, то останется лишь сказать, что он владел домом до 1916 года.

Что было здесь после революции, можно только гадать. Но думаю, мало чем судьба Малой Дмитровки отличалась от судеб всей России.

Дом же этот и по сей день является жилым.

Доходный дом Г.А. Гельриха, достопримечательность, ул. Малая Дмитровка, 25, стр. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!

А заодно напоминаю о нашем нововведении: телеграмм-чате для неформального общения и обмена фотографиями, мнениями, впечатлениями и местами для интересных прогулок.

Тайный фотограф Москвы