КЕМ БЫЛА ПРЕПОДОБНАЯ ЕЛИСАВЕТА ЧУДОТВОРИЦА
Преподобная Елисавета жила в V-м столетии.
Еще до рождения этой Божией угодницы ее матери Евфимии было откровение. Посланная к ней Господом святая мученица Гликерия сообщила не имевшей 16 лет детей женщине, что слезные молитвы ее услышаны, и в скором времени она родит дочь, которая станет «избранным сосудом Святого Духа».
Когда девочка появилась на свет, ее нарекли именем матери Иоанна Предтечи, в память о том, что и эта святая долго молила Господа о ниспослании младенца.
Елисавета росла очень смышленым ребенком, однако совершенно не проявлявшим интереса к обычным детским забавам. Ее привлекало более других занятий изучение Священного Писания, которому ее обучали с трехлетнего возраста, и чтение рассказов о жизни святых угодников. Впоследствии долгие часы проводила она в молитве по примеру этих благочестивых праведников.
По кончине родителей девушка раздала все свое имущество нищим и отправилась из родной Ираклии в Царьградскую женскую обитель святого великомученика Георгия, где настоятельницей была ее родственница. Приняв иночество, Елисавета стала вести строгую благочестивую жизнь.
И так угодила эта молодая подвижница своими трудами Создателю, что получила от Него многие бесценные дары: ее молитвы врачевали всякий недуг, а ее речи пробуждали добродетельное начало в каждой заблудшей душе человеческой, заставляя отрекаться от зла.
Со временем Елисавета стала игуменьей обители. Ее благословил на это поприще сам Константинопольский патриарх – будущий святитель Геннадий.
Многие годы она усердно постилась, питаясь лишь травами да овощами, не вкушая даже хлеба. Никогда не употребляла в пищу вина и масла. Во дни же Святой Четыредесятницы, подражая Христу Спасителю, подвижница и вовсе ничего не ела.
Одеждой ее всегда была лишь жесткая власяница, однако даже в самые холодные дни, когда все вокруг замерзали, Елисавета согревалась внутренним пламенем своей горячей любви к Вседержителю.
Ставя в пример смирение Евангельского мытаря, преподобная наставница долгих 3 года не поднимала к Небу своих очей, взирая туда только духовным зрением. Своею мыслию она созерцала сидящего на высоком престоле Создателя, окруженного Серафимами, и потому никогда не думала слишком много о земных вещах.
Житие угодницы повествует, что во время ночной молитвы ее озарял дивный небесный свет.
Преподобная игуменья была не только усердной молитвенницей, но еще и прозорливицей. Она предсказала жителям Царьграда великий пожар, который должен был их разорить, лишив нажитого имущества. В ту пору, слезно прося за страдальцев, святая Елисавета смогла умолить Создателя помиловать заблудших людей и не наказывать их столь строго. И Господь внял ее прошениям и не стал уничтожать город.
Много и других удивительных чудес сотворила эта подвижница при жизни: умертвила с помощью Крестного знамения коварного змея, истреблявшего людей в столичном предместье Евдомоне, исцелила женщину, долгие годы мучавшуюся от кровотечений, изгнала бесов из одержимых нечистыми духами страдальцев.
Множество удивительных деяний совершила эта святая. Не прекратились эти чудеса и по ее кончине: даже земля, взятая с гробницы преподобной Елисаветы, имела дивную силу исцелять слепых. Маслом от ее иконы до ныне исцеляют раны и ожоги, врачуют бесплодие и различные женские недомогания.
А на Руси святую Елисавету Чудотворицу исстари почитали еще и как избавительницу людей от всякого томления и усталости.
В конце своего жизненного пути святая Елисавета посетила родную Ираклию.
Здесь ей предстала в видении святая мученица Гликерия, предвозвестившая некогда ее рождение. На этот раз Гликерия возвестила игуменье о скором преставлении, призвав ее готовиться к переселению в Небесные Чертоги. Это случилось за 24 дня до кончины преподобной.
Святая Елисавета вернулась в монастырь и, раздав последние наставления сестрам, мирно отошла ко Господу.
ВАЖНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОЙ ЕЛИСАВЕТЫ ЧУДОТВОРИЦЫ, ПОЛЕЗНЫЕ И ДЛЯ НАС
Житие преподобной игуменьи Елисаветы сохранило некоторые ее наставления, весьма полезных и для нас.
К примеру, святая Чудотворица учила людей следующему:
- Никогда никого не злословить и всегда избегать лукавства и лжи. Святая настоятельница считала эти грехи главными сетями, с помощью которых бесы подчиняют нас своей власти.
- Во всякой болезни она призывала искать духовные корни, ибо «недуги плоти уклонением от греховных навыков во здравие претворяются». Страждущим от недуга людям она заповедовала учиться, прежде всего, смиренномудрию и нищелюбию, говоря, что этими добродетелями «благоугождается Бог, даруя здравие и велию милость».