ВВЕДЕНИЕ. Борьба именно с православием в России началась сразу во время Февральской революции, после "отречения" императора Николая II и распада Российской Империи. Либеральное массонское временное правительство (а после него, ещё 3 коалиционных правительств, обобщённо всех называемых «Временным правительством»), просуществовало со 2 (15 марта) по октябрь (ноябрь по новому стилю) 1917 года. Последующая Октябрьская революция осуществила свержение Временного правительства и установление советской власти 25 - 26 октября (7 - 8 ноября по новому стилю) 1917 года.
Советское государство просуществовало около 74 лет: РСФСР (19.02.1918 - 29.12.1922), в т.ч. и образованный СССР (69 лет - с 30.12.1922 по 26.12.1991).
Временное правительство объявило свою церковную программу, которая явилась торжеством духа либерализма. Ее основные положения:
1. свобода совести для всех религий, под которой понималась и свобода религиозной пропаганды;
2. государство не препятствует соборному самоуправлению Русской православной церкви (РПЦ);
3. обер-прокурор Синода не должен брать на себя государственную опеку над Церковью.
Уже 20 марта 1917 года новая власть приняла Постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений».
4 июля 1917 года Временное правительство приняло Постановление «О свободе совести». Переход из православия в другую веру теперь становился делом простым и не влекущим за собой дискриминационных мер. Ни о каких преференциях для государственно-образующей Православной церкви речь не шла. Постановление Временного правительства «О свободе совести» стало прецедентом для большевистского Декрета об отделении Церкви от государства.
Закон Божий, согласно Постановлению от 14 июля 1917 года, уже считался не обязательным для школы предметом. Таким образом, в стране разрушалась именно система православного воспитания. Важным элементом этой системы были церковно-приходские школы, но их передали в ведение Министерства народного просвещения уже 20 июня 1917 года. Православная Церковь потеряла 37 тысяч школ, как построенных на средства казны, так и на частные пожертвования. При этом школы других конфессий государство не тронуло. Запреты на преподавание Закона Божия облегчили большевикам кампанию по расхристианизации образования. Таким образом, религиозная политика Временного правительства была предпосылкой к дальнейшему большевистскому атеистическому наступлению в советский период. Богоборческой «советской властью» было уничтожено 47280 Православных церквей и 1010 монастырей (87%).
ПОЛИТИКУ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ МОЖНО УСЛОВНО РАЗДЕЛИТЬ НА 7 ПЕРИОДОВ:
1. (1917-1921) - государство, как секулярное (свободное от церкви).
2. (1922-1928) - начало антирелигиозной компании в СССР.
3. (1929-1942) - усиление репрессий против церкви и борьба Сталина с этим.
4. (1943-1953) - новый курс - сближение и сотрудничество власти с РПЦ.
5. (1954-1958) - борьба с "культом личности"и отмена сближения с РПЦ.
6. (1959-1970-е) - возврат к антирелигиозной пропаганде.
7. (1980-1991) - начало возрождения Русской Православной Церкви.
1. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД (1917 - 1921) - ГОСУДАРСТВО, КАК СЕКУЛЯРНОЕ,(СВОБОДНОЕ ОТ ЦЕРКВИ).
Церковь отделяется от государства, её собственность национализируется, школа отделяется от Церкви и граждане получают право свободы совести. Юридически это положение было оформлено Декретом от 23 января 1918 "Об отделении церкви от государства и школы от церкви".
До революции Православная Русская Церковь имела статус государственного института в Российской империи.
https://istmat.org/node/28408 (Декрет Совета Народных Комиссаров. Об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23.01.1918 года).
Церковь перестала быть подчинена государственному аппарату. 21 июня 1917 года съездом духовенства и мирян Московской епархии, собравшимся в Московском епархиальном доме, митрополитом Московским и Коломенским был избран архиепископ Виленский и Литовский Тихон (в миру Василий Белавин (1865 - 1925). 15 августа 1917 года, в самый день празднования Успения Пресвятой Богородицы, в Москве начал работу Поместный Собор Русской Православной Церкви, основной задачей которого было конституирование (устанавливание, формирование) церкви в новых условиях.
5 ноября, не в Успенском соборе, но, в нарушение традиции, вне Кремля (в то время закрытого властью для посещения), в переполненном храме Христа Спасителя состоялись выборы первосвятителя Русской Церкви. 21 ноября 1917 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля, в присутствии множества народа, состоялась интронизация избранного, первого после упразднения патриаршества Петром I, патриарха Тихона. Собор восстановил высший церковный сан патриарха, ликвидированного Петром I, утвердившего 25 января 1721 года новый высший церковный орган — Святейший правительствующий Синод, или Духовную Коллегию (типа министерства) вместо Патриархии. Это положило конец Синодальному периоду в истории Русской Православной Церкви.
Справка. С 1898 года владыка Тихон был направлен для служения в американскую епархию в сане епископа Алеутского и Аляскинского, с 1900 епископ Алеутский и Североамериканский, в 1905 возведён в сан архиепископа. За укрепление православия и возведение храмов (в т. ч. собора Свт. Николая в Нью-Йорке), был избран почетным гражданином США.
В 1907 году вернулся в Россию и был назначен на Ярославскую кафедру.
В 1914 году он - архиепископ Виленский и Литовский. На Всероссийском Поместном соборе в 1917 возведён в сан митрополита и выбран председателем Собора. По жребию избран патриархом Московским и всея Руси.
На посту Первосвятителя Русской Церкви Святейший Тихон пробыл семь с половиной лет (21 ноября (4 декабря) 1917 — 25 марта (7 апреля) 1925), безкомпромисно отстаивая православие.
19.01(01.02).1918 года Патриарх Тихон предал гонителей Церкви анафеме. Осудил декрет об отделении Церкви от государства, заключение Брестского мира и расстрел императорской семьи. Патриарх отказался от имени Церкви благословить "Белое движение" или какую-либо из враждующих сторон: «Я не могу дать благословения на гражданскую войну. И “красные”, и “белые”, все чада моей Церкви, кто-то верный, кто-то заблудший. Я могу молиться только о примирении народа». С 1917 по 1925 год на святителя Тихона было совершено три покушения. Он также был заключен в тюрьму, а после некоторое время находился под домашним арестом в Донском монастыре. Однако Патриарх, когда мог, продолжал ездить по Москве и другим городам, укрепляя веру своей паствы личным примером и проповедями.
В 1989 году он был канонизирован РПЦ. Дни памяти – 25 марта (7 апреля) и 26 сентября (9 октября). С 1992 мощи Патриарха находятся в Донском монастыре.
В 2025 году РПЦ отпразднует 100-летие со дня смерти святителя Тихона.
Отношение руководства церкви к Октябрьской революции было изначально враждебным. 2 декабря 1917 года на заседании Поместного собора был принят специальный акт: «О правовом положении Российской православной церкви». Он явился одним из основных итогов первой сессии Поместного собора, заседавшего в Москве еще с августа. Хотя в центре внимания собора были вопросы собственно «церковного обновления», но по мере обострения ситуации в стране, его деятельность приобретала все более политизированный характер. С лета и особенно осенью 1917 года на страницах церковной прессы, в проповедях духовенства нарастает волна обличения и опровержения революции; большевиков обвиняют во «вредительстве», «предательстве Родины» и так далее.
2. ВТОРОЙ ПЕРИОД (1922 - 1928) - АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ КОМПАНИЯ В СССР.
До 1922 года у советской власти не было цельной программы борьбы с Церковью как духовным и политическим противником. Власть решала первостепенные задачи: окончания войны и борьбы с экономической разрухой. Но уже в 1920 году Феликс Дзержинский в письме к своему заместителю М. Лацису, отмечал, что без помощи ВЧК, с попами справиться будет невозможно. И с 1922 года борьба с Церковью будет идти по двум направлениям — видимому (силами атеистов и безбожников всех мастей) и невидимому (силами ВЧК - ГПУ - ОГПУ - НКВД - МГБ - КГБ). В 1920-е годы в СССР начало организовываться массовое атеистическое движение. Стратегию изощрённого подрыва Церкви предложил в записке в Политбюро ЦК РКП(б) от 30 марта 1922 года Лев Троцкий, председатель Революционного военного совета (1918-1925), нарком по военным и морским делам СССР (1923-1925), (настоящее имя: Лейба Давидович Бронштейн), Он рекомендовал инспирировать раскол православия на лояльную власти, так называемую «обновлённую» церковь, которая бы противопоставила себя Церкви «патриаршей». "Нет более бешеного ругателя, как опозиционный поп", заявил Троцкий.
В этой записке он изложил основные рекомендации по борьбе с православием:
1. Провести агиткампанию в самом широком масштабе. Устранить как слезливое благочестие, так и глумление.
2. Расколоть духовенство.
3. Изъять ценности как следует быть. Если было допущено попустительство, исправить.
4. Расправиться с черносотенными попами.
5. Побудить определиться и открыто выступить сменовеховских попов. Взять их на учет. Неофициально поддерживать.
6. Теоретически и политически подготовиться ко второй кампании. Выделить для этого одного партийного «спеца» по делам церкви.
Главным инструментом раскола стали органы госбезопасности и репрессивные мероприятия. При активном участии Льва Троцкого была создана антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП(б), которая существовала с 13 октября 1922 по 30 ноября 1929 года.
Ведущей антирелигиозной организацией в СССР был Союз воинствующих безбожников (1925 - 1947). Большую роль в его возникновении сыграла, издававшаяся с 1922 года газета «Безбожник» (21.12.1922 - 20.07.1941). Лидером Союза воинствующих безбожников (1925 -1943) и редактором его печатных изданий был председатель «Союза воинствующих безбожников» и Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) - ЦК ВКП(б) Емельян Михайлович Ярославский (настоящее имя: Миней Израелевич Губерман), секретарь ЦК и член Оргбюро ЦК РКП(б) (1921-1923), (академик АН СССР (1939), член ЦК ВКП(б) (1939-1943). Ответственным секретарём Центрального союза воинствующих безбожников с 1939 по 1947 год стал Евгений Тучков, (имевший образование 4 класса), активный руководитель раскола в РПЦ по рецепту Троцкого, уволенный из ГУГБ НКВД в звании майора госбезопасности в 1939 году.
https://istmat.org/node/27263 (Записка Л. Д. Троцкого в Политбюро ЦК РКП(б) о политике по отношению к церкви от 30.03.1922 г.)
Как известно, голод 1921 год явился поводом для развязывания кампании по изъятию церковных ценностей, имевшей четкие экономические и политические задачи. В ходе кампании В.И. Ленин в своем письме от 19 марта 1922 года определил позицию государства по отношению к Церкви как, "беспощадное сражение черносотенному духовенству". Антирелигиозная политика первых лет не увенчалась успехом: в 1921—1922 годах началось частичное религиозное возрождение, особенно в городах. При этом, государственная власть пыталась внести раскол в церковную жизнь. 20.04.1922 года на квартире священника С. Калиновского состоялось совещание представителей ГПУ и «революционного (обновленческого) духовенства» в лице Калиновского, Борисова, Николостанского и епископа Антонина (Грановского), которые полностью согласились с представителями ГПУ относительно борьбы против Патриарха и патриаршего управления. Описывая механизм, с помощью которого создавалось обновленческое движение, а также каким образом и с какими целями собирался обновленческий собор, начальник 6-го отделения Секретного отдела ОГПУ Евгений Тучков (впоследствии секретарь Антирелигиозной комиссии), писал: "До создания обновленческих церковных групп, все управление церковью находилось в руках бывшего патриарха Тихона, а отсюда и тон церкви давался явно в антисоветском духе". Момент изъятия церковных ценностей послужил как нельзя лучше к образованию обновленческих противотихоновских групп, (так называемых сменовеховских, по выражению Троцкого, попов), сначала в Москве, а потом по всему СССР. Эту кампанию Ленин назвал «единственным моментом, когда мы можем 99 из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше». В апреле 1923 года в Москве открылся так называемый "Второй Поместный собор Русской Православной Церкви", получивший в народе название «лжесобора». Собор объявил о лишении патриарха Тихона сана, священства и даже монашества с возвращением «в первобытное мирское положение»; само восстановление института патриаршества Собором 1917–1918 годов было провозглашено обновленцами «актом контрреволюционным».
В 1923 году Патриарх Тихон осудил обновленцев, что способствовало уменьшению их влияния. 22 декабря 1923 года во время покушения на Патриарха Тихона, был убит его келейник Я. А. Полозов. Усилиями ОГПУ был спровоцирован конфликт между двумя выдающимися иерархами Патриаршей Церкви - вторым, согласно завещанию Патриарха Тихона кандидатом в Местоблюстители митрополитом Агафангелом и митрополитом Сергием. Сформировать новое церковное течение ОГПУ так и не не удалось, уже 12 июня 1926 года митрополит Агафангел (в миру Александр Преображенский (1854 - 1928), которого пытались сделать "обновленческим", отказался от поста Патриаршего Местоблюстителя. Благодаря его готовности пожертвовать своими правами, «ради мира церковного», сорвалась искусная интрига ОГПУ, имевшая целью возникновение нового раскола в Русской Церкви. С 1927 года был установлен полный контроль над структурами патриархии со стороны 6-го (антирелигиозного) секретного отдела ОГПУ, возглавлявшегося Евгением Тучковым.
Борьба с троцкизмом. Политика государства частично претерпела некоторое смягчение, в особенности в отношении мусульманских и иудейских организаций («религиозный нэп» по терминологии некоторых исследователей, восходящий к словам Льва Троцкого). Политика же в отношение протестантских групп («сектантов») и ранее была сравнительно благожелательной: делами протестантов ведал Оргкомитет при ВЦИК под руководством П. Г. Смидовича. В отличие от православной церкви, протестантским организациям разрешали выпуск различных периодических изданий, давали право иметь свои учебные заведения, организовывать союзы молодёжи. Крестьяне-протестанты с конца 1919 года стали создавать первые колхозы, получавшие от государства кредиты и льготы. Только на Украине действовали 1034 синагоги и молельных дома, которыми руководили 830 раввинов. Им поступала международная финансовая помощь.
Не обладая ещё полнотой власти, Сталин принял меры в защиту Русской Православной церкви. 16 августа 1923 года, опираясь на решения 12-го съезда РКП(б), где он дал отпор теории Николая Бухарина (которую ранее продвигал Ленин) о необходимости поставить великорусский пролетариат в положение неравноправного в отношении бывших "угнетенных наций", секретарь ЦК партии Сталин издал издал 16 августа 1923 года циркулярное письмо № 30 «Об отношении к религиозным организациям» всем губернским комитетам РКП(б) с требованием запретить закрытие церквей «по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации»...
https://istmat.org/node/28242 (Циркулярное письмо ЦК РКП(б) № 30 «об отношении к религиозным организациям» от 16 августа 1923 г.)
3. ТРЕТИЙ ПЕРИОД (1929 - 1942) - УСИЛЕНИЕ РЕПРЕССИЙ ПРОТИВ ЦЕРКВИ И БОРЬБА СТАЛИНА С ПЕРЕГИБАМИ В ЗАЩИТУ РПЦ.
Троцкисты ненавидя Сталина, увеличивали масштабы необоснованных репрессий, чтобы вызвать у людей недовольство новой политикой, принятой на 14-й партконференции в апреле 1925 года: "Построение социализма в одной стране". В начале 1929 года был разослан секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы» за подписью секретаря ЦК ВКП(б) Лазаря Моисеевича (Лазара Мойшевича) Кагановича, (член Политбюро ЦК ВКП(б) - Президиума ЦК КПСС (1930-1957), который борьбу с религией приравнивал к классово-политической, что открывало новый этап наступления на религию.
https://istmat.org/node/59437 (Протокол № 61 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) О мерах по усилению антирелигиозной работы, редакция от 24.01.1929).
Лазарь Каганович являлся одним из самых активных, фанатичных, организаторов беспощадных репрессий в СССР, в.т.ч. в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте. Известна крылатая фраза Кагановича - «У каждой аварии есть имя, фамилия и должность». Центральная комиссия по вопросам культов, отмечая «консолидацию контрреволюционного актива в рамках религиозных организаций» признавала, что постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях" от 8 апреля 1929 года «подлежит пересмотру в сторону упрощения процесса закрытия молитвенных зданий». Являясь первым секретарём Московского городского комитета ВКП(б) (1930 -1935), Лазарь Каганович занимался реализацией плана сноса множества храмов, в том числе храма Христа Спасителя (1931) и "реконструкции" Москвы. Кафедральный собор Русской православной церкви, расположенный в центральной части Москвы на улице Волхонка 15, строился на общенародные пожертвования, с 1839 по 1860 год в благодарность Богу, и в честь победы российского воинства в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года, а был разрушен 5 декабря 1931 года. На месте Храма Христа Спасителя высотой 103 метра планировалось строительство по проекту 1933 года архитектора Бориса Иофана, "Дворца Советов" высотой 415 метров, но Великая Отечественная война этому помешала. Многие годы после взрыва на месте величественного Храма был котлован, где в 1958-1960 годы, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач атеистов-революционеров. Позже, после распада СССР, в 1990-е годы храм был заново воссоздан на общенародные пожертвования.
Справка. В феврале 1929 года, по инициативе Сталина и решению Политбюро ЦК ВКП(б), Лев Троцкий, обвинённый в антисоветской деятельности, был выдворен за пределы СССР. В 1932 году лишён советского гражданства.
Борьба троцкистов против православия обострялась. Принятое 15 февраля 1930 года Постановление ЦИК и СНК СССР «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» предписывало местным органам власти усилить контроль за руководителями религиозных общин, исключать из актива «враждебных советскому строю». Верующие и духовенство в ряде случаев оказывали заметное сопротивление антирелигиозной политике, которое иногда соединялось с борьбой против коллективизации. Только за 1930 год в СССР было зафиксировано 1487 массовых выступлений на религиозной почве (большинство из них в марте 1930 года - 514 выступлений и в апреле 1930 года - 391 выступление).
Только после появления 2 марта 1930 года в газете «Правда» статьи Сталина «Головокружение от успехов», вышло постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлением партлинии в колхозном движении», которое, в частности, обязало партийные организации «прекратить практику закрытия церквей в административном порядке». 15 августа 1930 года вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б), отменяющее прежнее Постановление ЦИК и СНК СССР от 15.02.1930 г. «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений».
https://istmat.org/node/45688 (Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 15 августа 1930 г., отменяющее постановление ЦИК и СНК СССР от 11.02.30 г. «О борьбе с контрреволюционным элементом в руководящих органах религиозных объединений»).
19-я партийная конференция приняла директивы к составлению второго пятилетнего плана (1933 - 1937). На конференции была сформулирована главная политическая задача второй пятилетки — окончательно ликвидировать капиталистические элементы и классы вообще, превратив все трудящееся население страны в сознательных и активных строителей безклассового социалистического общества. В связи с этим произошло усиление антирелигиозной деятельности. В рядах Союза воинствующих безбожников к ноябрю 1931 года числилось свыше 5 миллионов членов, резко увеличились тиражи антирелигиозной литературы. Безбожники из Антирелигиозной комиссии планировали полностью уничтожить религию в СССР к 1937 году. По свидетельству близких, Сталин был человеком верующим, но в связи с занимаемым им постом не афишировал этого, демонстрируя «ровное» отношение к вере. В 1933 году Сталин пишет в указании, направленном председателю ОГПУ Менжинскому: «Планы архитектурных застроек предусматривают снос более чем 500 оставшихся строений храмов и церквей. На основании изложенного ЦК считает невозможным проектирование застроек за счет разрушения храмов и церквей, что следует считать памятниками архитектуры древнего русского зодчества».
Принятая 5 декабря 1936 года 8-м Чрезвычайным Всесоюзным съездом Советов новая Конституция СССР на словах провозглашала равноправие всех граждан, в том числе и «служителей культа», но за гражданами по-прежнему признавалась "свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды", принадлежащих иным конфессиям.
Некоторые цифры по оценке статистики гонений на Русскую Церковь в указанный период. 1929 - 1936 годы - осужденных 50 000, из них казненных — 5 000. 1937- 1938 годы (ЕЖОВСКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕРРОР) были самыми страшными для духовенства и мирян - 200 000 репрессированных и 100 000 казненных. В 1939 - 40-х годах казни уменьшились (около 2-х тысяч расстрелянных). К 1937 году количество культовых зданий сократилось на 58 % от их дореволюционного количества. Однако большинство населения СССР составляли верующие. Перепись 1937 года показала, что из 98,4 млн жителей Советского Союза в возрасте от 16 лет и старше 55,3 млн человек назвали себя верующими (из них 41,6 млн причислили себя к православным).
Сталин, будучи прагматиком, старался ограничить активность воинствующих безбожников, особенно после ареста наркома внутренних дел Николая Ежова, развязавшего массовый террор в стране. Выписка из протокола N98 заседания политбюро ЦК "Вопросы религии" от 11.11.1939г. (за подписью Сталина) - "По отношению к религии, служителям русской православной церкви и православноверующим ЦК" постановляет:
1. Признать нецелесообразной впредь практику органов НКВД СССР в части арестов служителей русской православной церкви, преследования верующих.
2. Указание товарища Ульянова (Ленина) от 1 мая 1919 года за N13666 - 2 "О борьбе с попами и религией", адресованное пред. ВЧК товарищу Дзержинскому, и все соответствующие инструкции ВЧК – ОГПУ – НКВД, касающиеся преследования служителей русской православной церкви и православноверующих, – отменить.
3. НКВД произвести ревизию осужденных и арестованных граждан по делам, связанных с богослужительской деятельностью. Освободить из-под стражи и заменить наказание на не связанное с лишением свободы осужденным по указанным мотивам, если деятельность этих граждан не нанесла вреда советской власти.
4. Вопрос о судьбе верующих, находящихся под стражей и в тюрьмах, ЦК вынесет решение дополнительно".
4. ЧЕТВЁРТЫЙ ПЕРИОД (1943 - 1953) - НОВЫЙ КУРС - СБЛИЖЕНИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ С РПЦ.
Начавшаяся Великая Отечественная война показала всю духовную мощь Русской Православной Церкви. Важной формой духовного участия Церкви стали «Послания» Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия к архипастырям и пастве, которые носили не только призывный и консолидирующий характер, но и имели разъяснительные цели. В них определялась твердая позиция Русской Православной Церкви по отношению к захватчикам и войне в целом, независимо от положения на фронте. Руководствуясь гражданскими чувствами, иерархи, священники и верующие не ограничивались только молебнами о Красной Армии, а с первых дней войны участвовали в помощи фронту и тылу. Важнейшим материальным вкладом в фонд обороны стала построенная на средства Церкви танковая колонна имени Дмитрия Донского, в состав которой входили 40 танков и авиационная эскадрилья имени Александра Невского.
Общий материальный вклад РПЦ в фонд Обороны составил 300 млн. рублей. Но Русская Церковь не только помогала фронту морально и материально, многие священники солдатами и офицерами прошли дорогами воины, а некоторые из них участвовали в партизанском движении.
В государственно-церковных отношениях советской истории война является той точкой отсчета, когда власть, окончательно отказавшись от планов уничтожения религии и Церкви, активно осуществлявшихся в предвоенные десятилетия, переходит к возрождению церковной жизни в стране под строгим государственным контролем, руководствуясь внутриполитическими и внешнеполитическими соображениями. В сентябре 1943 года был создан Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР. Совет возглавил Георгий Карпов, полковник госбезопасности (образование Духовная семинария и Петроградский университет), который обеспечивал контроль и помощь РПЦ.
Позиция церкви во время войны была неоднозначной. С одной стороны, руководство церкви формально выступило за защиту Родины, многие низовые священнослужители активно работали на победу, в том числе вносили свои деньги в фонд Победы. Однако на оккупированных территориях частым явлением был переход священников на сторону оккупантов. Киевский митрополит Филарет и ряд украинских деятелей рангом пониже, приветствовали гитлеровских оккупантов как «освободителей». 18 с половиной лет страна жила без Патриарха. Однако, восстановление церковной жизни проходило стремительно:
- 4 сентября 1943 года — встреча Сталина в присутствии своего заместителя Вечеслава Молотова и будущего председателя Совета по делам РПЦ, полковника (с 1945 - генерал) госбезопасности Георгия Карпова (1898 - 1967), с митрополитами Сергием (в миру Иван Страгородский (1867 - 1944), Алексием (в миру Сергей Симанский (1877 - 1970), Николаем (в миру Борис Ярушевич (1891 - 1961) в Кремле; Впоследствии митрополиты Сергий и Алексий станут патриархами, а митрополит Николай возглавит церковную дипломатию.
- 8 сентября 1943 года — начало работы Собора русских епископов (16 из 19 человек самолётами были доставлены из лагерей и ссылок).
Состоялось избрание митрополита Сергия (Иван Страгородский (1877 - 1970) вторым, послепетровским, Патриархом Московским и всея Руси. 12 сентября в Богоявленском соборе прошла его интронизация;
- 14 сентября 1943 года Совет Народных Комиссаров СССР утвердил создание Совета по делам Русской Православной Церкви, возложив на него задачу осуществления связи между правительством и Московской Патриархией;
- В сентябре 1943 года возобновилось издание "Журнала Московской Патриархии";
- 28 ноября 1943 года Совнарком разрешил открытие в Москве богословского института и пастырских курсов (в 1946 году они были преобразованы в духовную академию и семинарию);
- С февраля 1944 года начинается передача храмов Церкви. На освобожденных от фашистов территориях продолжают действовать общины, которые были созданы в период оккупации. Количество приходов РПЦ стало увеличиваться: в августе 1944 года их насчитывалось 8809 штук, а к 1951 году составило 14,5 тыс.; количество монастырей достигло 89.
С 1 января 1946 года тариф на электроэнергию для всех религиозных учреждений был резко снижен: с 5,5 руб. до 1,65 руб. за кВт-час.
Название «Русская православная церковь» (РПЦ) применялось издавна, но было принято как официальное лишь осенью 1943 года. Ранее использовались названия «Российская православная церковь», «Греко-восточная российская церковь» и другие. С 31 января по 4 февраля 1945 года в Москве состоялся поместный собор Русской православной церкви, на котором третьим Русским Патриархом был избран митрополит Ленинградский Алексий (Сергей Симанский (1867 - 1944).
В послевоенные годы здоровье Сталина ухудшилось. Дочь Сталина, Светлана в своей книге упоминает о тяжелой болезни, перенесенной Сталиным во второй половине 1945 года: «Отец заболел, и болел долго и трудно. Сказалось напряжение и усталость военных лет и возраст, ему ведь было уже шестьдесят шесть лет». Из журнала учета посетителей кремлевского кабинета Сталина видно: в 1946 году перерыв в приемах в кремлевском кабинете вождя составил уже более трех месяцев (с 8 сентября по 20 декабря), в 1947 году— три месяца (с 15 августа по 17 ноября), в 1948 году — три месяца (с 4 сентября по 1 декабря), а в 1949 году, как уже отмечалось выше — немногим более трех месяцев (с 3 сентября по 9 декабря). Официально, первый инсульт случился у Сталина накануне его 70-летия в 1949 году, и он практически от его последствий не оправился до конца своей жизни. Второй инсульт, по всей вероятности, случился в августе 1950 года в разгар начавшегося международного военного конфликта, на Корейском полуострове. Но, именно в последние годы он активно занимался вопросами реформы государственного аппарата, разработкой теоретических основ предстоящей экономической реформы - появился фундаментальный труд «Экономические проблемы социализма в СССР», написанный в 1952 году. Поэтому Сталин стал меньше стал уделять внимание делам РПЦ, что активизировало антирелигиозно-атеистические силы. В октябре 1952 года впервые за много лет в Москве собрался съезд партии, к которому нужно было очень серьезно подготовиться. После съезда он планировал провести важные кадровые перестановки в руководстве страны. Но Сталин не успел этого сделать — в марте 1953 года он умер.
Русская Православная Церковь так отреагировала на смерть Сталина:
- 4 марта 1953 года, за день до смерти Сталина, узнав о его болезни, Патриарх отправил письмо главам епархий, где сказал о глубокой скорби русского народа и "долге всех верующих прежде всего обратиться с молитвою к Богу об исцелении дорогого для всех нас болящего". Патриарх благословил во всех храмах совершить молебствия о здравии Сталина.
- 6 марта, когда Сталина уже умер, Патриарх Алексий от лица всей церкви отправил письмо в Совет министров СССР с выражением глубоких соболезнований по случаю кончины Сталина.
Цитата: "Светлая память о нем будет неизгладимо жить в сердцах наших. С особым чувством непрестающей любви Церковь наша возглашает ему вечную память."
- 8 марта делегация РПЦ присутствовала в составе почетного караула у гроба И.В.Сталина в Колонном зале Дома Союзов.
- 9 марта, в день похорон, Патриарх Московский и всея Руси Алексий провел панихиду по смерти Сталина в Богоявленском патриаршем соборе, где выступил с речью. Патриарх говорил, что Сталин выполнял все просьбы церкви и сделал много полезного для нее.
5. ПЯТЫЙ ПЕРИОД (1954-1958) - БОРЬБА С "КУЛЬТОМ ЛИЧНОСТИ" И ОТМЕНА СБЛИЖЕНИЯ С РПЦ..
После смерти Сталина, сразу начинается возврат к антирелигиозной кампании с Постановления ЦК КПСС 7 июля 1954 года "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения", в подготовке которого активно участвовали Д.Т. Шепилов, А.Н. Шелепин, М.А. Суслов. В этом документе фактически пересматривалась и осуждалась как "примиренческая" прежняя политика в церковном вопросе". Предлагалось вернуться к довоенным отношениям с Церковью и вновь начать "наступление на религиозные пережитки". Содержались призывы к активному разоблачению реакционной сущности религии. Перед принятием Постановления, Молотов предупреждал Хрущева о том, что оно "поссорит нас с духовенством и верующими, принесет массу ошибок". На что последовал ответ: "Будут ошибки — исправим".
К 1957 году количество зарегистрированных храмов в СССР составило 13 478 с численностью священства 12 288. Из 70 правящих архиереев половина прошла через тюрьмы, ссылки и лагеря. Первые победы Никиты Хрущева над ближайшими соратниками Иосифа Сталина, отстаивавших ровную линию в отношениях с Церковью совпали с предвестниками идущей антирелигиозной грозы. Число сторонников "жесткой" линии к 1958 году преобладало.
6. ШЕСТОЙ ПЕРИОД (1959- 1970-е) - ВОЗВРАТ К АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ ПРОПАГАНДЕ.
Советское руководство в кратчайшие сроки спешило решить религиозную проблему в стране. Это было вызвано комплексом причин: желанием построить в СССР коммунизм, и уверенность, что коммунистическая идеология, освободившаяся от сталинского наследия, еще может проявить себя, что, в свою очередь, исключало возможность любой духовной альтернативы, особенно религиозной. Определенная часть советского общества была безразлична к масштабным антирелигиозным кампаниям, а демократически настроенные "шестидесятники" считали, что в СССР может быть построено справедливое, социально ориентированное государство, где христианству не было места. Важную роль сыграли и кадровые перестановки. К группе идеологов — М.А. Суслову, Е.А. Фурцевой, Л.Ф. Ильичеву, и ранее выражавшим недовольство прежним курсом, прибавилась ретивая молодежь - А.Н. Шелепин, В.Е. Семичастный, А.И. Аджубей (зять Хрущёва). Комсомольские вожаки стремились к решительной борьбе с Церковью, предлагая ликвидировать ровное отношение с ней, как сталинское наследие. А сам "волюнтарист-романтик" Никита Хрущев считал, что в период перехода СССР к "предкоммунистическим отношениям"и "распространение научных знаний, изучение законов природы не оставляет места для веры в бога". Началом кампании можно считать выход секретного постановления ЦК КПСС "Записка отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам "О недостатках научно-атеистической пропаганды" от 4 октября 1958 года. В соответствии с новой установкой на искоренение религии велось массовое закрытие храмов и монастырей, была значительно усилена антирелигиозная пропаганда. К началу 1966 года у Русской Православной Церкви осталось 7523 храма, 16 монастырей, 2 Духовных академии и 3 семинарии, что в два раза меньше, чем при Сталине.
Назначение Владимира Куроедова (образование - Нижегородский педагогический институт), председателем Совета по делам РПЦ при Совмине СССР во время Хрущёвской антирелигиозной кампании в феврале 1960 года вместо Георгия Карпова, ознаменовало значительное усиление активности директивных и контролирующих органов СССР. Было направление на удушение религиозной деятельности, (по словам Никиты Хрущёва, подготовка к «показу последнего попа») и установление более жёсткого контроля над духовенством и руководством Московской патриархии. 16 января 1961 года было принято секретное Постановление Совмина СССР "Об усилении контроля за деятельностью церкви". Этот документ отменил все законодательные акты, принятые в годы Великой Отечественной войны и первое послевоенное пятилетие. В нем было намечено шесть основных направлений государственно-церковной политики на грядущие десятилетия:
1. Коренная перестройка церковного управления, отстранение духовенства от административных, финансово- хозяйственных дел в религиозных объединениях, что подорвало бы авторитет служителей культа в глазах верующих;
2. Восстановление права управления религиозными объединениями органами, выбранными из числа самих верующих;
3. Перекрытие всех каналов благотворительной деятельности церкви, которые ранее широко использовались для привлечения новых групп верующих;
4. Ликвидация льгот для церковнослужителей — в отношении подоходного налога, обложение их как не кооперированных кустарей, прекращение государственного социального обслуживания гражданского персонала церкви, снятие профсоюзного обслуживания;
5. Ограждение детей от влияния религии;
6. Перевод служителей культа на твердые оклады,"ограничение материальных стимулов духовенства, что снизило бы его активность". Под давлением власти Архиерейский Собор 18 июля 1961 года утвердил решение Священного Синода об отстранении священнослужителей от финансово-хозяйственной деятельности в приходе, предложив сосредоточить свои заботы на духовном руководстве.
В 1964 году был создан Институт научного атеизма, а в 1965 году Совет по делам Русской православной церкви был соединен с Советом по делам религиозных культов в единый надзорный орган — Совет по делам религий. Совет имел право сам принимать решения о регистрации и снятии с регистрации религиозных объединений, об открытии и закрытии молитвенных зданий, проверять деятельность религиозных организаций. Константин Харчев, председатель этого органа в 1984 - 1989 годах, впоследствии объяснял:
«Ни один кандидат на должность епископа или другую высокую должность, будь то член Священного Синода, не получал её без одобрения ЦК КПСС и КГБ». В августе 1970 года в Отдел пропаганды ЦК КПСС из Совета по делам религий пришла справка, подписанная заместителем председателя Совета по делам религий В. Куроедова - В. Фуровым. Ее полное название "Об итогах перестройки церковного управления и работе по усилению контроля за деятельностью религиозных объединений".
На 1971 год Русская Православная Церковь имела 6234 зарегистрированных священника, четыре года спустя их число сократилось до 5994. Возраст половины их них приближался к 60 годам, около тысячи не имели богословского образования при рукоположении, и только часть клира получила его потом, учась заочно. Число монастырей после хрущевских "церковных реформ" оставалось долгое время неизменным - 18.
2 июня 1971 года на Поместном соборе Русской православной церкви, четвёртым патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Крутицкий Пимен (Сергей Извеков (1910 - 1990).
Конституция СССР 1977 года сохраняла фактическое неравноправие граждан в зависимости от их отношения к религии: атеисты могли свободно пропагандировать свои убеждения, а верующие имели лишь право «отправлять религиозные культы» (статья 52-я), явные репрессии не применялись к верующим. Распространение «научного атеизма» с марксистской подкладкой вменялось в обязанность преподавателям в школах и вузах, в комитетах партии на местах существовали штатные должности пропагандистов.
7. СЕДЬМОЙ ПЕРИОД (1980 - 1991) - НАЧАЛО ВОЗРОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
1980-е годы в жизни Церкви были связаны с 1000-летием Крещения Руси. Патриарх и Священный Синод обратились к правительству с просьбой о передаче Церкви одного из московских монастырей для устроения в нем административного центра по подготовке юбилейных торжеств. Такое решение о передаче Свято-Данилова монастыря было принято еще при Л.И. Брежневе, в 1982 году, но официальное мероприятие состоялось лишь 17 мая 1983 года. Начиная с 1987 года, при Михаиле Горбачёве начался постепенный процесс передачи в пользование Патриархии, епархий и общин верующих зданий и имущества, ранее находившихся в церковном ведении, происходила либерализация режима контроля над религиозной жизнью и отмена ограничений деятельности религиозных объединений. С 1988 года Церковь получила возможность расширения своей деятельности в различных сферах: просветительской, издательской, миссионерской, благотворительной. В 1988 году отмечали 1000-летие Крещения Руси, в это время в СССР действовали 6893 прихода и 22 монастыря. В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание Храма Храма Христа Спасителя, и в 1990-е годы храм был воссоздан заново.
В июне 1990 года в СССР на поместном соборе Русской православной церкви, впервые в послевоенный период, проходившем без вмешательства Совета по делам религий, пятым патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Ленинградский Алексий (Алексей Ридигер (1929 - 2008).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Практика борьбы с православием путём раскола церкви просматривалась как в СССР в 1920-е годы, после крушения Российской империи, что не удалось сделать, так и после распада СССР на современной Украине через 100 лет, официально с 2019 по настоящее время (2020-е годы).