Осознание собственных внутренних порывов, сохраняя при этом свободу, представляет собой живую и всепоглощающую страсть, которая, кажется, лучшим из возможных испытаний в жизни. Однако, эта страсть имеет мало общего с любовью к другому человеку, скорее она выражает любовь к самому себе.
Страсть раскрывает себя не только в сфере любви, но и в ощущении ненависти или преданности. Все эмоции, окрашенные страстью, достигают своего пика выражения. Успешный человек, по сути, — страстный человек. Однако, страсть, особенно когда она ускользает из-под контроля, может стать разрушительной. Об этом ярко иллюстрирует фильм "Горькая луна", где персонажи, поглощенные страстью, приходят к саморазрушению и смерти.
Страсть — это привязанность к другому человеку, основанная на чувстве недостатка или отсутствия чего-то в нас самих. В страсти мы стремимся поглотить другого человека и отрицаем себя самих. Хотя любовь всегда взаимна, страсть асимметрична: тому, кто поглощён страстью, больше нравится не любить, а быть поглощенным страстью.
Само по себе страстное влечение не обязательно означает страстное отношение к другому человеку. Одержимость страстью зачастую не позволяет нам глубоко понять и принять нашего партнёра. Такой человек сосредоточен только на своих собственных чувствах и желаниях. Он может создать иллюзию о своём партнёре и испытывать агрессию, когда возлюбленный не соответствует его ожиданиям. Страсть изолирует человека от жизни и общения с другими людьми.
Однако, по мере развития отношений, страсть может превратиться в более глубокие, любовные отношения. Любовь, в отличие от страсти, терпелива. Её пламя может угаснуть, но в сердце остается тепло, и она серьёзно относится к совместному будущему, сохранению доверия и близости. Превращение страсти в любовь возможно, когда другой человек перестает быть объектом страсти и становится субъектом, равноправным и важным сам по себе.
Страсть и любовь — это два понятия, которые могут переплетаться, но имеют свои собственные характеристики. Страсть всегда связана с физическими ощущениями, тогда как любовь может стать осознанным состоянием самоотдачи. Страсть зачастую остается неизвестной, что или кого она обнимает, в отличие от любви, которая позволяет ощутить присутствие другого даже на расстоянии.
Поэтому, хотя страсть и любовь тесно связаны, они обладают своими уникальными особенностями. Страсть привлекает своей интенсивностью, но может быть разрушительной, не позволяя глубоко понять и полностью принять другого человека. В то время как любовь, в своей сущности, является самоотдачей и способна развиваться в более глубокие и долгосрочные отношения.
Страсть — это яркое проявление влечения к жизни. Часто мы ассоциируем слово "страсть" исключительно с любовью. Однако страсть может быть и ненавистью, и преданностью — все эмоции, окрашенные страстью, достигают кульминации. Каждый успешный человек — страстный человек. Но в то же время, это также стремление к смерти, поскольку страсть может быть разрушительной. Примером этого может служить фильм Романа Полански "Горькая луна", где персонажи, поглощенные страстью, прибегают к саморазрушению и смерти.
Страсть — это привязанность к другому человеку, основанная не на полноте, а на недостатке или отсутствии чего-то. Нам не хватает того, что у нас есть, другого, нас самих. Однако не каждая любовь является страстью, и, конечно же, не всякая страсть — любовью. Любовь — это дар и самозабвение, в то время как желание — поглощение и уход в себя. Любовь всегда взаимна: каждый, кто любит, хочет быть любимым. В то время как страсть асимметрична: тому, кто поглощён страстью, в глубине души нравится не любить и, особенно, не быть любимым.
Страстно любить не обязательно означает страстно любить другого
Человек, погруженный в страсть, неспособен поистине понять и воспринять другого человека. Его интересы касаются только его собственных ощущений и желаний. Он фокусируется не на реальной личности своего партнёра, а на выдуманном образе, порой даже на определенных его аспектах. Любовная привязанность заставляет человека превозносить своего партнёра до уровня иллюзорного существа. И когда возлюбленный начинает действовать не так, как ожидалось, например, выражает желание прогуляться или встретиться с друзьями, это может вызвать у партнера агрессию и желание принудить его соблюдать заданные рамки: "Ты должен всегда быть рядом и вести себя так, как я хочу". Страсть изолирует человека от жизни и общения с другими людьми. Если отношения развиваются в таком ключе, ориентация на объект страсти и стремление к изоляции становятся всё сильнее. Это отлично показано в фильме Эдриана Лайна "Девять с половиной недель", где главный герой Микки Рурк говорит: "Наши имена, наши истории не имеют значения, есть только страсть, а реальный мир должен остаться за пределами нашей любви".
Из всех проявлений любви страсть является тем, где присутствие смерти ощущается наиболее явно. И это проявляется двояко: мы стремимся поглотить другого человека и отказываемся от самого себя. Как и безумие, страсть лишает человека его индивидуальности. И поскольку другой лишает меня моей индивидуальности, я, в знак возмездия, унижаю его до уровня вещи, объекта. В течение отношений страстно влюбленный человек может прибегать к шантажу, чтобы обеспечить себе присутствие партнера и его внимание. "Ты меня любишь?" — это всегда скрытый вопрос. Вопросительная форма скрывает повелительное наклонение: "Люби меня!".
В начале отношений страсть, как правило, присутствует. Человек может сказать своему партнеру "я тебя люблю", но это скорее выражение его желания: "Я хочу тебя не только сексуально, но и чтобы ты всегда был рядом в моей жизни". Однако со временем страсть может перерастать в более глубокие, любовные отношения, когда другой человек перестает быть объектом страсти и становится субъектом, когда он становится важным сам по себе. Образ любимого проникает во внутреннюю реальность, и если близкого человека нет рядом, можно мысленно общаться с ним, фантазировать, поддерживать внутренний контакт. В отличие от страсти, любовь умеет ждать. Возникновение любовных отношений не означает исчезновения страсти: первоначальное пламя постепенно утихает, но остается тепло, которое сохраняет пламя. Партнеры начинают рассматривать совместное будущее, детей, сохранение доверия и близости, а также взаимоотношение на старости — это и есть превращение страсти в любовь.
В любви мы ощущаем присутствие другого, даже когда он находится далеко от нас. В страсти же другой всегда выскальзывает из рук, даже находясь рядом. Любовь, как самоотдача, может стать сознательным состоянием, в то время как страсть всегда остается в неведении, в отношении к тому, кем и чем она охватывает. Еще одно замечание: страсть тесно связана с физическими ощущениями. Редко бывает, чтобы мы объединялись вместе без объединения наших тел.
Страстные эмоции, способные лишить нас рассудка и отвлечь от реальности, на самом деле связаны с желанием испытать полноту жизни. Для человека, погруженного в страсть, партнер необходим не только для того, чтобы познать или полюбить его, но и чтобы придать смысл нашему существованию. Отказ взаимности в таком случае воспринимается тяжело, ведь это не просто потеря любви, но и утрата надежды на то, что отношения с партнером могут придать смысл нашей жизни. Страсть в отношениях зачастую представляется как полное слияние, будто мы становимся одним целым. В таком случае страсть скорее уходит своими корнями в более древние связи между матерью и ребёнком, когда они были идентичны друг другу. Одно из самых глубоких бессознательных желаний — вернуться к этому состоянию, и страсть позволяет удовлетворить это желание. Однако, как ребёнок со временем начинает интересоваться другими людьми и вещами, отделяясь от матери, так и партнеры вернутся из страстного единства к реальности. Некоторым это отделение от партнёра может быть слишком тяжело, и они будут делать всё возможное, чтобы сохранить иллюзию единства. Если партнёр отвергает это и стремится "освободиться", это может вызывать у страстно влюбленного человека сильное возмущение и агрессию. Возможно, даже появится желание уничтожить партнёра или положить конец своей жизни, считая, что без объекта страсти остается только смерть.
Да, страсть искажает реальность, включая саму реальность нашего возлюбленного человека. Страсть является формой зависимости, когда всё наше внимание сосредоточено на присутствии того, кто никогда не присутствует полностью. Нам кажется, что нам не хватает именно этого человека, и весь мир вокруг ничтожен... Но на самом деле, нам не хватает не кого-то другого, а нашего собственного присутствия. Слово "страсть" тесно связано со словом "страдание". Например, мы называем "страданиями" мучения Христа на кресте. Влюбленность — это страсть к страданию, любовь к страданию, страдание, которое всегда вызвано другим человеком. И вот отсюда появляется логическая ловушка, где нет никакой логики: наш возлюбленный становится единственным способом избежать страданий, которые он сам наносит нам.
Страсть важна как энергия жизни, которая может как уничтожить нас, так и сотворить нас, если она не позволяет себе стать диким зверем, а остается силой, с которой мы можем сосуществовать в гармонии. Мы можем подавить страсть в себе, но потеряем энергию жизни. Если же мы позволим ей вести нас, мы разрушим себя и окружающих. Только понимание и управление нашими порывами позволит нам гореть и любить, сохраняя свою свободу и не ограничивая свободу других.
Тот, кто думает, что страсть никогда не потревожит его, гораздо глупее того, кто уже провалился в её бездонную пропасть. Желание обойтись без страстей, без других людей, носит имя "смерть". Любовь не всегда приносит страдания, но всегда сопровождается чем-то болезненным, каким-то аффектом. Ведь любить кого-то значит давать этому человеку право причинять нам боль. Зачем любить безумно? Ни для чего. Но это помогает нам выйти за пределы своей собственной личности, вызывает желание терять — рассудок, время, себя. Отношения, которые не приводят ни к чему и не нужны ни для чего, это, возможно, единственные отношения, которые позволяют нам оставаться живыми.