Сегодня я приглашаю вас в один из старейших городов нашей страны. Я всегда отвергаю вопрос о том, какой город является в принципе старейшим не только в нашей стране, но и в мире. Да невозможно это достоверно доказать / установить. Да и опять-таки всё относительно. Города ведут свое летоисчисление от какого-то события, хотя вот так читаешь историю какого-нибудь города, и постоянно попадается фраза, что до основания города здесь было такое-то поселение, до прихода отряда такого-то здесь жили такие-то племена. И получается - жили же, а город ведет свою историю от гораздо более позднего события.
Перевести название города можно как Железные врата или Закрытые врата. В общем, какие-то врата. Считается, что крепость этого города была надежнейшей защитой от проникновения с юга на север, поскольку именно в этом месте отроги Кавказских гор вплотную подступают к Каспийскому морю, а соответственно и нужно было защитить достаточно узкий проход между горами и морем.
Отчасти, это действительно справедливо. Вот взгляните на топографическую карту региона:
И действительно мы видим, как один из отрогов идет от Главного Кавказского хребта к Каспийскому морю и выходит к нему именно в районе дербента (желтая полоса на карте в восточном направлении). Во всех остальных местах (разве что кроме Махачкалы) прибрежная зеленая полоса несколько шире.
А вот карта местности в увеличенном масштабе.
И вроде бы действительно, Дербент закрывает узкую прибрежную полосу, к западу от которой даже не желтое на этой карте, а красное и белое. Но самый пик высот - менее 700 метров над уровнем моря. Перейти эту возвышенность, конечно, можно было, если захотеть. Но тем не менее, крепость Дербента известна очень хорошо.
Крепостные стены раньше окружали и сам город. И когда сюда проводили железную дорогу, то пришлось согласовывать еще и ликвидацию части этой постройки.
В конце ХIХ века сюда пришла уже Петровско-Бакинская ветвь Владикавказской железной дороги. Петровская - потому что раньше современный город Махачкала назывался Порт-Петровск. Вокзал же станции и вовсе считается одним из самых красивых на юге России.
Кстати, сам Дербент, кроме того, что он является одним из самых древних, параллельно еще является и самым южным городов Российской Федерации. И это не оспаривается. Совсем недалеко граница с Азербайджаном уже. Вот и давайте посмотрим, какие же поезда сюда приходили в разные годы.
В 1936 году через станцию проходило много поездов, но ни один из них не имел конечной Дербент. Все они уходили дальше на Баку и Тифлис. Но при этом они были в определенной степени рассредоточены в течение дня: 01:07 (время прибытия); 02:51; 07:09; 12:48; 14:04; 15:57. И лишь затем длинный перерыв до 01:07.
А вот в 1946 году уже был отдельный поезд № 54/55 сообщением Махачкала - Дербент. Мы уже как-то раз затрагивали тему поездов между близкорасположенными городами. Вот Махачкала и Дербент именно из этой истории. Между ними 130 км, которые поезд преодолевал за 4 часа 08 минут в Дербент и 4 часа 20 минут из Дербента.
В 1964 году поездов из Дербента не было. А вот в 1969 году такой появляется - № 95/96 сообщением Дербент - Воронеж. Шёл он через Грозный, Минеральные Воды, Ростов-Главный и Георгиу-Деж. Отправлялся из Дербента в 12:42 и через 32 часа 03 минуты в 20:45 оказывался в Воронеже.
В 1974 году снова ничего не было. А вот уже в 1980 году появляется поезд Дербент - Ленинград № 503/504. Уходил он из Дербента рано утром - в 06:42. Время в пути у него было 62 часа 17 минут и вечером через 2,5 дня он в 20:59 оказывался на Московском вокзале города на Неве. Шел он через Ростов-на-Дону и Воронеж, потом доходил до Воскресенска, откуда уже двигался на Поварово и далее через Бологое на Ленинград. И это при том, что от Калинина у него была всего лишь одна остановка - на станции Бологое на 10 минут. Но время в пути 6 часов 58 минут на 483 км (то есть средняя около 70 км/ч).
А вот назад интересно! Время в пути меньше аж почти на 5 часов - 57 часов 22 минуты. Отправлялся он в 18:44, а прибывал в Дербент в 04:06.
В 1987 году поезд Дербент - Ленинград сохраняется. Вот только прибывать он стал не на Московский вокзал, а на Витебский. И теперь в город на Неве он шёл 59 часов 44 минуты, а назад 62 часа 04 минуты.
В 1995 году уже не было ничего. А вот в 1999 году появился поезд Дербент - Ростов-на-Дону № 295/296. И затем снова ничего в 2004 и 2009-м гг.. То - есть, то - нет поездов. Качели такие получаются.
Зато в наши дни мы можем увидеть сразу несколько направлений:
- Дербент - Москва - № 133/134. Я, если честно, ждал этого поезда несколько раньше, но судя по всему потребность закрывалась проходящими поездами. Причем идет он не через Ростов, а через Астрахань, Саратов и Тамбов с прибытием на Павелецкий вокзал. Время в пути около 43 часов;
- Дербент - Тюмень - № 373/374 и время в пути 66,5 часов.
В прошлом году у нас родственники отдыхали в санатории недалеко от Кыштыма. Так вот Дербент - Тюмень им идеально подошел при отъезде назад в Иркутск (сели ночью на него в Кыштыме и днем были в Тюмени, откуда на самолете уже в Иркутск). Но какие-то у них о нем не самые хорошие воспоминания остались.
Вот такая история с поездами из самого южного города России! Да, в среднем здесь есть еще пять пар электричек в день. Большая часть до Махачкалы, конечно (время в пути 2:15-2:45). Это же все-таки одна Республика Дагестан. И одна на Хасав-юрт (время в пути около 5,5 часов). Впрочем и из Махачкалы на электричках можно или в Дербент, или в Хасав-юрт (и дальше тоже некуда).
Все мои статьи про поезда собраны в подборке:
Спасибо, что читаете! До встречи на канале!