Найти тему

Какие поезда имели начальной / конечной станцией Дербент в разные годы

Сегодня я приглашаю вас в один из старейших городов нашей страны. Я всегда отвергаю вопрос о том, какой город является в принципе старейшим не только в нашей стране, но и в мире. Да невозможно это достоверно доказать / установить. Да и опять-таки всё относительно. Города ведут свое летоисчисление от какого-то события, хотя вот так читаешь историю какого-нибудь города, и постоянно попадается фраза, что до основания города здесь было такое-то поселение, до прихода отряда такого-то здесь жили такие-то племена. И получается - жили же, а город ведет свою историю от гораздо более позднего события.

Перевести название города можно как Железные врата или Закрытые врата. В общем, какие-то врата. Считается, что крепость этого города была надежнейшей защитой от проникновения с юга на север, поскольку именно в этом месте отроги Кавказских гор вплотную подступают к Каспийскому морю, а соответственно и нужно было защитить достаточно узкий проход между горами и морем.

Отчасти, это действительно справедливо. Вот взгляните на топографическую карту региона:

Топографическая карта региона. https://ru-ru.topographic-map.com/map/?center=41.82864%2C48.36013&zoom=7
Топографическая карта региона. https://ru-ru.topographic-map.com/map/?center=41.82864%2C48.36013&zoom=7

И действительно мы видим, как один из отрогов идет от Главного Кавказского хребта к Каспийскому морю и выходит к нему именно в районе дербента (желтая полоса на карте в восточном направлении). Во всех остальных местах (разве что кроме Махачкалы) прибрежная зеленая полоса несколько шире.

А вот карта местности в увеличенном масштабе.

https://ru-ru.topographic-map.com/map/?center=42.013%2C48.25602&zoom=12
https://ru-ru.topographic-map.com/map/?center=42.013%2C48.25602&zoom=12

И вроде бы действительно, Дербент закрывает узкую прибрежную полосу, к западу от которой даже не желтое на этой карте, а красное и белое. Но самый пик высот - менее 700 метров над уровнем моря. Перейти эту возвышенность, конечно, можно было, если захотеть. Но тем не менее, крепость Дербента известна очень хорошо.

Дербент. Нарын-Кала. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Дербент. Нарын-Кала. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Крепостные стены раньше окружали и сам город. И когда сюда проводили железную дорогу, то пришлось согласовывать еще и ликвидацию части этой постройки.

В конце ХIХ века сюда пришла уже Петровско-Бакинская ветвь Владикавказской железной дороги. Петровская - потому что раньше современный город Махачкала назывался Порт-Петровск. Вокзал же станции и вовсе считается одним из самых красивых на юге России.

Дербент. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Дербент. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Кстати, сам Дербент, кроме того, что он является одним из самых древних, параллельно еще является и самым южным городов Российской Федерации. И это не оспаривается. Совсем недалеко граница с Азербайджаном уже. Вот и давайте посмотрим, какие же поезда сюда приходили в разные годы.

В 1936 году через станцию проходило много поездов, но ни один из них не имел конечной Дербент. Все они уходили дальше на Баку и Тифлис. Но при этом они были в определенной степени рассредоточены в течение дня: 01:07 (время прибытия); 02:51; 07:09; 12:48; 14:04; 15:57. И лишь затем длинный перерыв до 01:07.

А вот в 1946 году уже был отдельный поезд № 54/55 сообщением Махачкала - Дербент. Мы уже как-то раз затрагивали тему поездов между близкорасположенными городами. Вот Махачкала и Дербент именно из этой истории. Между ними 130 км, которые поезд преодолевал за 4 часа 08 минут в Дербент и 4 часа 20 минут из Дербента.

Махачкала. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Махачкала. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В 1964 году поездов из Дербента не было. А вот в 1969 году такой появляется - № 95/96 сообщением Дербент - Воронеж. Шёл он через Грозный, Минеральные Воды, Ростов-Главный и Георгиу-Деж. Отправлялся из Дербента в 12:42 и через 32 часа 03 минуты в 20:45 оказывался в Воронеже.

В 1974 году снова ничего не было. А вот уже в 1980 году появляется поезд Дербент - Ленинград № 503/504. Уходил он из Дербента рано утром - в 06:42. Время в пути у него было 62 часа 17 минут и вечером через 2,5 дня он в 20:59 оказывался на Московском вокзале города на Неве. Шел он через Ростов-на-Дону и Воронеж, потом доходил до Воскресенска, откуда уже двигался на Поварово и далее через Бологое на Ленинград. И это при том, что от Калинина у него была всего лишь одна остановка - на станции Бологое на 10 минут. Но время в пути 6 часов 58 минут на 483 км (то есть средняя около 70 км/ч).

А вот назад интересно! Время в пути меньше аж почти на 5 часов - 57 часов 22 минуты. Отправлялся он в 18:44, а прибывал в Дербент в 04:06.

В 1987 году поезд Дербент - Ленинград сохраняется. Вот только прибывать он стал не на Московский вокзал, а на Витебский. И теперь в город на Неве он шёл 59 часов 44 минуты, а назад 62 часа 04 минуты.

В 1995 году уже не было ничего. А вот в 1999 году появился поезд Дербент - Ростов-на-Дону № 295/296. И затем снова ничего в 2004 и 2009-м гг.. То - есть, то - нет поездов. Качели такие получаются.

Зато в наши дни мы можем увидеть сразу несколько направлений:

  • Дербент - Москва - № 133/134. Я, если честно, ждал этого поезда несколько раньше, но судя по всему потребность закрывалась проходящими поездами. Причем идет он не через Ростов, а через Астрахань, Саратов и Тамбов с прибытием на Павелецкий вокзал. Время в пути около 43 часов;
  • Дербент - Тюмень - № 373/374 и время в пути 66,5 часов.

В прошлом году у нас родственники отдыхали в санатории недалеко от Кыштыма. Так вот Дербент - Тюмень им идеально подошел при отъезде назад в Иркутск (сели ночью на него в Кыштыме и днем были в Тюмени, откуда на самолете уже в Иркутск). Но какие-то у них о нем не самые хорошие воспоминания остались.

Дербент. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Дербент. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот такая история с поездами из самого южного города России! Да, в среднем здесь есть еще пять пар электричек в день. Большая часть до Махачкалы, конечно (время в пути 2:15-2:45). Это же все-таки одна Республика Дагестан. И одна на Хасав-юрт (время в пути около 5,5 часов). Впрочем и из Махачкалы на электричках можно или в Дербент, или в Хасав-юрт (и дальше тоже некуда).

Все мои статьи про поезда собраны в подборке:

Про поезда и другой транспорт | Современные маршруты по историческим местам | Дзен

Спасибо, что читаете! До встречи на канале!