Сегодня в вашей любимой рубрике Железнодорожье очень эксклюзивная тема.
В связи с известными событиями, за последние пару лет на ЖД России появился необычный подвижной состав, какой вы вряд ли где видели. В т.ч. электропоезда и дизельпоезда украинского производства. Обсудим то, как они здесь очутились, вопросы заявленные в заголовке и ещё кое-что.
В советское и в постсоветское время Украина являлась одним из крупнейших производителей железнодорожной техники. И сейчас в РФ и на отторженных после 1992 года территориях основной парк грузовых локомотивов - это квадратные бруталы ТЭ10, ТЭ116 Ворошиловградского завода и их модификации.
Мало кто знает, но уже в период независимости украинские предприятия освоили и производство пассажирских электропоездов и дизельпоездов, которые, впрочем, делались исключительно для внутреннего рынка.
В связи с действиями на политической и военной арене, некоторые из них оказались на территории РФ и даже продолжают эксплуатироваться с пассажирами в юго-западных регионах.
Их перекрасили в соответствующие тошнотворные цвета, давно всем набившие оскомину. Но даже это не испортит уникальности находки, в данном случае хотя бы геометрия со вкусом.
Вот, например, ЭПЛ-2Т депо Ясиноватая. Расшифровка - Электропоезд Луганский. Дикий эксклюзив. Ещё и трёхтамбурный! Даже перекраска в пид не портит.
Она же самая (под номером 9), но ещё украинской прописки на фото выше, обратили внимание? Какой вам цвет нравится больше?
Также на территории России оказались штучные дизельные поезда того же завода, что само по себе имеет ценность, напомню, на данный момент дизель-поезда на территории РФ не производятся ввиду германских санкций.
И ещё множество более знакомых обывателю древних электричек, электровозов, тепловозов и т.п., которые не спешат списывать из-за острой нехватки тяги на РЖД. Чтобы не быть голословным, вот информатор из РЖД, заявляющий о проблеме.
В чём парадоксальность ситуации?
Во-первых, сам прецедент необычен в рамках новейшей истории. Подобное могло произойти ещё в 2014 в связи с присоединением Крыма, однако тогда украинские железнодорожники подсуетились, и успели увезти с полуострова всё более-менее ценное.
Во-вторых, в России на путях общего пользования запрещена эксплуатация несертифицированного на территории Таможенного Союза подвижного состава. Я что-то не припомню, чтобы описываемые выше единицы проходили обязательные процедуры обкатки и технической аккредитации. Но они ходят, притом перевозят пассажиров.
К тому же, то старьё 60-летнего возраста, что продолжает ездить в новых регионах, тоже на бумаге на путях общего пользования находиться не может.
Нет, я совсем не против подобного подхода. Но прецедент в который раз напоминает нам вселенскую истину: «Закон — что дышло: куда повернёшь — туда и вышло». И не надо мне лишний раз писать в доводах, что мол "по инструкции нельзя". Как здесь:
Можно, если нужно.
В-третьих, заводы-производители всей этой красоты ликвидированы. Так, в результате артиллерийских обстрелов были разрушены четыре цеха завода «Луганськтепловоз». Всего в период только до 8 октября 2014 в завод попало около 200 снарядов и мин. Всё что можно вывезли в Брянскую область - вторую локомотивную "столицу" России.
Это к тому, что ремонтно-компонентной базы этих электричек и дизелей нет, и они постепенно выводятся из оборота, становясь донорами запчастей для всё ещё находящихся на ходу. По моим данным, по состоянию на 2024 в регулярной эксплуатации депо Ясиноватая остаётся всего 2 электропоезда типа ЭПЛ-2Т. Другие тяговые части автором не проверялись.
Но в любом случае, будет жаль окончательно потерять такой эксклюзив.
Кроме того.
Из депо Купянск (под контролем У) в Иловайск (контроль РФ) были угнаны несколько электричек ЭР9.
Это что, такая месть за 2021 год?
Чтобы опять же не быть голословным, привожу список данных электропоездов:
История такая. Как известно, в 2022 ВС РФ в качестве "жеста доброй воли" оставили обширные занятые территории в Киевской, Черниговской, Сумской и др. областях.
В 2023 оставили и Харьковскую, но вот на этот раз из Купянска решили прихватить с собой с 10-ок электричек.
Нашёл относительно свежий снимок одной из них, №442, со станции Граково, подконтрольной Украине. Через год поезд сменит "гражданство".
А вот ещё одна, №4002, уже в Иловайске летом 2023, кстати для Украины довольно "свежая", так как прошла капитально-восстановительный ремонт. Вся информация достоверна, можно сказать из первых уст, кто не верит глазам и ушам, проверяйте по номеру на на сайте railgallery или через поисковик.
Два вопроса, зачем электрички переменного тока в "постояннотоковом" депо?
Зачем они вообще нужны, если на территории РФ запрещёно эксплуатировать такой старый ПС. У нас рижанок на всю страну осталось по пальцам пересчитать, да и те производства начала 90-х.
И верните уже поезда из остальной России хотя бы в Луганск, не говорю уж об других станциях. Это представляется вполне посильной задачей.
Может кто-то из причастных или просто знающих дополнительно осветит тему в комментариях. В любом случае, жду дополнений и адекватного мнения.
Смотрите также в рубрике Железнодорожье: