28K подписчиков

Трофейные украинские электрички в РФ. Каким образом они эксплуатируются, не имея на то основания и компонентной базы

19K прочитали

Сегодня в вашей любимой рубрике Железнодорожье очень эксклюзивная тема.

В связи с известными событиями, за последние пару лет на ЖД России появился необычный подвижной состав, какой вы вряд ли где видели. В т.ч. электропоезда и дизельпоезда украинского производства. Обсудим то, как они здесь очутились, вопросы заявленные в заголовке и ещё кое-что.

Одна из станций России. Автор фото: Дмитрий Денисенко.
Одна из станций России. Автор фото: Дмитрий Денисенко.

В советское и в постсоветское время Украина являлась одним из крупнейших производителей железнодорожной техники. И сейчас в РФ и на отторженных после 1992 года территориях основной парк грузовых локомотивов - это квадратные бруталы ТЭ10, ТЭ116 Ворошиловградского завода и их модификации.

Мало кто знает, но уже в период независимости украинские предприятия освоили и производство пассажирских электропоездов и дизельпоездов, которые, впрочем, делались исключительно для внутреннего рынка.

Сегодня в вашей любимой рубрике Железнодорожье очень эксклюзивная тема.-2

В связи с действиями на политической и военной арене, некоторые из них оказались на территории РФ и даже продолжают эксплуатироваться с пассажирами в юго-западных регионах.

Их перекрасили в соответствующие тошнотворные цвета, давно всем набившие оскомину. Но даже это не испортит уникальности находки, в данном случае хотя бы геометрия со вкусом.

Сегодня в вашей любимой рубрике Железнодорожье очень эксклюзивная тема.-3

Вот, например, ЭПЛ-2Т депо Ясиноватая. Расшифровка - Электропоезд Луганский. Дикий эксклюзив. Ещё и трёхтамбурный! Даже перекраска в пид не портит.

Она же самая (под номером 9), но ещё украинской прописки на фото выше, обратили внимание? Какой вам цвет нравится больше?

Автор: Дмитрий Денисенко
Автор: Дмитрий Денисенко

Также на территории России оказались штучные дизельные поезда того же завода, что само по себе имеет ценность, напомню, на данный момент дизель-поезда на территории РФ не производятся ввиду германских санкций.

Автор: Виталий_DSK
Автор: Виталий_DSK

И ещё множество более знакомых обывателю древних электричек, электровозов, тепловозов и т.п., которые не спешат списывать из-за острой нехватки тяги на РЖД. Чтобы не быть голословным, вот информатор из РЖД, заявляющий о проблеме.

Д-1 в корпоративе. Теперь ты видел больше.
Д-1 в корпоративе. Теперь ты видел больше.

В чём парадоксальность ситуации?

Во-первых, сам прецедент необычен в рамках новейшей истории. Подобное могло произойти ещё в 2014 в связи с присоединением Крыма, однако тогда украинские железнодорожники подсуетились, и успели увезти с полуострова всё более-менее ценное.

Во-вторых, в России на путях общего пользования запрещена эксплуатация несертифицированного на территории Таможенного Союза подвижного состава. Я что-то не припомню, чтобы описываемые выше единицы проходили обязательные процедуры обкатки и технической аккредитации. Но они ходят, притом перевозят пассажиров.

К тому же, то старьё 60-летнего возраста, что продолжает ездить в новых регионах, тоже на бумаге на путях общего пользования находиться не может.

Нет, я совсем не против подобного подхода. Но прецедент в который раз напоминает нам вселенскую истину: «Закон — что дышло: куда повернёшь — туда и вышло». И не надо мне лишний раз писать в доводах, что мол "по инструкции нельзя". Как здесь:

Можно, если нужно.

В-третьих, заводы-производители всей этой красоты ликвидированы. Так, в результате артиллерийских обстрелов были разрушены четыре цеха завода «Луганськтепловоз». Всего в период только до 8 октября 2014 в завод попало около 200 снарядов и мин. Всё что можно вывезли в Брянскую область - вторую локомотивную "столицу" России.

Это к тому, что ремонтно-компонентной базы этих электричек и дизелей нет, и они постепенно выводятся из оборота, становясь донорами запчастей для всё ещё находящихся на ходу. По моим данным, по состоянию на 2024 в регулярной эксплуатации депо Ясиноватая остаётся всего 2 электропоезда типа ЭПЛ-2Т. Другие тяговые части автором не проверялись.

Но в любом случае, будет жаль окончательно потерять такой эксклюзив.

Кроме того.

Из депо Купянск (под контролем У) в Иловайск (контроль РФ) были угнаны несколько электричек ЭР9.

Это что, такая месть за 2021 год?

Сегодня в вашей любимой рубрике Железнодорожье очень эксклюзивная тема.-7

Чтобы опять же не быть голословным, привожу список данных электропоездов:

Сегодня в вашей любимой рубрике Железнодорожье очень эксклюзивная тема.-8

История такая. Как известно, в 2022 ВС РФ в качестве "жеста доброй воли" оставили обширные занятые территории в Киевской, Черниговской, Сумской и др. областях.

В 2023 оставили и Харьковскую, но вот на этот раз из Купянска решили прихватить с собой с 10-ок электричек.

Нашёл относительно свежий снимок одной из них, №442, со станции Граково, подконтрольной Украине. Через год поезд сменит "гражданство".

Автор: kut
Автор: kut

А вот ещё одна, №4002, уже в Иловайске летом 2023, кстати для Украины довольно "свежая", так как прошла капитально-восстановительный ремонт. Вся информация достоверна, можно сказать из первых уст, кто не верит глазам и ушам, проверяйте по номеру на на сайте railgallery или через поисковик.

Два вопроса, зачем электрички переменного тока в "постояннотоковом" депо?

Зачем они вообще нужны, если на территории РФ запрещёно эксплуатировать такой старый ПС. У нас рижанок на всю страну осталось по пальцам пересчитать, да и те производства начала 90-х.

И верните уже поезда из остальной России хотя бы в Луганск, не говорю уж об других станциях. Это представляется вполне посильной задачей.

Может кто-то из причастных или просто знающих дополнительно осветит тему в комментариях. В любом случае, жду дополнений и адекватного мнения.

Автор: SHELUD. Станция Иловайск, наши дни.
Автор: SHELUD. Станция Иловайск, наши дни.

Смотрите также в рубрике Железнодорожье:

Блеск и нищета Укрзалізници. Чем способны удивить железные дороги самой обсуждаемой территории последних дней?
Другой путь3 марта 2022
Сегодня в вашей любимой рубрике Железнодорожье очень эксклюзивная тема.-11