Найти в Дзене
Другой путь

Нашёл идеальный поезд для РЖД. Самое то вместо дорогих дизелей и электричек. Почему не наладят выпуск и эксплуатацию маленьких дрезин?

РЖД - Россия живёт дорогами. Железнодорожный транспорт здесь традиционно был основным. При СССР почти на 100% линий существовало пассажирское движение. Но начиная с 90-х существует тенденция его деградации. Пассажирские поезда признаются нерентабельными и в высоких кабинетах постоянно думают о пресловутой оптимизации.

Оптимизация в понимании чиновников - это сократить персонал, урезать количество вагонов, отменить поезд. Дошло до того, что данное слово стало синонимом "снять "ненужные" рельсы".

Также с какого-то года содержание большей части поездов (в основном это касается пригородного сегмента) возложено на региональные администрации, но... увидев ценник РЖД, который ещё и постоянно растёт, области стали отказываться от услуг рельсового транспорта, произошёл резкий обвал перевозок, вплоть до того, что значительная часть сети вообще осталась без пассажирского движения, а так как на некоторых линиях кроме него ничего не было, они консервировались и разбирались.

Участок Сланцы - Гдов на "консервации" из которой никогда не выйдет. Псковская область не захотела оплачивать 50-километровый кусок.
Участок Сланцы - Гдов на "консервации" из которой никогда не выйдет. Псковская область не захотела оплачивать 50-километровый кусок.

Но в данном тексте речь немного о другом.

В принципе, эти процессы неизбежны. Провинция пустеет, а кто не вымер - автомобилизировался и больше не нуждается в общественном транспорте. Даже там, где поезда остались, они представляют из себя один-два вагона под тепловозом, либо такой же короткий дизель-поезд.

Вы может удивитесь, но большая часть поездов в России выглядит как-то так:

-2

Более того, даже этот один несчастный вагон зачастую идёт пустым. Автор в своё время объездил немало глухоманей, и находились рейсы, где я ехал вообще один на весь поезд. Порой в них нет даже кассира (а зачем?), и билет невозможно купить при всём желании!

Не знаю чем руководствуются администрации регионов, оставляя такие маршруты, когда иные отменяют гораздо более востребованные, но в любом случае респект.

А ценник РЖД выставляет просто космический. Дошло до того, что если условный РА-1 едет по среднему условному маршруту, на его борту 100 платных пассажиров, то он всё равно будет убыточным, а налогоплательщикам придётся покрыть выпадающие расходы.

Месяц существования подобного рейса исчисляется десятками миллионов!

Ра-1. Легендарный пустовоз. Угадывайте в комментариях маршрут)
Ра-1. Легендарный пустовоз. Угадывайте в комментариях маршрут)

Ну и сами понимаете, мощный прожорливый локомотив идущий десятки, и даже сотни километров ради нескольких случайных попутчиков - это действительно расточительство.

Настоящая оптимизация в данном случае заключалась бы в вводе в эксплуатацию какого-нибудь маленького лёгкого поезда. На 20-30 пассажиров, управляемого одним человеком.

Но в РЖД даже и придумывать ничего не надо. Встречайте!

-4

АС1А (Автомотриса Служебная, 1-й тип, исполнение А) — двухосная автомотриса, строившаяся в СССР с 1964 года по 1980 год на Великолукском локомотивовагоноремонтном заводе.

Это действительно, то что нам нужно. Потому что:

1. Минимальный расход топлива.

На автомотрисе установлен бензиновый карбюраторный рядный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-51. Мощность 70 л. с. Потребление в десятки раз меньше, чем на обычном локомотиве.

-5

2. Приемлемые, даже хорошие динамические характеристики:

Быстрый разгон и торможение. Автомотриса имеет колодочные тормоза с пневматическим приводом. На малышке имеется бак на 95 кг бензина, которого хватит надолго. Скорость АС`ки может достигать 80 км\ч, что с лихвой хватит для тех дорог, где она будет ходить.

3. Основной довод. Маленькая масса мотрисы позволяет снизить расходы на содержание путей. Так как для пассажирского движения в РЖД довольно строгие требования, обусловленные тяжестью ПС.

Обычно сходы происходят из-за того, что рельса отваливается от гнилых шпал вместе с поездом. Автор 2 раза был в таких ситуациях. Грубо говоря, где сойдёт тяжёлый локомотив с вагоном, там спокойно пронесётся маленькая АС-ка, нагрузка от движущей колёсной пары которой - 5 т, от поддерживающей - 4 т.

Шортюгская железная дорога.
Шортюгская железная дорога.

4. В автомотрисе имеется 24 места для сидения. Грузоподъёмность её равна 2,4 тонны. Нужно больше? К АС1А можно прицепить подвижной состав весом 8 тонн, т.е. использовать СМЕ или придумать специальный прицепной вагончик.

5. Мотриса управляется одним человеком, он же может выступать в качестве кассира. Существенная экономия. Да, вот такая маршрутка на ЖД будет. Я напоминаю, что ездим мы по малодеятельным глухим линиям, без отягчающих факторов, если вы понимаете о чём я.

Водитель АС-1А Да, не машинист,а именно водитель, по крайней мере он так сказал)
Водитель АС-1А Да, не машинист,а именно водитель, по крайней мере он так сказал)

6. Неприхотливость в обслуживании. Высокая надёжность и ремонтопригодность.

Пермский мотовозоремонтный завод (ПМРЗ) освоил доработку автомотрис этой серии с присвоением обозначения АС1А.2 и названия «Уралочка». При доработке исходные заводские номера машин сохраняются. Внешне от модели АС1А они отличаются исполнением кузова и ходовой частью. - Вики

После ремонта они стали ещё более надёжными и ремонтопригодными. Дёшево, сердито и функционально.

7. Эстетичный внешний вид и панорамный обзор на некоторых моделях.

Ну как же без эстетики. Уверен, любой не прочь ехать с видом от первого лица, так сказать.

АС-1А.2 лишена второй кабины управления, что также уменьшает конечную стоимость постройки и эксплуатации.
АС-1А.2 лишена второй кабины управления, что также уменьшает конечную стоимость постройки и эксплуатации.

8. Другое (пишите в комментарии).

Хотя мотрисы АС1 очень старые, а принципиальная схема в следующем десятилетии будет отмечать без малого 100 лет, милую и неприхотливую коробчонку всё ещё можно встретить на железных дорогах Необъятной.

Эта штука эксплуатируется службами РЖД, а с пассажирами на некоторых ЖД необщего пользования (читайте частных), например, Шортюгская в Костромской области, Монзенская - в Вологодской.

Автор лично ездил и моё свидетельство основано на собственном опыте и отзывах железнодорожников.

Монзенская ЖД.
Монзенская ЖД.

Ведь ясно же - экономичный и очень удобный вид транспорта! Лучше их использовать, чем локомотивы с вагонами, ходящими полупустыми и "жрущими" топливо и энергию. В прошлом веке Асек "наклепали" более 2000 штук, что как-бы говорит о востребованности изделия.

Представляется, что что-то подобное идеальный вариант для осуществления пассажирских перевозок на малодеятельных и ненаселённых ветках.

Монзенская ЖД.
Монзенская ЖД.

Короче, я реально убеждён, что ввод в пассажирскую эксплуатацию этих мотрис с доработкой, либо их аналогов решит многие транспортные вопросы и проблемы регионов, вернёт поезда на истосковавшиеся по пассажирам заколоченные вокзалы и заросшие платформы и снова как и раньше 100% сети будет опассажирено, а бюджеты регионов вздохнут с облегчением и может быть даже увеличат количество рейсов, а то знаете бывает, что поезд 1-2 раза в неделю. А может и цену билетов снизят? Что-то я размечтался.

В конце политически заряженная фотка из Википедии, остальные, в основном, автора, либо тоже из Вики.
В конце политически заряженная фотка из Википедии, остальные, в основном, автора, либо тоже из Вики.

Почему в РЖД не догадались это сделать? Или...? Отправьте эту статью какому-нибудь топ менеджеру что ли.

Мнение? Есть ли подводные камни? Эксперты, подтягивайтесь к обсуждению. Спасибо за 👍

Смотрите также: