Найти в Дзене
Другой путь

Более 40 000 километров железных дорог России отдали частникам. Что они с ними сделали, как выглядят и где находятся эти магистрали

Под моими записями иногда возникают споры по поводу негосударственных железнодорожных перевозок. Общий уровень дискурса недалёк - ругают частников и, оглядываясь на США, отнимают у них статус величайшей железнодорожной державы. Мол, "посмотрите на состояние их железных дорог, до ручки довели, какие же они величайшие?" Забывая, что определяющее положение - длина путей. Но мало кто знает, что частный сектор стальных магистралей в России сопоставим с полигоном государственной РЖД. В данной публикации рассмотрим эту интересную тему. Традиционно подобное обозначают словосочетанием "Пути необщего пользования" . Пути общего пользования, соответственно, государственная РЖД. Если частная ветка примыкает к государственной, там обычно ставится табличка. Никто достоверно не знает, сколько всего километров железных дорог в России - "необщие". Точной статистики нет, известно лишь, что на момент развала СССР (когда они ещё не были приватизированы) только на территории РСФСР таковых было 71271.2 км!

Под моими записями иногда возникают споры по поводу негосударственных железнодорожных перевозок. Общий уровень дискурса недалёк - ругают частников и, оглядываясь на США, отнимают у них статус величайшей железнодорожной державы. Мол, "посмотрите на состояние их железных дорог, до ручки довели, какие же они величайшие?" Забывая, что определяющее положение - длина путей.

Но мало кто знает, что частный сектор стальных магистралей в России сопоставим с полигоном государственной РЖД. В данной публикации рассмотрим эту интересную тему.

Все фото автора, если не указано иное.
Все фото автора, если не указано иное.

Традиционно подобное обозначают словосочетанием "Пути необщего пользования" . Пути общего пользования, соответственно, государственная РЖД.

Если частная ветка примыкает к государственной, там обычно ставится табличка.

-2

Никто достоверно не знает, сколько всего километров железных дорог в России - "необщие". Точной статистики нет, известно лишь, что на момент развала СССР (когда они ещё не были приватизированы) только на территории РСФСР таковых было 71271.2 км!

Предположим, что половину разобрали, + не все они были переданы в частные руки (следует понимать что под определение "необщие" попадают также неприватизированные ведомственные ЖД), а немного нового введено в эксплуатацию. Думаю, что на 2024 год речь идёт о 35-40+ тысячах километров! Немаленькая цифра, напомню, что длина путей РЖД - 85 000.

-3

Что вообще это за железные дороги?

По-разному. Пути сообщения крупных добывающих, перерабатывающих предприятий, лесозаготовительных контор, исправительных учреждений и т.п.

Но стандартно - это подъезды к заводам и фабрикам, длина которых не превышает нескольких километров. Но курочка, как известно, по зёрнышку клюёт.

-4

И не стоит сбрасывать такие ветки со счетов. Железнодорожный транспорт необщего пользования является неотъемлемой и весьма важной частью транспортной системы Северной Евразии. Именно на подъездных путях образуется около 80 процентов общего грузопотока АО «РЖД». Собственные железнодорожные ветки имеют более 10 тысяч хозяйственных организаций и юридических лиц РФ!

-5

Также в списке частных железных дорог есть настоящие мастодонты в сотни и даже тысячу километров!

С собственными пассажирскими поездами и обширным парком подвижного состава.

Например, Газпромовская ветка на Ямале - самая северная в мире ЖД.

Фото не автора.
Фото не автора.

Или железная дорога компании Мечел на Дальнем Востоке. Они "в тихаря" построили, считай, второй БАМ! Верхний Улак - Эльга - Порт Эльга. Неофициальное название "Тихоокеанская железная дорога".

Стройка продолжается, и к 2026 году длина путей превысит 1000 км в проблемной безлюдной горной местности. Всё для того, чтобы вывозить уголь с отдалённого изолированного месторождения, минуя госмонополию, которая дерёт втридорога.

Эльгинская магистраль известна, кроме прочего, тем, что недавно здесь была попытка использовать в качестве локомотивов паровозы! К сожалению, эльгинский уголь был признан плохим топливом для машин.

Фото не автора.
Фото не автора.

Или изолированная Норильская железная дорога. Кстати, владелец предпочёл её деэлектрифицировать. Думайте.

-8

Нам же подобные ветки интересны ещё и как железнодорожные заповедники и своеобразные музеи. Ведь большинство из ведомственных магистралей так и остались с тем, что было при СССР.

Одним словом, иной мир, застывший в прошлом. Мир, где не действуют нормы РЖД.

Да и никакие нормы, кажется, не действуют. Что, порой, превращает пути необщего пользования в сказочные локации.

-9

Здесь можно встретить локомотивы и поезда, которые готовятся отмечать 70-летний юбилей.

-10

И просто любопытные для исследователя раритеты.

-11

Так, в Саяногорск, что на юге Восточной Сибири, из внешнего мира вы не сможете приехать на пассажирском поезде. Тем не менее последний в городе имеется - свой собственный. И железная дорога тоже своя. Объект очень необычный и интересный, например здесь бесплатный для всех проезд, но этим особенности данного места далеко не исчерпываются.

Мой эксклюзивный репортаж.

-12
-13

Среди частных "железок" ещё остаются узкоколейки, тогда как в РЖД последняя была ликвидирована в 2021 году на Сахалине (1067 мм) и в 2007 в Рязанской области (750 мм).

-14

Расположены изолированные системы иногда в такой глуши, что диву даёшься. Оттуда долго идут известия, да и вообще идут ли...

Сюда редко попадают случайные люди, и потому режим доступа нестрогий. Проще простого проехать в локомотиве.

Как внутри так и снаружи.

-15

Машинист, как правило, дядька с усами, которому «немного за пятьдесят», в неизменной потёртой кепке, с папиросой в зубах. Если заговорить с ним, то поведает о перебегающих дорогу лосях, о грибнике, которого он подбросил по доброте душевной, о коровах, которых приходится отгонять с путей гудками. Машинист знает свой путь в точности до метра, где притормозить, чтобы не слететь с рельс, где дать протяжный сигнал, а где можно и погонять. Работает он зачастую без помощника. Сам переводит стрелки и т.д.

-16

А местные жители передвигаются на самодельных дрезинах-пионерках, чего греха таить, бывает и влетают в поезда!

На станциях и разъездах стоят погашенные навсегда светофоры \ семафоры (если они когда-нибудь вообще были). А безопасность движения обеспечивается сигнальными флажками, радиостанциями, телефоном или простой путевой запиской...

А зачастую вообще ничего не нужно, ведь локомотив остался один единственный!

-17

Вместо вокзалов - уютные будки.

На большинстве участках пути очень старые и давно требуют ремонта. Именно по этой причине поезд ползёт "как черепаха". Так и едет, постукивая на стыках, старенький локомотив забрать несколько вагонов с лесом.

-18

Для пассажирских перевозок подавляющее большинство частных железных дорог не соответствуют требованиям безопасности, однако поезда для людей всё же бывают. Либо как рабочие, либо просто, ведь другого транспорта в глубинке нет. Проезд бесплатен для всех.

Немало автор посетил подобного и даже с рельсов слетали!

-19

И даже так ездили:

-20

Напишется когда-нибудь и об этом. Заглядывайте иногда в рубрику железнодорожье. Обновления каждую неделю.

-21
Железнодорожье | Другой путь | Дзен