Под моими записями иногда возникают споры по поводу негосударственных железнодорожных перевозок. Общий уровень дискурса недалёк - ругают частников и, оглядываясь на США, отнимают у них статус величайшей железнодорожной державы. Мол, "посмотрите на состояние их железных дорог, до ручки довели, какие же они величайшие?" Забывая, что определяющее положение - длина путей.
Но мало кто знает, что частный сектор стальных магистралей в России сопоставим с полигоном государственной РЖД. В данной публикации рассмотрим эту интересную тему.
Традиционно подобное обозначают словосочетанием "Пути необщего пользования" . Пути общего пользования, соответственно, государственная РЖД.
Если частная ветка примыкает к государственной, там обычно ставится табличка.
Никто достоверно не знает, сколько всего километров железных дорог в России - "необщие". Точной статистики нет, известно лишь, что на момент развала СССР (когда они ещё не были приватизированы) только на территории РСФСР таковых было 71271.2 км!
Предположим, что половину разобрали, + не все они были переданы в частные руки (следует понимать что под определение "необщие" попадают также неприватизированные ведомственные ЖД), а немного нового введено в эксплуатацию. Думаю, что на 2024 год речь идёт о 35-40+ тысячах километров! Немаленькая цифра, напомню, что длина путей РЖД - 85 000.
Что вообще это за железные дороги?
По-разному. Пути сообщения крупных добывающих, перерабатывающих предприятий, лесозаготовительных контор, исправительных учреждений и т.п.
Но стандартно - это подъезды к заводам и фабрикам, длина которых не превышает нескольких километров. Но курочка, как известно, по зёрнышку клюёт.
И не стоит сбрасывать такие ветки со счетов. Железнодорожный транспорт необщего пользования является неотъемлемой и весьма важной частью транспортной системы Северной Евразии. Именно на подъездных путях образуется около 80 процентов общего грузопотока АО «РЖД». Собственные железнодорожные ветки имеют более 10 тысяч хозяйственных организаций и юридических лиц РФ!
Также в списке частных железных дорог есть настоящие мастодонты в сотни и даже тысячу километров!
С собственными пассажирскими поездами и обширным парком подвижного состава.
Например, Газпромовская ветка на Ямале - самая северная в мире ЖД.
Или железная дорога компании Мечел на Дальнем Востоке. Они "в тихаря" построили, считай, второй БАМ! Верхний Улак - Эльга - Порт Эльга. Неофициальное название "Тихоокеанская железная дорога".
Стройка продолжается, и к 2026 году длина путей превысит 1000 км в проблемной безлюдной горной местности. Всё для того, чтобы вывозить уголь с отдалённого изолированного месторождения, минуя госмонополию, которая дерёт втридорога.
Эльгинская магистраль известна, кроме прочего, тем, что недавно здесь была попытка использовать в качестве локомотивов паровозы! К сожалению, эльгинский уголь был признан плохим топливом для машин.
Или изолированная Норильская железная дорога. Кстати, владелец предпочёл её деэлектрифицировать. Думайте.
Нам же подобные ветки интересны ещё и как железнодорожные заповедники и своеобразные музеи. Ведь большинство из ведомственных магистралей так и остались с тем, что было при СССР.
Одним словом, иной мир, застывший в прошлом. Мир, где не действуют нормы РЖД.
Да и никакие нормы, кажется, не действуют. Что, порой, превращает пути необщего пользования в сказочные локации.
Здесь можно встретить локомотивы и поезда, которые готовятся отмечать 70-летний юбилей.
И просто любопытные для исследователя раритеты.
Так, в Саяногорск, что на юге Восточной Сибири, из внешнего мира вы не сможете приехать на пассажирском поезде. Тем не менее последний в городе имеется - свой собственный. И железная дорога тоже своя. Объект очень необычный и интересный, например здесь бесплатный для всех проезд, но этим особенности данного места далеко не исчерпываются.
Мой эксклюзивный репортаж.
Среди частных "железок" ещё остаются узкоколейки, тогда как в РЖД последняя была ликвидирована в 2021 году на Сахалине (1067 мм) и в 2007 в Рязанской области (750 мм).
Расположены изолированные системы иногда в такой глуши, что диву даёшься. Оттуда долго идут известия, да и вообще идут ли...
Сюда редко попадают случайные люди, и потому режим доступа нестрогий. Проще простого проехать в локомотиве.
Как внутри так и снаружи.
Машинист, как правило, дядька с усами, которому «немного за пятьдесят», в неизменной потёртой кепке, с папиросой в зубах. Если заговорить с ним, то поведает о перебегающих дорогу лосях, о грибнике, которого он подбросил по доброте душевной, о коровах, которых приходится отгонять с путей гудками. Машинист знает свой путь в точности до метра, где притормозить, чтобы не слететь с рельс, где дать протяжный сигнал, а где можно и погонять. Работает он зачастую без помощника. Сам переводит стрелки и т.д.
А местные жители передвигаются на самодельных дрезинах-пионерках, чего греха таить, бывает и влетают в поезда!
На станциях и разъездах стоят погашенные навсегда светофоры \ семафоры (если они когда-нибудь вообще были). А безопасность движения обеспечивается сигнальными флажками, радиостанциями, телефоном или простой путевой запиской...
А зачастую вообще ничего не нужно, ведь локомотив остался один единственный!
Вместо вокзалов - уютные будки.
На большинстве участках пути очень старые и давно требуют ремонта. Именно по этой причине поезд ползёт "как черепаха". Так и едет, постукивая на стыках, старенький локомотив забрать несколько вагонов с лесом.
Для пассажирских перевозок подавляющее большинство частных железных дорог не соответствуют требованиям безопасности, однако поезда для людей всё же бывают. Либо как рабочие, либо просто, ведь другого транспорта в глубинке нет. Проезд бесплатен для всех.
Немало автор посетил подобного и даже с рельсов слетали!
И даже так ездили:
Напишется когда-нибудь и об этом. Заглядывайте иногда в рубрику железнодорожье. Обновления каждую неделю.