Всем привет!
Близится главный праздник нашей великой страны – День Победы. В этот день обязательно нужно не только почтить фронтовиков и тружеников тыла, но и вспомнить военную технику, которая им помогала победить фашизм. Так что сегодня на повестке дня легкий советский танк Т-70.
Не следует путать с гусеничным трактором Т-70, о котором я писал здесь.
История нашего героя началась в 1941 г., когда стало понятно: предыдущий легкий танк Т-60 не пригоден для боев с немцами. Ситуацию усложняло и то, что простое усиление брони привело бы к ухудшению работы мотора и КПП, а то и к выходу их из строя. Требовалось другое решение, и вот разработка в кратчайшие сроки проводилась на Горьковском автозаводе и Заводе №37 в Москве.
Уже в декабре 1941 г. первый образец танка, созданного на основе Т-60, вышел на испытания, но и тогда потребовались доработки, которые затянулись до февраля 1942 г. После этого техника получила новую башню сложной формы, утолщенную до 45 мм броню и некое «соединение» двух двигателей общей мощностью 140 л. с., а также 45-мм пушку. Экипаж же Т-70 состоял из двух человек – механика-водителя и наводчика, которому приходилось еще и заряжать орудие. В таком виде танк и был представлен в Москве, после чего 6 марта техника была принята на вооружение, а еще через два дня вышло постановление о начале выпуска этой техники на трех заводах: Горьковском, №37 и №38 в Кирове. Однако Завод №37 так и не сумел наладить производство, а запуск на Заводе №38 затянулся, в итоге первые 50 серийных машин были созданы в Горьком.
Т-70 постепенно модернизировался – дорабатывалась ходовая часть и усиливались тормоза, однако боекомплект был снижен до 70 патронов. В то же время на основе танка была создана самоходка СУ-76:
Танк же выпускался всего лишь до 1943 г.: Завод №38, а затем и Горьковский автозавод переключились на выпуск СУ-76. Легкие танки постепенно стали сходить на нет, однако за короткий срок было выпущено целых 8226 Т-70, и основная их часть была задействована на Курской битве. Чаще всего они использовались для огневой поддержки пехоты или в качестве командирской техники. В то же время выявились многие недостатки модели – она по-прежнему была слишком слабой для немецких танков, а из-за малого экипажа вести технику в бой было крайне затруднительно. В то же время техника оказалась удобной для преследования отступавшего противника, ведь в отличие от легендарного Т-34, которого было слышно за 1,5 км, Т-70 был относительно тихоходен.
Отдельные Т-70 продолжали боевую службу и после Курской битвы, помогая освобождать многие павшие в начале войны города и полностью снять блокаду Ленинграда. После же окончания Великой Отечественной войны эти танки еще стояли на вооружении, но дни их были сочтены: в 1946 г. они были списаны.
И все же судьба пощадила модель: многие экземпляры дожили до наших дней, и одни используются в военно-исторических лагерях:
Другие стоят в качестве памятников:
А третье содержатся в музеях:
Т-70 – неоднозначный советский танк, внесший тем не менее свой вклад в Великую Победу. Во многом именно поэтому многие модели стараются сохранить, ведь история не должна забываться.
Есть ли памятники Т-70 в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и почтите наших дедов и прадедов в этот праздник «со слезами на глазах»!