Найти тему
"Хомо люденс"

«Чародеи»: с какой стати Алена подчиненных использовала как личных слуг

Оглавление

«Напрошусь к Алене в горничные – с некоторых пор она это очень любит»...

Помните эту цитату из советской комедии Константина Бромберга «Чародеи» 1982 г.?

Сотрудницы, которые были в подчинении у Саниной, имели вполне человеческие имена: Катя и Вера. Но начальница, судя по всему, помыкала ими в хвост и в гриву немало. Сделав выговор одной из них, она строго говорила: мол, вытри слезы, вечером понадобитесь мне обе – в отношении не только «провинившейся», но и ее подруги.

Заметьте: дело происходило в эпоху развитого социализма. И сотрудники НИИЧАВО НУИНУ вовсю демонстрировали как социалистические принципы, так и энтузиазм хорошего такого юношества, которое нацелено на общечеловеческие ценности, в том числе энтузиазм, работу и добрые отношения со всеми.

Катя с Верой были точно такими, как Алена, сотрудницами Института. Просто на других должностях. Но Санина уж точно не имела в своем наборе трудовых прав и обязанностей право помыкать ими.

А уж делать девчонок служанками у себя дома – это вообще для тех времен было неслыханно.

Кадр из советской комедии  Бромберга «Чародеи»
Кадр из советской комедии Бромберга «Чародеи»

Причем даже уже до того, как Алену заколдовали, убрав из ее сердца «весну и всё такое прочее», она к подчиненным относилась свысока.

Да, она говорила, вроде бы, женственно, очаровательно. Но в ее голосе и манерах было больше снисходительности, чем искренней доброты. Ни о каком общении на одном (!) уровне с подчиненными речи не шло.

Даже песню «Должна быть в женщине какая-то загадка» она исполняла не как милая Аленушка, но как поучающая Алена Игоревна – когда девчонки попросили ее поделиться: и как это ей удается быть такой бесподобной?

Алена, что называется, поплыла от комплиментов и поделилась – так, как обычно старшекурсники поучают абитуриентов, которые еще жизни не знают.

Между прочим, в этом плане Алене Игоревне весьма подходил Аполлон Сатанеев с его барским: «Девочки, ну что же вы встали, милочки? Несите, несите!»

Ой, не зря, не зря начальник Вани хихикал над ним: «Невеста – и уже ведьма?..»

В фильме, конечно, при этом обыгрывался момент Алениной ставки в Институте. Однако вспомните, как сама Алена, будучи заколдованной, риторически вопрошала Сатанеева: «Вы считаете меня ведьмой… не по должности, а по сути?»

Как видите, у нее изначально даже должность так и называлась – «ведьма». Не «магистр чародейства», каким был ее друг, он же подчиненный Витя Ковров.

Да-да, магистр – не должность, а академическая/ученая степень, квалификация. Однако в случае с Аленой ни о какой степени не упоминалось. Она в сюжете представала просто начальницей.

Кадр из новогодней комедии СССР «Чародеи»
Кадр из новогодней комедии СССР «Чародеи»

Всё сказанное позволяет сделать как минимум два необычных, но верных вывода, о которых мало кто из зрителей задумывается.

1. «Форме сегодня придается большое… содержание»

Конституция СССР, Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов, а также другие законы Советского Союза и всех его республик однозначно утверждали всеобщее равенство без какой бы то ни было «эксплуатации человека человеком».

Однако по факту в отдельных советских домах слуги были, в первую очередь домработницы.

Например, в одной только Москве начала 1930-х гг., если верить статистике, официально числилось около 1,5 млн человек обслуживающего персонала. Причем персонал был с разными функциями – от нянечек до поварих и от дровоколов до горничных, вот как Аленины подчиненные.

Кадр из фильма Бромберга «Чародеи»
Кадр из фильма Бромберга «Чародеи»

Кстати, слуг показывали и в других советских фильмах.

Допустим, любимая публикой СССР актриса Любовь Орлова сыграла служанку в советской комедии Григория Александрова «Веселые ребята» 1934 г. Если помните, она там в чужом доме пыль протирала…

И она же у того же режиссера в комедии «Весна» 1947 г., так сказать, пошла на повышение – воплотилась в советскую ученую, у которой была домашней прислугой героиня, сыгранная Фаиной Раневской.

А другой ученый – профессор Преображенский в «Собачьем сердце», экранизированном Владимиром Бортко в 1988 г., – имел в услужении аж двоих домработниц.

Причем доходило до того, что таких слуг использовали не от случая к случаю, а ежедневно и порой еженочно, даже отводили им специальные комнатки для проживания под крышей хозяев.

Скептики могут увериться в этом, посетив, допустим, музей-квартиру Галины Улановой в московской сталинской высотке на Котельнической набережной. В этой квартире вы можете своими глазами увидеть сразу при входе из подъезда каморку «без окон, без дверей» для прислуги известной советской балерины.

2. «…пока я тебя не резвеяла по ветру»

Любопытно, что подчиненные Саниной попались просто идеальные.

А, может, не просто попались, но она сама лично их таких подбирала – под себя? Так нередко делают начальники отделов, чтобы потом им самим было комфортнее работать. Набирая персонал, они останавливаются на бесконфликтных, не стремящихся к карьерному росту (чтоб дорогу не перебежали) и т. п.

К примеру, в «Чародеях» показали, как Катя с Верой получили нагоняй. Причем не конструктивный разговор и даже не выговор, но эмоциональное нервное пропесочивание с криками и унижениями; не заслуженный нагоняй, а прямо-таки истерику ни с того ни с сего.

Однако и после этого девушки философски старались себя утешить: «Ну что ж, меня ругают – значит, я существую». Конвисиари, понимаешь ли, эрго сум.

Кстати, доставалось от Алены и остальным – сотрудникам не ее лаборатории, а других отделений, стоявшим ниже нее самой по должности. Так, секретарь Шемаханской подошла к Саниной с какой-то фразой (причем весьма дружеской) да получила от нее отповедь.

И ведь девушка не стала конфликтовать с самой Аленой или жаловаться начальству повыше. Хотя она, будучи помощницей директора Института, вполне могла бы «накапать» на зарвавшуюся начальницу лаборатории.

Нет. Девушка-то как раз оказалась интеллигентной и человечной. Единственное, что позволила себе «облаянная» секретарь, – это на вопрос другого коллеги «Алена Игоревна у себя?» ответить (кстати, остроумно): «У себя. Только, кажется, не в себе».

Кадр из советской комедии «Чародеи»
Кадр из советской комедии «Чародеи»

В целом можно сделать вывод, что Алена еще до кражи весны из ее сердца была «той еще штучкой», а чары Киры просто позволили ей актуализировать негативные черты, которые Санина старалась раньше скрывать. Вплоть до «эксплуатации человека человеком».

П. с. Дорогие читатели, делитесь: а как вы оцениваете Алену? Любопытно сравнить ощущения. :)

И на близкие темы читайте пост «Советский паспорт – символ крепостного права для крестьян?».

А о других персонажах всеми нами любимой новогодней комедии СССР «Чародеи» читайте мои Дзен-статьи «Тот еще Ваня» и «Ненужная Нина». И отгадывайте интересный кино-тест, где надо назвать известный фильм по герою-слуге.

#кино #психология #культура #юмор #комедии #советское_кино #советское кино #СССР