Александр Дейнека. «Оборона Севастополя», 1942
Дейнека часто бывал в Севастополе до войны, ценил его красоту и смелых моряков, с которыми у него сложились близкие отношения. Фотографии разрушений стали для художника импульсом к созданию произведения искусства, которое выражало его любовь к городу и уважение к его защитникам. В основе картины лежит ожесточённое противостояние между мужественными воинами и врагом, олицетворяющее борьбу за Отечество.
Константин Юон. «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», 1942 г.
Москва в изображении Юона предстаёт не просто фоном, а равноправным участником исторического события. Тёмное, мрачное небо отражает напряжённую атмосферу времени, хруст снега под шагом солдат подчёркивает суровость обстановки. Художник показывает Москву, погружённую в свои собственные мысли, в состоянии полной мобилизации всех сил.
Солдаты, одетые в походную форму, сразу отправлялись на фронт после парада, решительно настроенные на борьбу. Спасская башня и храм Василия Блаженного, символы Москвы и славных побед, становятся ключевыми элементами картины, напоминая о величии столицы и её несгибаемой стойкости.
Юрий Пименов. «Фронтовая дорога», 1944 г.
Юрий Пименов, один из ведущих художников эпохи соцреализма, в своём главном произведении «Новая Москва» запечатлел динамичный облик столицы 1937 года. Картина представляет образ девушки за рулем автомобиля, которая беззаботно движется по цветущей Москве. Вокруг неё возводятся новые здания в стиле сталинского ампира, что подчёркивает чувство надежды и радости, олицетворяя процветание и будущее столицы.
Однако, спустя семь лет, Пименов возвращается к тому же сюжету в своей новой картине 1944 года, которая, на этот раз, пропитана совершенно иным настроением. Легкое летнее платье сменяется шинелью, а рядом с девушкой теперь сидит солдат в каске. Вместо цветущих аллей перед нами предстает дорога, изъеденная следами шин, покрытая лужами и грязью, вдали видны полуразрушенные здания.
Александр Лактионов. «Письмо с фронта», 1947 г.
Во время своей жизни в Загорске Лактионов случайно встретил раненого солдата, который искал адрес для доставки фронтового письма. Художник проводил солдата к месту назначения, став свидетелем трогательного события, вдохновившего его на создание картины «Письмо с фронта».
Лактионов посвятил четыре года работе над этой картиной, стремясь передать искренние эмоции, связанные с письмом с фронта. Для достижения максимальной аутентичности и правдоподобности он пригласил для позирования близких людей: дочь, сына, тётушку, друга-художника Виктора Нифонтова, который стал прототипом солдата, и знакомую из Загорска.
Петр Мальцев, «Штурм Сапун-Горы», 1957
Во время Второй мировой войны Сапун-гора была ключевой оборонительной позицией Германии, защищая важный рубеж вокруг Севастополя. Этот холм, покрытый укреплениями и траншеями, представлял собой серьезное препятствие для советских войск, стремящихся к освобождению города.
В мае 1944 года Сапун-гору взяли штурмом советские войска в рамках наступления на Севастополь. Захват этой позиции стал важнейшим этапом в освобождении города и повлиял на дальнейший ход событий в регионе. Потеря немцами Сапун-горы означала потерю стратегической точки, от которой зависела оборона Севастополя.
Картина «Штурм Сапун-горы» увековечивает этот момент решающей битвы. Она передаёт напряжение и драматизм штурма, а также мужество и самоотверженность солдат, сражающихся за свободу своей земли. Художник отображает героизм тех, кто участвовал в этой битве, отдавая им дань уважения за их подвиги.