Найти в Дзене
Fon Kraft

Почему поезда угловатые и квадратные, а не аэродинамичные, как автомобили

Любите ли вы автомобили первой трети ХХ века так, как люблю их я? А наши поезда, которые самые поездатые поезда в мире? Ну, согласитесь: если к чему-то и применим лозунг "Квадратиш-Практиш", так это к нашим поездам. Только почему же они квадратные? Как были, такими и остались. Попробуем разобраться?

На самом деле, локомотивные и автомобильные тренды никогда не были похожими друг на друга. Все эти "Форды", "Рено", "ГАЗы" и тому подобное на заре своей юности имели вполне даже квадратные обводы и силуэты. Собственно, этим они и нравятся начинающим моделистам: сложить несколько прямоугольников и получить готовый автомобиль куда проще и сподручнее, недели выводить кривые второго порядка в профилях современных авто. Но в то же время локомотивы с паровыми движителями были очень даже со стремительным профилем. Правда,за счёт котла, но какая разница?

О том, какие бывают паровозы и тепловозы я рассказывал в своей публикации про музей железнодорожной техники:

Так вот, а потом где-то эволюция вильнула карданом, и всё в технике поменялось: автомобили стали приобретать всё более округлую, более обтекаемую форму, а вот мастодонты стальных дорог всё больше становились похожими на обычный кирпич: как по форме, так и по аэродинамике. Так почему же так получилось, что локомотивы стали угловатыми и, вообще, прямоугольными?

Маневровый тепловоз, ставший символом советских железнодорожных станций
Маневровый тепловоз, ставший символом советских железнодорожных станций

Пожалуй, тут стоит вспомнить, что идеальная стереометрическая фигура (фигура,имеющая объём) - это шар. При минимальной площади поверхности, шар имеет максимальный внутренний объём, если, конечно, сравнивать его с другими телами. Но вот незадача: шар крайне неохотно удерживается на плоскости, то и дело норовя с неё укатиться. Что поделать: энтропия - Вселенная стремится минимизировать энергию тел. Наверное поэтому вагоны подвижного состава не стали делать круглой формы? Впрочем, дело не только в этом, а в коммерческой составляющей: чтобы максимально полно использовать пространство внутри вагона, его следует заполнить, например, ящиками, углы которых совпадают с углами вагона. Вот так и появился железнодорожный вагон - по сути,большой ящик на колёсах.

А что же локомотивы? Они-то почему стали угловатыми, да такими и остались? Почему нельзя сделать тепловоз с аэродинамическим обликом?

Ну, во-первых, прямые формы проще в изготовлении.Это ж как кубики: сложил так, сложил вот этак - получил что-то новое. А вот изогнутые детали уже так просто не сложишь. К тому же внутри прямоугольного пространства удобнее размещать всякие полезные штуки: двигатель, трансмиссию, кабину управления и так далее. Ведь абсолютно неслучайно немецкие танки были прямоугольными:

Но то - танки. А что же поезда? Они-то куда быстрее танков и аэродинамичный профиль им не повредит. Даже наоборот - поможет топливо экономить.

Вроде бы, всё логично, но и здесь не так всё однозначно: многочисленные эксперименты над формой машин показали, что на скоростях до 200 км/час форма объекта не играет существенной роли и незначительно влияет на рост лобового сопротивления воздуха. И - обратите внимание - до 200 км/час. Большинство грузовых локомотивов (да и пассажирских), не говоря уже о тепловозах маневровых имеют куда более низкие скорости передвижения. Так что менять устоявшуюся технологию изготовления машин - не имеет никакого смысла.

По-моему, квадратнее и придумать сложно.Ни один "Гелендваген" не сравниться с этой геометрией!
По-моему, квадратнее и придумать сложно.Ни один "Гелендваген" не сравниться с этой геометрией!

"Но почему же тогда легковые автомобили имеют очень даже обтекаемые формы, а производители хвастаются коэффициентами аэродинамического сопротивления новых моделей"? - спросит дотошный читатель.

Но и тут всё просто: автопроизводители делают красивые, изящные и обтекаемые модели автомобилей потому, что это нравится покупателю. Каждый из нас хочет владеть машиной более красивой, чем кирпич; более аэродинамичной, более стремительного облика. И автоконцерны исполняют делание покупателей, создавая, например, "Мазду" с самым низким аэродинамическим коэффициентом. Стоишь, такой, в московской пробке весь аэродинамичный.

Мазда СХ-4: мощности куда меньше,зато стремительных обводов и аэродинамики самолёта - хоть отбавляй!
Мазда СХ-4: мощности куда меньше,зато стремительных обводов и аэродинамики самолёта - хоть отбавляй!

Уверен, что если бы гражданское население могло свободно покупать и эксплуатировать поезда - они бы давным давно получили и дисковые тормоза (сейчас - колодочные), и коврики от дилера,и сеточку в радиатор. А пока владеть собственным паровозом - и не принято, инакладно,мы с вами имеемто, что имеем: красивый профиль автомобиля,и квадратно-угловатый облик железнодорожного локомотива. А потому что именно в квадратной комнате удобнее всего размещать всё то,из чего состоит современный поезд. А вы как думали?

Ваш Fon-Kraft. (С), 2024 год

В общем, как вы уже догадались, теперь ваш выход - самое время писать комментарии.

Ещё больше моделей и инструментов на витрине "Миры фон Крафта" ; Переходим по >>ССЫЛКЕ<< и оказываемся на витрине

А там вас ждут десять полок с инструментами, компрессорами, красками и моделями - в общей сложности - свыше трёх сотен товаров. И ассортимент будет увеличиваться и меняться. Словом. всё, как в настоящем мире.