Любите ли вы автомобили первой трети ХХ века так, как люблю их я? А наши поезда, которые самые поездатые поезда в мире? Ну, согласитесь: если к чему-то и применим лозунг "Квадратиш-Практиш", так это к нашим поездам. Только почему же они квадратные? Как были, такими и остались. Попробуем разобраться?
На самом деле, локомотивные и автомобильные тренды никогда не были похожими друг на друга. Все эти "Форды", "Рено", "ГАЗы" и тому подобное на заре своей юности имели вполне даже квадратные обводы и силуэты. Собственно, этим они и нравятся начинающим моделистам: сложить несколько прямоугольников и получить готовый автомобиль куда проще и сподручнее, недели выводить кривые второго порядка в профилях современных авто. Но в то же время локомотивы с паровыми движителями были очень даже со стремительным профилем. Правда,за счёт котла, но какая разница?
О том, какие бывают паровозы и тепловозы я рассказывал в своей публикации про музей железнодорожной техники:
Так вот, а потом где-то эволюция вильнула карданом, и всё в технике поменялось: автомобили стали приобретать всё более округлую, более обтекаемую форму, а вот мастодонты стальных дорог всё больше становились похожими на обычный кирпич: как по форме, так и по аэродинамике. Так почему же так получилось, что локомотивы стали угловатыми и, вообще, прямоугольными?
Пожалуй, тут стоит вспомнить, что идеальная стереометрическая фигура (фигура,имеющая объём) - это шар. При минимальной площади поверхности, шар имеет максимальный внутренний объём, если, конечно, сравнивать его с другими телами. Но вот незадача: шар крайне неохотно удерживается на плоскости, то и дело норовя с неё укатиться. Что поделать: энтропия - Вселенная стремится минимизировать энергию тел. Наверное поэтому вагоны подвижного состава не стали делать круглой формы? Впрочем, дело не только в этом, а в коммерческой составляющей: чтобы максимально полно использовать пространство внутри вагона, его следует заполнить, например, ящиками, углы которых совпадают с углами вагона. Вот так и появился железнодорожный вагон - по сути,большой ящик на колёсах.
А что же локомотивы? Они-то почему стали угловатыми, да такими и остались? Почему нельзя сделать тепловоз с аэродинамическим обликом?
Ну, во-первых, прямые формы проще в изготовлении.Это ж как кубики: сложил так, сложил вот этак - получил что-то новое. А вот изогнутые детали уже так просто не сложишь. К тому же внутри прямоугольного пространства удобнее размещать всякие полезные штуки: двигатель, трансмиссию, кабину управления и так далее. Ведь абсолютно неслучайно немецкие танки были прямоугольными:
Но то - танки. А что же поезда? Они-то куда быстрее танков и аэродинамичный профиль им не повредит. Даже наоборот - поможет топливо экономить.
Вроде бы, всё логично, но и здесь не так всё однозначно: многочисленные эксперименты над формой машин показали, что на скоростях до 200 км/час форма объекта не играет существенной роли и незначительно влияет на рост лобового сопротивления воздуха. И - обратите внимание - до 200 км/час. Большинство грузовых локомотивов (да и пассажирских), не говоря уже о тепловозах маневровых имеют куда более низкие скорости передвижения. Так что менять устоявшуюся технологию изготовления машин - не имеет никакого смысла.
"Но почему же тогда легковые автомобили имеют очень даже обтекаемые формы, а производители хвастаются коэффициентами аэродинамического сопротивления новых моделей"? - спросит дотошный читатель.
Но и тут всё просто: автопроизводители делают красивые, изящные и обтекаемые модели автомобилей потому, что это нравится покупателю. Каждый из нас хочет владеть машиной более красивой, чем кирпич; более аэродинамичной, более стремительного облика. И автоконцерны исполняют делание покупателей, создавая, например, "Мазду" с самым низким аэродинамическим коэффициентом. Стоишь, такой, в московской пробке весь аэродинамичный.
Уверен, что если бы гражданское население могло свободно покупать и эксплуатировать поезда - они бы давным давно получили и дисковые тормоза (сейчас - колодочные), и коврики от дилера,и сеточку в радиатор. А пока владеть собственным паровозом - и не принято, инакладно,мы с вами имеемто, что имеем: красивый профиль автомобиля,и квадратно-угловатый облик железнодорожного локомотива. А потому что именно в квадратной комнате удобнее всего размещать всё то,из чего состоит современный поезд. А вы как думали?
Ваш Fon-Kraft. (С), 2024 год
В общем, как вы уже догадались, теперь ваш выход - самое время писать комментарии.
Ещё больше моделей и инструментов на витрине "Миры фон Крафта" ; Переходим по >>ССЫЛКЕ<< и оказываемся на витрине
А там вас ждут десять полок с инструментами, компрессорами, красками и моделями - в общей сложности - свыше трёх сотен товаров. И ассортимент будет увеличиваться и меняться. Словом. всё, как в настоящем мире.