Найти тему
15,5K подписчиков

Тупой лоб | Почему немецкие танки были квадратными?

183K прочитали

"Не, ну в самом деле: эти поползновенцы, как дети малые! Понастроили своих квадратных танков, как коробок - ещё бы они не пробивались! Каждому же ясно-понятно: броню под углом - пробить гораздо сложнее. Или они такие туполобые были"? - именно так размышлял в своё время я. Именно так рассуждают и некоторые мои комментаторы до сих пор.
Но, господа, инженерные решения, тем более в технике, никогда не возникают на пустом месте. А раз так, то давайте разбираться: в чём была причина "квадратности" танковых коробок Вермахта?

"Не, ну в самом деле: эти поползновенцы, как дети малые! Понастроили своих квадратных танков, как коробок - ещё бы они не пробивались!

Добрый день, читатели и подписчики канала #fon-kraft . Рад приветствовать вас в своей виртуальной мастерской. И сегодня мы с вами побеседуем об особенностях танкостроения Вермахта.

Ни для кого не секрет, что германские танки выглядят как набор кубиков. Но это вы ещё не видели самый первый кайзеровский танк. Я его тоже не видел, но могу представить по модели в масштабе 1:35

После поражения в Первой Мировой войне Германия, по условиям Версальского мирного договора, не имела права строить танки. У немецких конструкторов не было и опыта для создания гусеничных бронированных машин. Первые «Панцеры» (Panzer Kampfwagen) Pz.Kpfw I и II являлись лёгкими танками, их вооружение и бронирование было слабым, а проходимость оставалась на уровне гусеничного трактора.

Первые германские танки, по сути, были учебными: на них готовили экипажи, отрабатывали тактику и стратегию использования танковых частей, учились воевать.

К разработке боевых танков немцы приступили в середине 1930-х гг., после прихода к власти Гитлера. В те годы считалось, что главную ударную силу должны составлять два основных танка. Один - скоростной, с хорошей бронезащитой и лёгким вооружением. Ему предстояло прорывать оборону противника и развивать успех. Его обозначили Pz.Kpfw III (T-III). Второй танк - Pz.Kpfw IV (Т-IV) - не столь быстрый, но с более мощным орудием, должен поддерживать огнём действия первого. Военные потребовали, чтобы броня «тройки» смогла защищать экипаж от огня противотанковых ружей противника со всех направлений.

На более тяжёлом Т-IV более толстую броню ставили в лобовой части, тонкую - по бортам и в корме.

Экипаж состоял из пяти человек: командира, стрелка, заряжающего, механика-водителя, стрелка-радиста. В то время большинство лёгких и средних танков имели экипаж из 2-3 человек, и нагрузка на них была высокой. Командир, помимо выполнения прямых обязанностей, искал цели, наводил орудие, производил выстрел. Ему помогал заряжающий, а механик-водитель управлял боевой машиной. Увеличение численности экипажа на T-III и Т-IV позволило снизить нагрузку на танкистов.

А вот теперь давайте вспомним, что танки Вермахта имели переднее расположение трансмиссии. Двигатель, при этом, располагался в задней части машины. Ну, и середина являлась боевым отделением, в котором обитало 5 человек.

Как же создать объём для пяти человек, чтобы они не сидели друг у друга на плечах? Само собой, шарообразный танк делает совсем не выход. Что там ещё остаётся? Остаётся куб. В смысле, прямоугольную пространственную конструкцию.

Безусловно, германские конструкторы понимали, что наклонная броня предпочтительнее вертикально поставленного листа, но, повторюсь, танк - это сочетание компромиссов. Но, всё-таки, совершенно вертикальными панели танков не были.

Pz.Kpfw IV в различных проекциях
Pz.Kpfw IV в различных проекциях

Кроме того, танки изготавливались из катанных броневых листов, которые имели достаточно высокую прочность. Причём, применяемая броня не пробивалась артиллерийскими орудиями того времени (на начало эксплуатации танков Т-III и Т-IV).

Добавим сюда мощную пушку и хорошую оптику, укомплектуем машину хорошо обученным экипажем, в котором нет перегруженности выполняемыми обязанностями. Все эти факторы позволяли поражать технику неприятеля и артиллерийские системы на дальних дистанциях. Стоило ли приносить в жертву комфорт и работоспособность экипажа в угоду рациональным углам наклона броневых листов?

Но надо отметить, что немецкие инженеры не были твердолобыми и неповоротливыми: как только на фронтах появились пушки, способные пробивать броню Pz.Kpfw III и IV, и ресурсы модернизации этих машин были исчерпаны, то новые машины получили наклонное бронирование, например, в лобовых проекциях.

Pz.Kpfw V "Пантера"
Pz.Kpfw V "Пантера"

Ну, и, пожалуй, не стоит списывать со счетов консерватизм германской инженерной школы. Иначе чем объяснить тот факт, что именно германские танкостроители последними отказались применения вертикальных листов в изготовлении танков?

А вы что думаете, господа читатели: почему немецкие танкостроители не применяли наклонное бронирование своих машин?

К слову сказать, вы и сами можете убедиться в правдивости статьи о немецких танках. Ведь именно сейчас на Яндекс-Маркете можно заказать набор для сборки стендовой модели в масштабе 1:35

Ваш Fon Kraft, © 2022 год

В общем, как вы уже догадались, теперь ваш выход - самое время писать комментарии.

Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно).

Не забываем ставить лайки и подписываться на канал, если вы этого до сих пор не сделали.