Музей Автотранспорта Ленинграда находится в действующем автобусном парке № 1 в Санкт-Петербурге. Экспозиция находится прямо на территории автобусного парка в одном из цехов, объект режимный, вход по паспорту, записываться надо заранее, но зато экскурсии (только три дня в неделю) абсолютно бесплатные. Есть что посмотреть. Изначально, со слов экскурсовода, силами работников автобусного парка восстанавливались только автобусы, но потом в экспозиции появились грузовики и легковые автомобили. Открылась экспозиция только в начале 2024 г., хотя коллекция собиралась более 10 лет (повторно).
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии. Хамство и не нормативная лексика не приветствуются
Дата: апрель 2024 г.
Место: Санкт-Петербург, Днепропетровская ул., 18А, Экспозиционно-просветительский центр «Музей автотранспорта Ленинграда» СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
В музее из легковых автомобилей несколько лимузинов ЗИЛ, которые принадлежат частному коллекционеру, как я понял, бывшему директору фирмы ООО "МСЦ6 АМОЗИЛ" (6-й механо-сборочный цех), которая до 2019 г. штучно выпускала лимузины "ЗИЛ" (т. е. его коллекция из бывшего музея "ЗИЛ"). Самый интересный образец - лимузин ЗИЛ-4102, который специально был сделан для Раисы Максимовны Горбачевой. Таких автомобилей было сделано в 1988 г. всего два экземпляра - один для генерального секретаря М. С. Горбачева, второй для его жены Раисы Максимовны. Автомобили неофициально получили собственные ироничные имена "Миша" и "Рая". Горбачеву новый лимузин не понравился ("номенклатурная роскошь") и он им не пользовался. В результате проект нового лимузина ЗИЛ был закрыт, ведь Горбачеву и его жене дали опробовать лимузины нового поколения, которые должны были бы заменить ЗИЛ-41041 и ЗИЛ-41045. В результате бесхозного ЗИЛ-4102 "Мишу" в 1996 г. на заводе "ЗИЛ" утилизировали (остался только фрагмент передней части). Лимузин ЗИЛ-4102 "Рая" сохранился и представлен в музее. Кстати, остальные лимузины ЗИЛ из экспозиции были собраны как раз фирмой ООО "МСЦ6 АМОЗИЛ" в 2009-2010 гг. и в 2015 гг. Некоторые узлы у них уже иностранного производства.
В коллекции - серия чехословацких легковых заднемоторных автомобилей "Татра", которые встретили нас в самом начале экспозиции. К слову, экспозиция регулярно меняется. Легковые автомобили, как я понял, вообще принадлежат частным коллекционерам (некоторые автомобили имеют действующие госномера), которым, очевидно, накладно хранить свои автомобили у себя в гараже, к тому же, никому не показывать обидно. Все автомобили из музея "Татра" моделей 603, 613 и 700 считались представительскими. Tatra 603 с двухцветным кузовом просто красавица! Партия автомобилей Tatra 613 была закуплена в СССР для нужд КГБ и ГАИ. А автомобиль Tatra 700, представленный в музее, вообще был подарен премьер-министром Чехии российскому премьер-министру В. С. Черномырдину. В 2021 г. он был перекуплен в Оренбургской области, родине Черномырдина, частным коллекционером из Санкт-Петербурга. Кстати, эти автомобили собирались вручную. Всего было выпущено 75 автомобилей Tatra 700.
Вслед за чешскими автомобилями коллекция стандартных советских ретро-машин: "Победы", "Волги". Из них заметно выделяется "Москвич-403Э" (1962-1965 гг.), который выпускался на экспорт в Финляндию, Швецию и страны Бенилюкса. Одна поздняя "Волга", а именно ГАЗ-24-10, имеет обозначения такси и надпись на красном фоне "Ударник коммунистического труда". Но экскурсовод сказал, что это современный "перекрас" - цвет такси был немного другой, более желтый.
Действительно интересные старинные легковые автомобили в музее - это ГАЗ-А, ГАЗ-М1 (в народе "Эмка") и немецкий DKW F8. Автомобиль ГАЗ-А явно требует восстановления - сиденья драные, даже эмблема ржавая, хотя кузов покрашен. На кузове эмблема московской реставрационной мастерской "Simonov Motors" (работает с 2011 г.), которая как раз и восстанавливает ретро-автомобили. Руки не дошли? "Эмка" выглядит очень хорошо, сохранились все эмблемы. Вместо госномера - табличка "Форт РИФ". Вообще форт "Риф" - это один из фортов в Кронштадте. Очевидно, автомобиль принадлежит кронштадскому автоклубу. Немецкий автомобиль DKW F8 выпускался с 1939 г. по 1942 г., а после войны с 1948 г. по 1955 г. он продолжил выпускаться в ГДР под маркой IFA в Цвиккау. Автомобиль необычный двухтактным двигателем объемом 0,6 литра мощностью всего 20 л. с. и передним приводом. Еще у него имеется обогрев стекла перед водителем. ГДРовские поставлялись в СССР в качестве репараций и работали в Ленинграде до начала 1950-х годов как такси.
Симпатичные прибалтийские автобус РАФ-251 (бывший РАФ-976) и парочка микроавтобусов РАФ-997ДМ "Латвия" и РАФ-2203 "Латвия". Автобус РАФ-976 до восстановления работал в Латвии и был передан в 2016 г. латвийским автогонщиком и конструктором Андрисом Дамбисом. При ремонте деревянный кузов был воссоздан заново. Причем были использованы элементы более раннего автобуса РАФ-251, найденные в садоводстве под Токсово. Таким образом, из двух некомплектных РАФ-251 и РАФ-976 получился целый автобус РАФ-251. А вот на микроавтобусе РАФ-2203 "Латвия" бутафорская раскраска якобы оргкомитета Олимпийских игр в Москве 1980 г.
Как писано выше, музей "Автотранспорта" обзавелся коллекцией советских самых "ходовых" в СССР грузовиков. Среди них ЗИС-5В военных лет, довольно редкий УралЗИС-355М, МАЗ-200, ЗИС-150, ЗИЛ-157КД, ЗИЛ-164А, ЗИЛ-431410 (так с 1986 г. стал называться ЗИЛ-130), ЗИЛ-131, ЗИЛ-433420, ГАЗ-52-04, грузинская КАЗ-608В2 "Колхида". Интересно, что грузовик УралЗИС-355М (1958-1965 гг.) выпускался только в Миассе и был потомком ЗИС-5В, но с двигателем увеличенной мощности до 95 л. с. против 73 л. с. Эксплуатировался в восточных регионах СССР, в т. ч. в Казахстане. Снимался в фильме "Джентльмены удачи" (1971 г.). А ЗИЛ-157 получил множество прозвищ: "Колун", "Захар", "Трумэн", "Бабай", "Семечка", "Ступа", "Крокодил", "Мормон". Представленный в экспозиции ЗИЛ-433420 (1994-2015 гг.) совершил первое в мире кругосветное автопутешествие (всего участвовало три таких грузовика) в 2000-2001 гг. своим ходом из Москвы до Чукотки (40 % пути по "зимнике"), потом морем до Сиэтла (США), потом своим ходом до канадского Торонто и обратно до Нью-Йорка. Потом на судне до Европы. Проезжал Великобританию, Францию, Италию, Австрию, Германию, Польшу, Белоруссию (маршрут см. выше).
Ну и, конечно, в коллекции музея есть автобусы, ведь территория музея находится в действующем автобусном парке № 1. Это автобусы ГАЗ-30-03 (работал на маршрутах в Ленинграде с 1939 г., хотя выпускался с 1933 г. по 1950 г.), ЗИС-8, "гибридный" ЗИС-154, ЗИЛ-155Г (по сути ЗИС-155 восстановлен в варианте ЗИЛ-155Г). Автобус ЗИС-154 уникален тем, что он имел дизель-электрическую трансмиссию - дизельный двигатель вращал генератор мощностью 50 кВт, который передавал вырабатываемую электроэнергию на троллейбусный электродвигатель, вращающий задние колеса. Однако, автобус получился неудачным и при ремонте его переделывали в обычный. Представленный автобус выпуска 1949 г. был найден в виде кузова, интегрированного в дачный домик в Репино. В 2014 г. началось его восстановление.
Междугородний автобус "Икарус-55.14 "Люкс" был призером выставок в Париже и Женеве в 1954 г. и являлся гордостью венгерского автопрома. Поставлялся в СССР, ГДР, Грецию, Египет и Китай. Представленный автобус был выпущен в 1972 г. и 6 лет проработал в междугородней колонне ленинградского автобусного парка № 1. После списания он 25 лет использовался в качестве "бытовки" на охотно-рыболовной базе парка. В 2005-2006 гг. был восстановлен, но после празднования в сентябре 2006 г. 80-летия автобусного движения в Санкт-Петербурге был вновь заброшен и сгнил. Новое восстановление началось в 2014 г. Двигатель не оригинальный "Чепель D614", а взят от "ЛИАЗа", оригинальная "мордочка" автобуса сгнила и при восстановлении была взята от другого аналогичного автобуса.
Из иностранных автобусов в коллекции есть еще венгерские "Икарус-630.03 "Dentobus", обрубленный "Икарус-280.33" тех. помощь, восточно-германский "Робур-LO 3000", чехословацкая "Шкода-706 RTO". Автобус "Шкода-706 RTO" (1957-1971 гг.) ждет своего долгожданного ремонта. Такие автобусы покупались в СССР мелкими партиями как автобусы медицинского обеспечения (рентген-кабинеты, службы крови, зубоврачебные кабинеты "на колесах"), а также как спецмашины для радио и телевидения, лаборатории и передвижные мастерские. Экземпляр из музея служила спецмашиной службы крови в Челябинской области до начала 2000-х годов. После списания из больницы она некоторое время была "развозкой" для рабочих-железнодорожников, пока не сломалась. В 2014 г. автобус был выкуплен и попал в музей. Это единственный в нашей стране автобус "Шкода-706 RTO".
Есть и советские автобусы: ПАЗ-651, КАвЗ-3270, санитарный ПАЗ-672М, ЛАЗ-699Р, ЛиАЗ-5932 "Магнолия-80", редкие "Кубань-Г1А1-02" и "Таджикистан-3205". ЛиАЗ-5932 специальный автобус для телевидения, которых с 1969 г. по 1983 г. было построено 173 экземпляра. Данный экземпляр принадлежал телестудии Кургана. В 2015 г. этот автобус (спецоборудование было уже демонтировано) был куплен московским коллекционером, а с 2017 г. оказался в музее. Малоизвестные автобусы "Таджикистан" выпускались в период 1976-1995 гг. в городе Ленинабаде-30 (Чкаловск, он же Бустон) Таджикской ССР на авторемонтном заводе. Образец из коллекции был выпущен в 1995 г. и работал в МЧС в Томской области и на Кузбассе. Весной 2023 г. был куплен и попал в музей.
При копировании материалов ссылка на оригинальную статью и указание автора строго обязательны!
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
Другие статьи канала по теме - "Retro Car Show" большой ретро-автомузей в Питере на Планерной
"Pontiac Tempest" Ю. Гагарина в Выборгском автомобильном музее, которого уже нет
Московский музей японских ретро-авто "Buckers Empire" - множество "япошек" для любителей
#зил4102миша #зил4102рая #зл41041 #зим #газ12 #чайкагаз14 #зил41052 #зил410441 #татра603 #татра700 #татра613 #газ20победа #москвич403э #газ21волга #газ24волга #газ2402волга #газа #газм1 #эмка #dkwf8 #раф997дмлатвия #раф2203латвия #лиаз5932магнолия #лаз699р #кубаньг1а1 #паз672 #кавз3270 #паз651 #икарус630 #икарус280 #робур3000 #шкода706 # # #икарус55 #автобусыссср #грузовикиссср #зис154 #зил155г #уралзис355м #маз200 #автобуснйпарк1спб #зис150 #зил164а #раф251