Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

Вокруг церкви Белых плащей

Из Бобур попадаем в Бур-Тибур, т.е. на еще одну улицу, хранящую название древнего поселения. Здесь жил Пьер де Краон, в 1392 г. совершивший покушение на коннетабля Франции Оливье де Клиссона, за что его отель тогда же и снесли. По ней, через ул. Обрио, где жил едва ли не самый известный фотограф моды Хельмут Ньютон (это фото так и называется. ул. Обрио, модель в костюме Ив Сен-Лоран) или через улицу Гийемит, отшельников св. Гийома, (на ее месте с XIII в и до 1868 г. шла улица Обезьян и до сих пор во дворах сохранился Обезьяний пассаж) выходим к прекрасной церкви Блан-Манто (и "манто" в данном случае - это плащи! С ужасом где-то прочитала про церковь Белых пальто, хотя и смешно, наверное). Сейчас попробую как можно проще описать, что здесь происходило: церковь была основана еще в 1258 монахами-сервитами (служителями Девы Марии, только не флорентийскими, а марсельскими), в чье облачение входил белый плащ. Но орден распустили уже в 1276 г. и церковь с землями передали гийемитам, поздне

Из Бобур попадаем в Бур-Тибур, т.е. на еще одну улицу, хранящую название древнего поселения. Здесь жил Пьер де Краон, в 1392 г. совершивший покушение на коннетабля Франции Оливье де Клиссона, за что его отель тогда же и снесли. По ней, через ул. Обрио, где жил едва ли не самый известный фотограф моды Хельмут Ньютон (это фото так и называется. ул. Обрио, модель в костюме Ив Сен-Лоран)

HELMUT NEWTON. Rue Aubriot, Paris, 1975.  Christie's
HELMUT NEWTON. Rue Aubriot, Paris, 1975. Christie's

или через улицу Гийемит, отшельников св. Гийома, (на ее месте с XIII в и до 1868 г. шла улица Обезьян и до сих пор во дворах сохранился Обезьяний пассаж)

Albert Leopold Pierson. Пассаж обезьян. (1909) ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Albert Leopold Pierson. Пассаж обезьян. (1909) ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

выходим к прекрасной церкви Блан-Манто (и "манто" в данном случае - это плащи! С ужасом где-то прочитала про церковь Белых пальто, хотя и смешно, наверное). Сейчас попробую как можно проще описать, что здесь происходило: церковь была основана еще в 1258 монахами-сервитами (служителями Девы Марии, только не флорентийскими, а марсельскими), в чье облачение входил белый плащ. Но орден распустили уже в 1276 г. и церковь с землями передали гийемитам, позднее бенедиктинцам, но имя осталось первоначальное.

Неизвестный автор. Фасад церкви Блан-Манто. 1865 ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Неизвестный автор. Фасад церкви Блан-Манто. 1865 ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Церковь перестаивали, конечно, в XVII и в XIX, когда на фасад ее добавили элементы портала снесенной церкви монастыря св. Элигия на Сите, но она хороша, там сохранилась прекрасная резная кафедра 1749 г. И вообще, очень мне эта церковь нравится, не слишком объяснимо, вероятно, название и район решают: именно сюда принесли тело Людовика Орлеанского.

Неизвестный автор. Рынок Блан-Манто. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Неизвестный автор. Рынок Блан-Манто. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Недалеко от церкви можно найти рынок Блан-Манто, построенный по приказу Наполеона на месте бывшего приюта монахинь св. Анастасия (мы с ними уже встречались). Мясной павильон, выходящий на ул. Госпитальер-Сен-Жерве украшен головами яростных быков в ассирийском стиле. Сегодня он занят школой (о школе и ее директоре еще поговорим), а остальные помещения рынка используются как культурный центр.

Фонтан рынка Блан-Манто © Bibliothèque nationale de France.
Фонтан рынка Блан-Манто © Bibliothèque nationale de France.

И тут мы оказываемся на самой яркой, оживленной, известной и совершенно обязательной улице района - ул. Розье, в центре нового (ну, условно нового) парижского еврейского квартала. Улица известна с XIII в., и кажется, евреи здесь жили в то время. Современный же облик начал складываться с конца XIX в., с переселенцами из Восточной Европы и Российской империи, говорившими на идиш, а окрестная территория, не имея четких границ, стала называться Плецль (площадка, место, местечко). И здесь открывались мастерские, швейные, меховые, ювелирные, обувные, бесчисленные закусочные, кафе и столовые, книжные магазины, газетные киоски, часто что-то продавалось прямо на улице, много детей, старичков на табуретах, все друг друга знали и старались помогать.

 Paul Jeffay.  La rue des Rosiers.  1949. Ben Uri gallery and museum. (послевоенная работа, конечно)
Paul Jeffay. La rue des Rosiers. 1949. Ben Uri gallery and museum. (послевоенная работа, конечно)

Как понимаете, все это кончилось. Таблички с именами погибших в нацистских лагерях здесь чуть не на каждом доме. Плецль был уничтожен практически полностью. Из той самой школы с быками, которая была открыта для еврейских детей еще в 1846 г. погибли 165 учеников. Тогдашнему ее директору, Жозефу Миньере, удалось спасти некоторых, он прятал их в своей квартире на ул. Тампль и вывозил из Парижа.

Isamu Hirakawa  PARIS, RUE DES ROSIERS, 1976 MutualArt
Isamu Hirakawa PARIS, RUE DES ROSIERS, 1976 MutualArt

Его именем назван садик, в который вы не попадете, если не знаете, но теперь обязательно. Вход в него расположен за невидной калиткой и неприветливым переходом в д. 10 по улице Розье - не бойтесь, поворачивайте и окажетесь в чудном месте - во внутренних садах нескольких отелей между ул. Розье и Фран-Буржуа. Главный - отель де Куланж, XVII столетия, принадлежавший семье будущей маркизы Севиньи. Кроме живописных видов в этом садике можно найти остатки стены Филиппа-Августа и, если поднять голову, то совсем интересное: высокую кирпичную трубу, которую вообще не видно ни с какой улицы.

Фото с www.pariszigzag.fr
Фото с www.pariszigzag.fr

Это довольно интересный объект - бывшее Общество пепла. Кажется, догадаться, что это за общество практически невозможно, мне не удалось, и вообще сначала название показалось тревожным. Оказалось, что общество это организовали парижские ювелиры в 1867 для обработки отходов своего производства, сюда привозили мусор и золу из мастерских и высеивали оставшиеся частицы драгоценных металлов. Вот как. Трубу и макет этой фабрики можно увидеть в магазине Uniqlo, ул. Фран-Буржуа 39. А общество существует по сей день день, только переехало из Парижа.

Wikimedia Commons/Photo: jean melis (CC BY-SA 3.0)
Wikimedia Commons/Photo: jean melis (CC BY-SA 3.0)

На ул Розье жизнь бьет ключом, хоть она и стала уже все-таки больше аттракционом (но все равно приятным), а постоянные стародавние ее обитатели почти перебрались в другие округа города, но 20 лет назад еще можно было встретить здесь ортодоксальных иудеев, с серьезными бородами, пейсами и широкополыми шляпами." Желтый бутик" Саши Филькенштейна, открытый каким то чудом сразу после войны в 1946 г., предлагает лимонные sernikи и ванильные vatrouchka, за фалафелем всегда очередь, в витринах стоят меноры, магазины с вывесками и названиями на иврите, чуть покосившаяся витрина парикмахерской, где сегодня продают одежду, бывшее здание районных бань XIX в. «Хаммам Сен-Поль», полностью перестроенное внутри, но сохранившее фасад и название на нем. К сожалению закрылся изумительный магазин пряностей со всего света "Роза пустыни" и все эти колоритные заведения понемногу вытесняются модными бутиками, что очень-очень печально.

Charles Joseph Antoine Lansiaux. Синагога на ул. Паве ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Charles Joseph Antoine Lansiaux. Синагога на ул. Паве ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

За углом продаются книги, на узкой ул Паве – большая, ювелирно вписанная между домами архитектором парижского модерна Эктором Гимаром синагога, взорванная немцами в 1940 г, сегодняшняя – полностью восстановлена. Гимар, женатый на американке еврейского происхождения, перебрался в Нью-Йорк в 1938 г. А там же, в другом конце улицы - совершенно роскошный особняк Ангулем-Ламуаньон, строительство которого началось в конце XVI в. Принадлежал он дочери Генриха II, Диане Французской. Сегодня там городская историческая библиотека.

Отель Ангулем-Ламуаньон
Отель Ангулем-Ламуаньон

Последний сюжет на сегодня и тоже страшный. Район этот пересекает ул. Короля Сицилии, хранящая свое имя с XIII века, когда здесь располагался особняк Карла I Анжуйского, короля Неаполя и Сицилии (1227-1285). Отель этот был перестроен в XVI в и со временем часть его получила название Ля Форс по имени владельца.

Вид на церковь Сен-Поль-Сен-Луи и отель Сен-Поль. Израэль Сильвестр. © Bibliothèque nationale de France. Эту картинку я показывала, когда предлагала обратить внимание на крыши отеля Сен-Поль вдалеке, а вот справа, на переднем плане, похоже отель де ля Форс.
Вид на церковь Сен-Поль-Сен-Луи и отель Сен-Поль. Израэль Сильвестр. © Bibliothèque nationale de France. Эту картинку я показывала, когда предлагала обратить внимание на крыши отеля Сен-Поль вдалеке, а вот справа, на переднем плане, похоже отель де ля Форс.

В конце XVIII века здесь организовали тюрьму: Гранд-Форс для мужчин и Птит-Форс для женщин. Тюрьма считалась по тому времени образцовой, ее так и задумывали. Несколько отделений: для персонала, для заключенных с детьми, для ожидающих суда. Зажиточные заключенные могли занимать комнату с четырьмя кроватями, в некоторых был камин. У бедняков предполагался матрас и одеяло. В каждом отделении имелся внутренний дворик, а охране строго настрого было запрещено вымогать у заключенных деньги.

Bonneville, François. Принцесса Ламбаль. Гравюра 1796 г. © Bibliothèque nationale de France.
Bonneville, François. Принцесса Ламбаль. Гравюра 1796 г. © Bibliothèque nationale de France.

Во время революции здесь содержалась одна из ближайших подруг Марии-Антуанетты - принцесса Ламбаль и кажется, что ее смерть стала еще более трагической и страшной, чем смерть ее королевы. Принцессу буквально растерзала толпа в сентябре 1792 г, и долго глумилась над телом.

Неизвестный автор. Тюрьма де ля Форс. 1821 г. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Неизвестный автор. Тюрьма де ля Форс. 1821 г. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

Тюрьму закрыли в 1845 г. от нее осталась часть стены, как раз примыкающая к библиотеке.

Историческая библиотека города Парижа
Историческая библиотека города Парижа

Чтобы не заканчивать окном с решеткой поставлю еще фотографию церкви Блан-Манто. Однажды в апреле мы набрели в этом районе на какую-то площадь, всю заставленную столиками с флажками и фонариками, был ли это какой-то районный фестиваль или там так всегда, идентифицировать это место пока не удалось и жалею, что даже фото не сделала, но ощущение праздника солнечным днем помню. Поэтому там надо гулять, не жалея ног, сил и времени, столько всего, иногда неожиданного и очень красиво. И еще вы теперь знаете, где в Париже покупать ватрушки.

Приглашаю в мой телеграм-канал, там другие истории, например про соляные склады Парижа, про русскую галерею, или про коронацию Наполеона на двух картинах