Визуальные эффекты в современных фэнтезийных историях, от "Фантастических существ" до "Доктора Стрэнджа: В мультивселенной безумия", способны на всё - в буквальном смысле этого слова. Однако, когда дело доходит до магических сражений, они всегда изображаются довольно скучно - как сверкающие лазеры, которые проносятся по экрану и попадают в разных персонажей.
Это - проклятие, которым экранизации "Гарри Поттера" прокляли киноиндустрию также, как Том Реддл проклял должность профессора Защиты от тёмных искусств.
Лишь немногие произведения смогли побороть проклятие и уйти от него в сторону. Например, в основе сериала "ВандаВижен" магия хаоса, которая проявлялась на малых экранах весьма творческим образом, но даже там финальный эпизод представлял собой большую смесь компьютерной графики, которая пусть и была красивой, но в то же время выглядела не слишком захватывающей.
Если киноиндустрия хочет шагнуть вперёд, она должна сделать магические сражения более новаторскими.
Как экранизации "Гарри Поттера" определили вид магических битв в кино
На страницах книг нет бюджетных ограничений. Единственным пределом становится воображение автора, поэтому магия в книжных историях более концептуальна. Кино же, по своей природе, имеет больше ограничений. В итоге всё сводится к тому, что когда кто-то направляет волшебную палочку и произносит смешные слова, с кончика палочки срывается вспышка или луч, которая поражает цель и как-то вредит ей.
Именно так выглядела первая сцена дуэли в фильмах о "Гарри Поттере", где Гарри и Драко обменялись красивыми лучами, и эта тенденция сохранилась на протяжении всей серии, где магические битвы выглядели как обыкновенный обмен вспышками и лучами.
Однако, в некоторых сценах боевая магия выглядела иначе.
- Рон Уизли случайно поразил себя заклинанием, от которого он выплёвывал слизней.
- В Министерстве магии была роскошная дуэль между Дамблдором и Волдемортом, где оба волшебники не просто использовали заклинания, а комбинировали их со своим окружением.
- Сцена, в которой Волдеморт пытался вторгнуться в мысли Гарри.
А теперь вспомните финальный поединок Гарри и Тёмного лорда, в котором они просто атаковали друг друга оранжевыми и зелёными лучами. Не слишком интересно, согласитесь.
И хотя "Тайны Дамблдора" провалились в прокате, они попытались сломать этот шаблон. Сражения между Дамблдором и Грин-де-Вальдом выглядели необычно, но даже так красочные лазеры проникли в финальную битву фильма.
Не все фильмы повторяют такую ошибку
То, как проявлялась магия в сцене с Якобом в "Тайнах Дамблдора", можно назвать хорошим примером интересной магии. Вместо привычного светового шоу, предметы, уже присутствующие в сцене (от посуды до обычной бумаги), становились оружием.
В "Мультивселенной безумия" была интересная сцена, в которой хорошая и злая версии Доктора Стрэнджа сошлись в музыкальной битве. Да, это было яркое световое шоу, но вместо лучей, вспышек и кругов основным элементом битвы стала музыка.
"ВандаВижен" остаётся самой инновационной и уникальной историей Marvel, поскольку магия превратила обычный город в мир ситкомов.
Когда фильм переходит к магическим сражениям или магии в целом, рассказчикам нужно мыслить масштабнее.
Возможно, студии считают, что зрителям нужны именно такие "простые" сражения, в которых один герой атакует другого через яркий и красивый луч. Возможно, такая магия требует наименьших затрат, ведь одно дело продумать музыкальную сцену и эффектно изобразить её в формате захватывающей битвы, а другое - просто заставить героев обменяться атакующими лучами.
Магия - это странная штука, границы которой простираются далеко за нашим воображением, и именно поэтому битвы, в которой палочки (или другой источник магии) изображают как бластер из "Звёздных войн" настолько разочаровывают. Существует множество способов снова сделать магические сражения визуально интересными, но для начала нужно отпустить шаблон, который годами навязывал "Гарри Поттер".