Найти тему

Русские художники. Брюллов

Общий план, где нет Брюллова, а должен был быть.
Общий план, где нет Брюллова, а должен был быть.

Карл Павлович Брюллов - 1799 - 1852 (при рождении и до 1822 года Брюлло) - русский и не только художник из художественной банды Брюлло (вых), любителей мороженого.

Рисовал много хорошего и разного, не только нелюбимые мной скушные портреты. Сейчас посмотрим.

Итальянское утро. 1823
Итальянское утро. 1823

В общем-то, большую часть известности и здесь, и в Европе Брюллов себе обеспечил именно этой небольшой работой. Сам он отмечал прежде всего необычную работу со светом, потому что девушка освещена не дневными солнечными лучами, а мягким отраженным светом из фонтана, что дополнительно смягчает линии и оттеняет яркую композицию.

Забавно, что картину презентовали Александре Фёдоровне, жене Николая I, а Николай такой подумал-подумал, посмотрел-посмотрел, облизнулся, возможно, и говорит Карл, а давай ты ещё что-нибудь к ней похожее напишешь, а то ну прямо здорово вышло, тени, свет и всякое такое. Ну а Карл-то взял и написал, не будешь же посылать в баню будущего царя.

Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград). 1827
Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград). 1827

И знаете что? Я только-только хотел пошутить, что у девушки между утром и полуднем прошло несколько достаточно крупных завтраков, но реальность, как обычно, пошутила сильнее;

Брюллова достаточно сильно раскритиковали за вторую картину по сравнению с первой, причём прошу вас ознакомиться с претензией, это и правда забавно:

«Ваша модель была более приятных, нежели изящных соразмерностей, и хотя по предмету картины не требовалось слишком строгого выбора, но он не был бы излишним, поелику целью художества вообще должна быть избранная натура в изящнейшем виде, а изящные соразмерности не суть удел людей известного класса».

Короче, ты зачем вместо изящной умывающейся спортсменки написал полнотелую довольную вакханку (к тому ж ещё и не аристократку)???…

Брюллов ответил, конечно, не как ответил бы я: Да пожуй *****, *******, сын прославленной *****, всеми проклинаемый усатый жук-*******, чтоб тебя самозабвенно ******* вельзевуловы ******. Сам разберусь, любезный, что мне и как рисовать, я о том без ваших унылых ушей с государем-императором обкашлял.

«Причиной моей погрешности было желание отличить сию картину и самим отличием форм от первой картины, представляющей подобный же предмет; найдя же, что правильные формы все между собою сходствуют, как-то особенно заметно в статуях, где сия чистота форм необходима, и что в картине посредством красок, освещения и перспективы художник приближается более к натуре и имеет некоторое право отступить от условной красоты форм, я решился искать того предположенного разнообразия в тех формах простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже более нравятся, нежели строгая красота статуй.»

Изящество ответа оставлю на ваш суд (с вам комментарий!).

Портрет Доменико Марини. 1830
Портрет Доменико Марини. 1830

Этот портрет нравится мне нестандартностью исполнения - во-первых, позировал для него известный итальянский спортсмен-дискобол.

Во-вторых, все знаю про Помпеи Брюллова и у всех есть лёгкое предубеждение, что у Брюллова все всегда смотрят наверх. Но конкретно здесь нам сюжетно дают понять, что это, как и в Помпеях, оправдано не художественным замыслом, а будто бы самой реальностью - куда ещё смотреть дискоболу. И сложный в исполнении локоть с мускулистым предплечьем в стиле Да Винчи тоже показывает двойственность профессии - будто субъектом спортсмена выступает не только чёткий взор под вспотевшим лбом, но и твёрдая рука.

В общем, годный портрет, даже несмотря на то, что ногти цвета пальцев.

Всадница. 1832
Всадница. 1832

На полотне изображены воспитанницы русской графини Юлии Павловны Самойловой – Джованина и Амалиция. Джованина представлена в образе невозмутимой наездницы, сидящей на взмыленном, осажденном скакуне. Маленькая Амалиция восхищенно наблюдает за старшей подругой с крыльца, прильнув к перилам. .

Детали вы и сами видите. Однако следует сказать, что несмотря на многогранность и многозначность композиции, картинка была нарисована, быстрее всего, чтобы произвести впечатление на возлюбленную Юлию Павловну. Юлия Павловна была официально разведена, а когда-то вообще была любовницей Александра I, и слыла знатной оторвой, про нее даже подозрительно асексуальный Гоголь писал, мол - огонь-девка!

На Брюлловской Помпее она присутствует аж в трёх людях. Да и Одалиска Брюллова это тоже она. У нее была и фигура, и внешность итальянки, и все остальные достоинства, типа отсутствия генерала-мужа.

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини (1842)
Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини (1842)

Короче, про Самойлову невозможно остановиться писать, потому что это настоящая любовь и лютая страсть Брюллова, которого вообще драмы преследовали по пятам.

Ай, ладно. Сами посмотрите, что про эту дамы писали наши поэты:

Поэт Евгений Баратынский:

Презренья к мнению полна,

Над добродетелию женской

Не насмехается ль она,

Как над ужимкой деревенской?

Кого в свой дом она манит,

Не записных ли волокит,

Не новичков ли миловидных?

Не утомлен ли слух людей

Молвой побед ее бесстыдных

И соблазнительных связей?

На красоту, стать и неординарное поведение Юлии Павловны отреагировал и Пушкин:

Ей нет соперниц, нет подруг,

Красавиц наших бледный круг

В её сиянье исчезает…

В общем, это вам не инстасамка. Это, блин, уровень.

Портрет молодой женщины у фортепиано (Эмилия Тимм)
Портрет молодой женщины у фортепиано (Эмилия Тимм)

В общем, я обычно в личную жизнь художников не лезу, ну его на фиг, а то легко спотыкнуться и попасть лицом в какую-нибудь гадость, но тут чёт я не удержался, а кто досюда дочитамши, не удержится тоже.

Короче, Крем наш Брюллов таки захотел остепениться, а мужчинкой был завидным и интересным, и выбрать таки было из чего. И вот в 1839 году он женится на дочери рижского бургомистра Эмилии Тимм.

И вроде бы все ок - 39-летний слегка подпухший, но весьма известный скуфидон становится счастлив благодаря прекрасной 18-летней лилии.

Ага, щас.

Набросок. Невинность оставляет землю.
Набросок. Невинность оставляет землю.

В общем, есть мнение, что последующая трагедия нашла отражение как раз в этом небольшом графическом этюде.

В общем, в брачную ночь выяснилось, что Эмилия таки не так невинна, как кажется, и что виновен в этом sweet home Alabama.

А из действующих в мерзкой пьесе лиц на роль виновного более всего подходит ейный папаша, рижский бургомистр собственной персоной. Вы представьте себе, что в такой вот Риге должно вообще твориться.

Это я ещё приличную версию рассказываю, неприличная ещё круче - что Карл Брюллов её с ейным папашей вообще как бы это… застал.

А развод при императоре Николае Первом, блюстителе морали и жандарме Европы - это, знаете, совсем не фунт изюму. И как, должно быть, Карл обалдел, всё это рассказывая при заполнении анкеты на разводу господину Бенкендорфу, тут уж совсем непонятно. Ясно только, что денег Эмилии платить отказался, мужественно взял скандал на себя. Эмилия упорхнула в Ригу, потом брала уроки фортепьяны у Шопена, родила сколько-то там детишек и радостно помрэ аж в семидесятых.

Но довольно о грустном, тем более что это всё могли нам тупо набрехать.

Ольга Ферзен на ослике. 1835
Ольга Ферзен на ослике. 1835

Вообще-то всем, кто жалуется, дескать, невозможно по урокам с ютуба научиться акварелью рисовать: глядите. Это акварель Брюллова. Причем всего примерно 50 на 40 сантиметров.

Вот он, талант. Небо, листочки, мордочка ослика и даже непреклонная бледность Ольги - ну не мастерство ли?!

Бахчисарайский фонтан. 1849
Бахчисарайский фонтан. 1849

И ещё одну акварель вставлю, ну уж дивно хороши у Брюллова акварели.

Здесь совсем неантичная детализация и внимание к деталям сопряжено с античной телесной плавностью моделей, просто посмотрите на спину на переднем плане - они все будто мраморные, будто напряжение навсегда покинуло их тела.

А какое внимание к нарядам! Даже у девушки, сидящей на заднем плане в темном оконном проёме, и то прорисована каждая складочка и отчётливо виден узор на платье.

Последний день Помпеи. 1833
Последний день Помпеи. 1833

Ну, вот он, опус магнум. Знаете, к этой картине даже пьяный прапорщик не сможет пристать, мол: «ЭЭ, а ты в курсе, что надо говорить «крайний, а то…». Потому что, как ни крути, а последний, хоть триста фильмов с китами-харрингтонами сними.

Кстати говоря, это для нас с вами всё глубоко известно, что 24 августа 79 года нашей эры Помпеи того. А вот для Европы, помимо историков и прочих вшивых интеллигентов, история истории Помпеи началась в 1748 году, когда один прыткий инженер начал раскапывать бедных помпейцев.

Брюллов впервые на раскопках побывал в 1827 году, причем не исключено, что под влиянием оперы Джованни Пачини, посвященной трагедии, которая появилась на два года раньше.

Как бы то ни было, Брюллов создал на стыке классицизма и романтизма совершенно обалденное полотно, где трижды запечатлел свою любовницу, разочек даже себя (мужик с ящиком красок на голове на ступенях в левой части картины).

На переднем плане - христианский священник, и он как бы спокоен. На заднем, в центре полотна - языческий римский, и он пытается убежать с кучей храмовых ценностей. Тут как бы язычество-то ваше и помрэ, говорит нам Брюллов.

Видите слева внизу сцену, где пацан уговаривает мать подняться и спасаться бегством? Это Плиний-младший, который из того кошмара спасся и даже оставил воспоминания.

Вот отрывок из его письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь».

Даже Пушкин, наше солнышко, написал про это полотно:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Да и Гоголя статью рекомендую почитать. Тоже много интересного. Да и написано знаете как бомбично? Как Гоголь писал.

В общем, такой вот был русский художник Брюллов. Светит на небосводе нашей культуры он как Бетельгейзе, ничуть не меньше.