Часть III
Окончание. Начало здесь и здесь.
Как было сказано в предыдущих статьях, внедрение совместной эксплуатации реактивных самолётов по методу кооперации предприятий позволило расширить эксплуатационную базу, не дожидаясь постройки и оснащения АТБ до возможности полноценной эксплуатации типа. В феврале 1976 года группа специалистов министерства и ГосНИИ ГА на местах и в аппарате управления изучала организацию и результаты кооперирования. В итоге была дана положительная оценка, а метод рекомендован для распространения.
В 1975 году в аэропорту Стригино города Горького (ныне Нижний Новгород) взлётно-посадочная полоса была удлинена на 600 м до 2500 м, что позволило принимать самолёты типа Ту-154. Допуск на данный тип аэропорт получил в начале 1976 года, и 2 июня того же года на самолёте Ту-154Б СССР-85146 начались регулярные пассажирские рейсы по маршруту Горький – Сочи. Рейсы обслуживал 368-й летный отряд Куйбышевского ОАО Приволжского управления гражданской авиации.
В конце 1979 года 220-й лётный отряд приступил к обучению лётного состава на самолёт Ту-154. Обучение проходило на базе Ульяновской ШВЛП и Курумоченского УТО-13.
15 октября 1980 года ознаменовалось важным событием в жизни горьковских авиаторов. На прибывшем по кооперации из Курумоча первом Ту-154 экипажем пол управлением командира корабля В.Д. Скоробогатова был выполнен рейс Горький – Сочи.
В числе освоивших Ту-154 горьковчан первыми были пилоты: В.А. Морозов, А.С. Жаркий, Г.А. Рощин, Л.Н. Молчанов; инженеры и авиатехники: В.В. Меньшиков, С.П. Циприс, А.Н. Козырев, Е.Л. Яикитов и другие.
Из аэропорта Курумоч в Стригино «свежие» Ту-154 подавались рейсом 5641/5642, на который брали пассажиров.
До 1988 года из Куйбышева в Горький самолёты Ту-154 подавались рейсом 5479/5480, на который брали пассажиров. С 1988 года самолёт меняли на рейсе 5651/5652 Горький – Куйбышев – Алма-Ата.
Количество «полтинников», арендованных у КОАО с течением времени менялось. В 1981 году Горький эксплуатировал 3 Ту-154, в 1982 – 1984 гг. – 5, в 1985 – 1990 – 6.
24 декабря 1991 года, на излёте Советского Союза, 220-й Нижегородский лётный отряд начал полноценную эксплуатацию Ту-154 и получил в своё распоряжение несколько самолётов данного типа. Полный список воздушных судов 220-го отряда приведён в конце статьи.
Старый Казанский аэропорт имел взлётно-посадочную полосу длиной всего 1800 метров, а его расположение в черте города со стремительно подступающей к нему городской застройкой, ставило крест на расширении аэропорта и не позволяло ему развиваться. Поэтому в 1973 году было начато строительство нового аэропорта в 26 километрах к Юго-Востоку от города около села Столбище на территории Лаишевского района.
Новый аэропорт города Казани принял первых пассажиров в сентябре 1979 года. А 6 ноября 1979 года он был допущен к приёму и обслуживанию самолётов типа Ту-154. Пока Казанский аэропорт стал принимать Ту-154 других управлений страны, а Татарское производственное объединение гражданской авиации эксплуатировало только самолёты Ту-134 В 1984 году лётному составу Казанского ОАО было поручено обучение на новый тип – Ту-154. Заслуга в освоении «сто пятьдесят четвёртого» в Казанском ОАО принадлежит коллективу отряда и его руководителей В.П. Жулквы, У.Х. Мустафина, В.Н. Хусаинова, Б.А. Комонова, В.Н. Нестерова, ветеранов отрасли Ф.А. Устинова, С.М. Фирстова, В.Н. Кощеева и др.
19 октября 1985 года Казанский ОАО получил по кооперации с Куйбышевским ОАО свой первый Ту-154. Это был Ту-154Б-2 СССР-85347.
Из Курумоча в Казань самолёты Ту-154 подавались рейсом 5479/5480, на который брали пассажиров. Начиная с 1985 года и вплоть до конца 1991 года количество «сто пятьдесят четвёртых» в Казани было неизменным – 2 самолёта. Их маршрутная сеть приведена в конце статьи.
До 1972 года в аэропорту города Оренбурга не было бетонной ВПП, РД, и перрона с твёрдым покрытием. После снятия с пассажирской эксплуатации самолётов Ан-10, остро встал вопрос по обеспечению пассажирских перевозок в областной центр. Было принято решение о строительстве нового аэропорта. По проекту он располагался в 19 километрах юго-восточнее Оренбурга. К строительству приступили в 1973 году. В 1974 году открыта бетонная ВПП, в 1975 году сдан в эксплуатацию командно-диспетчерский пункт. В этом же году из нового аэропорта начались регулярные пассажирские рейсы 190-го Оренбургского лётного отряда на самолётах Ан-24 и Ту-134.
В мае 1976 года Оренбургский аэропорт допущен к приёму самолётов Ту-154. Как и в случаях с Горьковским и Казанским аэропортами, первоначально Оренбург принимал только «гостевые» рейсы, выполняемые на «полтинниках», в основном, проходящие из Западной Сибири на курорты Крыма и Кавказа.
Обучение лётного состава на Ту-154 началось в 1990 году. Первые полеты были осуществлены в конце 1990 года. С 1 января 1991 года рейсами в московский аэропорт Домодедово началась их пассажирская эксплуатация. Первым в Оренбурге был куйбышевский борт Ту-154Б-2 СССР-85595.
Справочные данные:
Список Ту-154 всех модификаций, работавших в Горьковском (Нижегородском) ОАО в 1991 гг:
85080, 85228, 85253, 85263, 85287, 85318, 85456, 85458*.
Хронология открытия рейсов 220-го отряда из аэропорта Стригино:
Направление/годы работы
Алма-Ата через Куйбышев 1988 – 1990
Алма-Ата через Кустанай 1991
Братск через Свердловск, Томск 1988, 1990
Донецк 1991
Ереван через Минеральные Воды (зимой) 1985 – 1989
Ереван (летом) 1986 – 1989
Ереван 1990, 1991
Иркутск через Челябинск, Барнаул 1982 – 1991
Иркутск через Тюмень, Новосибирск 1987 – 1988
Киев 1981 – 1991
Краснодар 1985 – 1991
Куйбышев 1980 – 1987
Ленинград 1982, 1984 – 1991
Минеральные Воды 1981 – 1991
Минск 1991
Мурманск через Ленинград 1982 – 1991
Мурманск (летом) 1987 – 1991
Новосибирск 1982
Новосибирск через Тюмень 1985 – 1986, 1989 – 1991
Одесса 1989, 1991
Ростов на Дону 1981 – 1991
Симферополь 1981 – 1991
Сочи 1980 – 1991
Ташкент через Оренбург 1981 – 1991
Ташкент (летом) 1984 – 1991
Хронология открытия рейсов 220-го отряда из аэропорта Оренбург:
Ташкент (летом) 1984 – 1991
Список Ту-154 всех модификаций, работавших в Казанском ОАО в 1991 гг:
85018, 85412.
Хронология открытия рейсов 261-го отряда из аэропорта Казань:
Направление/годы работы
Баку 1987 – 1991
Киев 1991
Куйбышев 1985 – 1991
Ленинград 1986 – 1991
Наманган 1991
Новосибирск 1989
Симферополь 1986 – 1990
Сочи 1985 – 1990
Ташкент 1987
Хабаровск через Новосибирск, Читу 1990 – 1991
Хронология открытия рейсов 261-го отряда из аэропорта Набережные Челны:
Симферополь 1989 – 1990
Сочи 1989 – 1990
Список Ту-154 всех модификаций, работавших в Оренбургском ОАО в 1991 гг:
85358, 85595, 85602, 85603, 85604*.
Хронология открытия рейсов 190-го отряда из аэропорта Оренбург:
Направление/годы работы
Минеральные Воды 1991
Москва 1991
Ташкент 1991
Примечание: * - часть самолётов поступила уже после 1991 года.
Предыдущие статьи на тему:
Ту-154 в Приволжском управлении гражданской авиации, часть 1
Ту-154 в Приволжском управлении гражданской авиации, часть 2
Спасибо за внимание.