2K подписчиков

Ту-154 в Приволжском управлении гражданской авиации

132 прочитали

Часть III

Окончание. Начало здесь и здесь.

Как было сказано в предыдущих статьях, внедрение совместной эксплуатации реактивных самолётов по методу кооперации предприятий позволило расширить эксплуатационную базу, не дожидаясь постройки и оснащения АТБ до возможности полноценной эксплуатации типа. В феврале 1976 года группа специалистов министерства и ГосНИИ ГА на местах и в аппарате управления изучала организацию и результаты кооперирования. В итоге была дана положительная оценка, а метод рекомендован для распространения.

В 1975 году в аэропорту Стригино города Горького (ныне Нижний Новгород) взлётно-посадочная полоса была удлинена на 600 м до 2500 м, что позволило принимать самолёты типа Ту-154. Допуск на данный тип аэропорт получил в начале 1976 года, и 2 июня того же года на самолёте Ту-154Б СССР-85146 начались регулярные пассажирские рейсы по маршруту Горький – Сочи. Рейсы обслуживал 368-й летный отряд Куйбышевского ОАО Приволжского управления гражданской авиации.

В конце 1979 года 220-й лётный отряд приступил к обучению лётного состава на самолёт Ту-154. Обучение проходило на базе Ульяновской ШВЛП и Курумоченского УТО-13.

15 октября 1980 года ознаменовалось важным событием в жизни горьковских авиаторов. На прибывшем по кооперации из Курумоча первом Ту-154 экипажем пол управлением командира корабля В.Д. Скоробогатова был выполнен рейс Горький – Сочи.

Ту-154Б ССС-85080 в аэропорту «Стригино», 1980 г. Источник – aviaforum.ru
Ту-154Б ССС-85080 в аэропорту «Стригино», 1980 г. Источник – aviaforum.ru
Идёт посадка на куйбышевский Ту-154 СССР-85019. Аэропорт Стригино, начало 80-х гг. Фото из архива авиапредприятия
Идёт посадка на куйбышевский Ту-154 СССР-85019. Аэропорт Стригино, начало 80-х гг. Фото из архива авиапредприятия

В числе освоивших Ту-154 горьковчан первыми были пилоты: В.А. Морозов, А.С. Жаркий, Г.А. Рощин, Л.Н. Молчанов; инженеры и авиатехники: В.В. Меньшиков, С.П. Циприс, А.Н. Козырев, Е.Л. Яикитов и другие.

Из аэропорта Курумоч в Стригино «свежие» Ту-154 подавались рейсом 5641/5642, на который брали пассажиров.

До 1988 года из Куйбышева в Горький самолёты Ту-154 подавались рейсом 5479/5480, на который брали пассажиров. С 1988 года самолёт меняли на рейсе 5651/5652 Горький – Куйбышев – Алма-Ата.

Количество «полтинников», арендованных у КОАО с течением времени менялось. В 1981 году Горький эксплуатировал 3 Ту-154, в 1982 – 1984 гг. – 5, в 1985 – 1990 – 6.

24 декабря 1991 года, на излёте Советского Союза, 220-й Нижегородский лётный отряд начал полноценную эксплуатацию Ту-154 и получил в своё распоряжение несколько самолётов данного типа. Полный список воздушных судов 220-го отряда приведён в конце статьи.

Старый Казанский аэропорт имел взлётно-посадочную полосу длиной всего 1800 метров, а его расположение в черте города со стремительно подступающей к нему городской застройкой, ставило крест на расширении аэропорта и не позволяло ему развиваться. Поэтому в 1973 году было начато строительство нового аэропорта в 26 километрах к Юго-Востоку от города около села Столбище на территории Лаишевского района.

Новый аэропорт города Казани принял первых пассажиров в сентябре 1979 года. А 6 ноября 1979 года он был допущен к приёму и обслуживанию самолётов типа Ту-154. Пока Казанский аэропорт стал принимать Ту-154 других управлений страны, а Татарское производственное объединение гражданской авиации эксплуатировало только самолёты Ту-134 В 1984 году лётному составу Казанского ОАО было поручено обучение на новый тип – Ту-154. Заслуга в освоении «сто пятьдесят четвёртого» в Казанском ОАО принадлежит коллективу отряда и его руководителей В.П. Жулквы, У.Х. Мустафина, В.Н. Хусаинова, Б.А. Комонова, В.Н. Нестерова, ветеранов отрасли Ф.А. Устинова, С.М. Фирстова, В.Н. Кощеева и др.

19 октября 1985 года Казанский ОАО получил по кооперации с Куйбышевским ОАО свой первый Ту-154. Это был Ту-154Б-2 СССР-85347.

Ту-154Б-2 СССР-85347. Источник – aviaforum.ru
Ту-154Б-2 СССР-85347. Источник – aviaforum.ru

Из Курумоча в Казань самолёты Ту-154 подавались рейсом 5479/5480, на который брали пассажиров. Начиная с 1985 года и вплоть до конца 1991 года количество «сто пятьдесят четвёртых» в Казани было неизменным – 2 самолёта. Их маршрутная сеть приведена в конце статьи.

До 1972 года в аэропорту города Оренбурга не было бетонной ВПП, РД, и перрона с твёрдым покрытием. После снятия с пассажирской эксплуатации самолётов Ан-10, остро встал вопрос по обеспечению пассажирских перевозок в областной центр. Было принято решение о строительстве нового аэропорта. По проекту он располагался в 19 километрах юго-восточнее Оренбурга. К строительству приступили в 1973 году. В 1974 году открыта бетонная ВПП, в 1975 году сдан в эксплуатацию командно-диспетчерский пункт. В этом же году из нового аэропорта начались регулярные пассажирские рейсы 190-го Оренбургского лётного отряда на самолётах Ан-24 и Ту-134.

В мае 1976 года Оренбургский аэропорт допущен к приёму самолётов Ту-154. Как и в случаях с Горьковским и Казанским аэропортами, первоначально Оренбург принимал только «гостевые» рейсы, выполняемые на «полтинниках», в основном, проходящие из Западной Сибири на курорты Крыма и Кавказа.

Ту-154А СССР-85081, принадлежавший Новосибирскому авиаотряду, на перроне аэропорта Оренбург, 1979 г. Источник фото – Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей
Ту-154А СССР-85081, принадлежавший Новосибирскому авиаотряду, на перроне аэропорта Оренбург, 1979 г. Источник фото – Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей

Обучение лётного состава на Ту-154 началось в 1990 году. Первые полеты были осуществлены в конце 1990 года. С 1 января 1991 года рейсами в московский аэропорт Домодедово началась их пассажирская эксплуатация. Первым в Оренбурге был куйбышевский борт Ту-154Б-2 СССР-85595.

Справочные данные:

Список Ту-154 всех модификаций, работавших в Горьковском (Нижегородском) ОАО в 1991 гг:

85080, 85228, 85253, 85263, 85287, 85318, 85456, 85458*.

Хронология открытия рейсов 220-го отряда из аэропорта Стригино:

Направление/годы работы

Алма-Ата через Куйбышев 1988 – 1990

Алма-Ата через Кустанай 1991

Братск через Свердловск, Томск 1988, 1990

Донецк 1991

Ереван через Минеральные Воды (зимой) 1985 – 1989

Ереван (летом) 1986 – 1989

Ереван 1990, 1991

Иркутск через Челябинск, Барнаул 1982 – 1991

Иркутск через Тюмень, Новосибирск 1987 – 1988

Киев 1981 – 1991

Краснодар 1985 – 1991

Куйбышев 1980 – 1987

Ленинград 1982, 1984 – 1991

Минеральные Воды 1981 – 1991

Минск 1991

Мурманск через Ленинград 1982 – 1991

Мурманск (летом) 1987 – 1991

Новосибирск 1982

Новосибирск через Тюмень 1985 – 1986, 1989 – 1991

Одесса 1989, 1991

Ростов на Дону 1981 – 1991

Симферополь 1981 – 1991

Сочи 1980 – 1991

Ташкент через Оренбург 1981 – 1991

Ташкент (летом) 1984 – 1991

Хронология открытия рейсов 220-го отряда из аэропорта Оренбург:

Ташкент (летом) 1984 – 1991

Список Ту-154 всех модификаций, работавших в Казанском ОАО в 1991 гг:

85018, 85412.

Хронология открытия рейсов 261-го отряда из аэропорта Казань:

Направление/годы работы

Баку 1987 – 1991

Киев 1991

Куйбышев 1985 – 1991

Ленинград 1986 – 1991

Наманган 1991

Новосибирск 1989

Симферополь 1986 – 1990

Сочи 1985 – 1990

Ташкент 1987

Хабаровск через Новосибирск, Читу 1990 – 1991

Хронология открытия рейсов 261-го отряда из аэропорта Набережные Челны:

Симферополь 1989 – 1990

Сочи 1989 – 1990

Список Ту-154 всех модификаций, работавших в Оренбургском ОАО в 1991 гг:

85358, 85595, 85602, 85603, 85604*.

Хронология открытия рейсов 190-го отряда из аэропорта Оренбург:

Направление/годы работы

Минеральные Воды 1991

Москва 1991

Ташкент 1991

Примечание: * - часть самолётов поступила уже после 1991 года.

Предыдущие статьи на тему:

Ту-154 в Приволжском управлении гражданской авиации, часть 1

Ту-154 в Приволжском управлении гражданской авиации, часть 2

Спасибо за внимание.