Часть I
Статья про историю Ту-154 в Приволжском управлении лежала у меня «на полке» больше года. В первую очередь из-за объёмного материала, размещение которого в формате блога может оказаться неудобочитаемым. В конце концов, я решил разделить материал на несколько частей. Первую часть публикую сегодня.
Приволжское управление гражданской авиации было в числе тех управлений, которые пострадали вследствие вывода из эксплуатации самолётов Ан-10 в мае 1972 года. На «Анах» выполнялись рейсы из «столичного» аэропорта Курумоч, а также из аэропортов Уфы, Казани и Оренбурга. Предприятию были нужны новые, современные самолёты Ту-154, обслуживание которых требовало реконструкции взлётно-посадочных полос, перронов и зданий для обслуживания пассажиров, инженерно-технической базы. По состоянию на лето 1972 года четыре аэропорта Поволжья: Курумоч, Горький, Ульяновск и Уфа могли принимать самолёты Ту-134 и только два – Курумоч и Ульяновск – самолёты Ту-104 и Ту-154. В это же время авиационно-технические базы не были готовы к работе с Ту-154: не хватало оборудования для проведения периодического техобслуживания.
Реконструкция и оснащение наземно-технической базы авиапредприятия началось в Куйбышеве уже в 1972 году, а обучение лётного и наземного персонала – в 1973 году. Первыми командирами Ту-154 в Куйбышевском ОАО стали В.И. Севостьянов, Е.П. Нагорный, В.А. Чеканов, Р.Ф. Мочалов, А.В. Горячкин. В этот период куйбышевский объединённый авиаотряд возглавлял Заслуженный пилот СССР М.А. Дубровский.
Свой первый базовый Ту-154А СССР-85080 курумоченцы получили 5 ноября 1974 года. После нескольких дней тренировочных полётов, 24 ноября 1974 на этом Ту-154А был выполнен первый пассажирский рейс 5415/5416 по маршруту Куйбышев – Ленинград. Самолёт пилотировал инструкторский экипаж Куйбышевского УТО-13 в составе: командир корабля Валентин Иванович Севостьянов, второй пилот Александр Васильевич Горячкин, штурман – Заслуженный штурман СССР Андрей Дмитриевич Шкурупий, бортинженер – Алексей Яковлевич Липаткин, бортрадист – Владимир Андреевич Колосов. В салоне работали бортпроводник-инструктор Валентина Павлова, бортпроводники Нина Севостьянова, Вера Экзархо, Лидия Давыдова.
С поступлением новых Ту-154 с завода в Курумоч связана интересная история. В конце 1974 года Куйбышевский авиастроительный завод построил один самолёт сверх плана. Этот Ту-154А с бортовым номером СССР-85089 заводчане передали 368-му Куйбышевскому авиаотряду. Передача состоялась 3 января 1975 года.
3 февраля 1975 года начались регулярные пассажирские рейсы №5341/42 из Куйбышева в Ташкент.
К началу летней навигации, 18 мая 1975 года куйбышевские авиаторы открыли первый в своей истории рейс на Дальний Восток Советского Союза. Ту-154А СССР-85089 под управлением командира корабля Евгения Павловича Нагорного выполнил регулярный рейс Куйбышев – Хабаровск с промежуточными посадками в Новосибирске и Иркутске.
В конце 1975 года к приёму Ту-154 был допущен ещё один аэропорт Приволжского управления гражданской авиации – Оренбург. Регулярный рейс №737/738 по маршруту Москва (Домодедово) – Оренбург стал выполняться куйбышевскими машинами и экипажами с 1 января 1976 года по схеме: Курумоч – Домодедово – Оренбург – Домодедово – Курумоч. В тот же день, кстати, Ту-154 впервые отправился по маршруту Куйбышев – Москва. До этого московское направление обслуживали самолёты Ту-134.
Пополнение флота куйбышевских «сто пятьдесят четвёртых» позволило существенно расширить географию полётов, выйдя за рамки базового аэропорта. Так, 2 июня 1976 года на самолёте Ту-154Б СССР-85146 начались регулярные пассажирские рейсы по маршруту Горький – Сочи. В июле 1976 года в Уфимский аэропорт прилетел техническим рейсом Ту-154Б СССР-85158 из Куйбышева. А с 25 июля досрочно начались регулярные полёты на новом лайнере между Москвой и Уфой.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1976 года за успешное выполнение заданий Девятой пятилетки, освоение новой авиационной техники, Приволжское управление гражданской авиации было награждено орденом Трудового Красного знамени.
Внедрение совместной эксплуатации турбовинтовых и реактивных самолётов по методу кооперации предприятий позволило расширить эксплуатационную базу, не дожидаясь постройки и оснащения АТБ до возможности полноценной эксплуатации типа. Приволжское управление гражданской авиации явилось инициатором подобной схемы работы ещё в 1963 году на самолётах Ту-124, о чём я уже писал в своих более ранних статьях. Вкратце, суть системы кооперации заключалась в передаче своих собственных воздушных судов в эксплуатацию до следующего планового техобслуживания другим авиаотрядам управления. По мере возникновения необходимости периодического обслуживания или ремонта, воздушное судно возвращалось в базовый отряд, а взамен коллегам отдавалось другое, полностью исправное.
Начальник Приволжского управления гражданской авиации А.А. Коннов принял решение под личную ответственность продолжить получение самолётов Ту-154 в Куйбышеве, приступить к подготовке лётно-технического состава и иных специалистов в других отрядах управления к переходу на эксплуатацию Ту-154. Здесь отмечу, что до этого в СССР для Ту-154 ещё нигде не применялась кооперация. Самолёт новый, сложный, требующий повышенного внимания.
При этом в те годы инициативы в части повышения эффективности производства поддерживались Министерством гражданской авиации СССР. И МГА заинтересовало кооперирование «сто пятьдесят четвёртых». В феврале 1976 года группа специалистов министерства и ГосНИИ ГА на местах и в аппарате управления изучала организацию и результаты кооперирования. В итоге была дана положительная оценка, а метод рекомендован для распространения.
Таким образом, Куйбышевское авиапредприятие со второй половины семидесятых годов стало передавать свои Ту-154 для эксплуатации в Уфу (с 12.1977), Горький (с 10.1980), Казань (с 06.1984). О работе Ту-154 в этих отрядах и пойдёт речь в следующих статьях.
Справочные данные:
Список Ту-154 всех модификаций, когда-либо работавших в Куйбышевском ОАО с 1974 по 1991 гг:
85018, 85019, 85034, 85042, 85080, 85086, 85089, 85091, 85094, 85146, 85150, 85155, 85158, 85199, 85228, 85233, 85234, 85253, 85263, 85264, 85265, 85267, 85275, 85283, 85287, 85318, 85347, 85404, 85456, 85470, 85472, 85475, 85500, 85506, 85547, 85585, 85595.
Хронология открытия рейсов 368-го отряда из аэропорта Курумоч:
Направление/годы работы
Алма-Ата через Караганду 1982, 1984 – 1987
Алма-Ата 1990, 1991
Анапа 1988 – 1991
Ашхабад 1982, 1990, 1991
Владивосток через Кемерово, Улан-Удэ 1991
Киев 1978 – 1991
Кишинев 1990 – 1991
Краснодар 1984 – 1991
Ленинград 1975 – 1991
Львов 1990 – 1991
Минеральные Воды 1978 – 1991
Москва (Домодедово) 1976 – 1991
Москва (Шереметьево) 1985
Мурманск 1991
Мурманск через Ленинград 1991
Нефтеюганск 1988
Нижневартовск 1983 – 1991
Новосибирск 1980 – 1991
Новый Уренгой 1990 – 1991
Ноябрьск 1988 – 1991
Одесса 1982 – 1985, 1990 – 1991
Одесса через Донецк 1982
Одесса через Днепропетровск 1986-1988
Одесса через Запорожье 1986
Ростов на Дону 1980 – 1991
Самарканд 1991
Симферополь 1976 – 1991
Сочи 1975 – 1991
Сургут 1983 – 1991
Ташкент 1975 – 1991
Хабаровск через Новосибирск, Иркутск 1975 – 1987, 1990 – 1991
Хабаровск через Иркутск 1980
Хабаровск через Новосибирск, Улан-Удэ 1988, 1989
Хронология открытия рейсов 368-го отряда из аэропорта Уфа:
Направление/годы работы
Москва (Домодедово) 1976 – 1977
Хронология открытия рейсов 368-го отряда из аэропорта Горький:
Направление/годы работы
Минеральные Воды 1978 – 1980
Симферополь 1978 – 1980
Сочи 1976 – 1980
Продолжение следует.
Спасибо за внимание.