Часть II
Продолжение. Начало здесь.
Как я уже писал ранее, внедрение совместной эксплуатации турбовинтовых и реактивных самолётов по методу кооперации предприятий позволило расширить эксплуатационную базу, не дожидаясь постройки и оснащения АТБ до возможности полноценной эксплуатации типа. В феврале 1976 года группа специалистов министерства и ГосНИИ ГА на местах и в аппарате управления изучала организацию и результаты кооперирования. В итоге была дана положительная оценка, а метод рекомендован для распространения.
Таким образом, Куйбышевское авиапредприятие со второй половины семидесятых годов стало передавать свои Ту-154 для эксплуатации в другие подразделения управления. Первым таким подразделением был выбран 282-й лётный отряд Уфимского объединённого авиаотряда. Подготовка специалистов началась в нём уже в 1976 году. Инициатором подготовки лётного состава в своём отряде был командир УОАО У.Х. Мустафин. Обучение лётного состава проходило в Ульяновской ШВЛП и в УТО-13 Приволжского управления гражданской авиации, а наземного персонала – в Куйбышевском ОАО. Параллельно шла подготовка всех остальных служб аэропорта. И, наконец, в двадцатых числах декабря 1977 года в Уфу прибыл первый Ту-154Б под управлением экипажа 282-го отряда во главе с командиром корабля Николаем Николаевичем Салохиным. Вот как описывала это событие многотиражная газета Приволжского территориального управления гражданской авиации «Крылья Родины» в номере от 28 декабря 1977 года:
«Это ранее утро надолго запомнится уфимским авиаторам. В 5 часов 20 минут в аэропорт Уфа впервые прибыл воздушный лайнер Ту-154. Пилотировал самолёт уфимский экипаж. Руководил полётом командир корабля Николай Николаевич Салохин. Николай Николаевич опытный пилот, грамотный специалист. Немало часов провёл он в воздухе за штурвалом различных самолётов. И вот теперь Ту-154.
На уфимской земле экипаж Салохина встречали цветами. Поздравить пилотов пришли представители командования предприятия, работники различных служб аэропорта, товарищи по работе».
Полный текст статьи приведён ниже в сканокопии оригинала. Картинка кликабельна.
Что интересно, в газетной статье упоминается ещё и про обучение на базе 282-го отряда оренбургских лётчиков пилотированию Ту-134. В 1977 году одной рукой Уфа принимала курумоченские «полтинники», а другой – отдавала оренбуржцам свои Ту-134 по тому же методу кооперации предприятий. Об истории эксплуатации Ту-134 в Приволжском управлении будет отдельная статья в будущем.
Ну а мы вернёмся к повествованию о Ту-154. Прежде чем приступить к регулярной эксплуатации, уфимцам предстояли тренировочные полёты, обучение наземного персонала. И вот, 1 апреля 1978 года в Уфимском ОАО с большим воодушевлением встретили первый Ту-154 для работы на регулярных пассажирских рейсах. Из куйбышевского аэропорта Курумоч его привёл экипаж во главе с командиром В.К. Антиповым, который получил его в АТБ КуОАО с полным ресурсом до очередной формы периодического техобслуживания. Сообщается, что в обмен на Ту-154 Уфа отправила в Курумоч один свой Ту-134А.
Дата 1 апреля 1978 года считается датой официального начала эксплуатации Ту-154 в Уфе.
Вместе с В.К. Антиповым первыми, кто осваивал Ту-154 в Уфе были командиры В.Д. Шалашов, А.П. Моргунов, А.Н. Чутчеев, А.П. Зотов, В.А. Денисенко, инженеры и авиатехники И.З. Валеев, И.Т. Минуваев, И.А. Калугин, Р.А. Серазетдинов.
Первые рейсы на Ту-154 уфимские авиаторы стали выполнять в московский аэропорт Домодедово, рейсы №№ 335/336 и 337/338. В летнюю навигацию, начиная с 15 мая 1978 года на «полтинниках» стал выполняться ещё и рейс 5765/5766 Уфа – Ташкент.
В течение 1978 и 1979 гг. 282-й отряд эксплуатировал только один Ту-154. Утром и днём на нём совершались два рейса в Москву, а ночью – в Ташкент. Простой на земле в базовом аэропорту между московскими рейсами составлял всего 1 час 15 минут, между московским и ташкентским рейсом – 2 часа 30 минут, утром между ташкентским и московским рейсом – 1 час 5 минут. Итого, за сутки в базовом аэропорту самолёт стоял всего 4 часа 55 минут. По тем временам это очень интенсивный график эксплуатации, сравнимый с аналогичными показателями в авиакомпаниях капиталистических стран.
В 1980 году количество рейсов на Ту-154, выполняемых уфимцами, увеличилось. Соответственно, и самолётов в отряде стало два. На московском направлении число рейсов увеличилось до трёх, а на ташкентском – до двух. В летнем сезоне Ту-154 заменил Ту-134 на рейсе Уфа-Сочи. Кроме того, уфимцы теперь стали выполнять рейс Ташкент-Оренбург. Также на летний сезон был запланирован ввод рейса Уфа-Хабаровск. Но его отменили ввиду отсутствия необходимого количества воздушных судов. Повторно рейс введён только в 1982 году. Доставка самолётов на форму в Куйбышевский ОАО и забор обратно «свежих» самолётов осуществлялась рейсом 5719/5720 на который брали пассажиров.
В течение первой половины восьмидесятых годов количество 154-х в 282-м отряде росло. В 1981 году их было уже три, в 1982 и 1983 гг. четыре, в 1984 пять, в 1985 шесть, в 1986 году семь.
Открывались и новые рейсы. Хронология открытия рейсов Ту-154 УОАО приведена в конце статьи в разделе «Справочные материалы».
Во второй половине восьмидесятых годов в уфимском аэропорту завершилось строительство новой взлётно-посадочной полосы с новейшей по тем годам системой посадки, и второго ангара с современным оборудованием и оснащением лабораторий, обеспечивающих полнообъёмное техническое обслуживание реактивных самолётов, включая пассажирский лайнер Ту-154. Это позволило отказаться от кооперации и начать в Уфе полноценное самостоятельное базирование «ту сто пятьдесят четвёртых». Из Куйбышева в Уфу было передано 7 самолётов. Позже, к 1990 году число самолётов Ту-154 в 282-м отряде увеличилось до девяти.
Справочные данные:
Список Ту-154 всех модификаций, работавших в Уфимском ОАО с 1986 по 1991 гг:
85056, 85112, 85265, 85275, 85283, 85349, 85404, 85475, 85525.
Хронология открытия рейсов 282-го отряда из аэропорта Уфа:
Направление/годы работы
Баку через Гурьев 1984 – 1991
Баку через Астрахань 1986
Киев 1984 – 1991
Краснодар 1985 – 1991
Куйбышев 1980 – 1986
Москва (Домодедово) 1978 – 1991
Москва (Шереметьево) 1985
Надым 1990 – 1991
Нефтеюганск 1988 – 1991
Нижневартовск 1983 – 1991
Новый Уренгой 1988
Ноябрьск 1988 – 1991
Симферополь 1981 – 1991
Сочи 1980 – 1991
Сургут 1987 – 1991
Ташкент 1978 – 1991
Тбилиси 1981, 1984 – 1986
Тбилиси через Астрахань 1987 – 1991
Хабаровск через Новосибирск, Читу 1982 – 1984, 1986 – 1991
Хабаровск через Кемерово, Читу 1983
Хабаровск через Томск, Читу 1983
Хронология открытия рейсов 282-го отряда из аэропорта Оренбург:
Направление/годы работы
Ташкент 1980
Окончание следует.