Здравствуйте, дорогие подписчики и гости канала!
Сегодня предлагаю вам для прочтения статью подписчика Дениса Новотроицкого.
Александр Борисович Фитингоф
(1799-1875/1877 гг.)
Среди помещиков, владевших имениями в нашем крае в XIX веке, самой заметной фигурой был барон Александр Борисович Фитингоф. Заметен он был не только потому, что именно ему принадлежало имение «Лавры», но и тем, что дослужился до чина действительного статского советника (по Табели о рангах 1722 года чин, приравнивавшийся к генерал-майорскому) и был псковским губернским предводителем дворянства.
Что же известно о жизни этого человека?
Согласно выписке из метрической книги, 16 ноября 1799 года в семье барона Бурхарда Кристофа фон Фитингофа и его супруги Катерины, урождённой графини Ливен родился мальчик, названный при крещении Александром Иосифом. Так как крещаемый был отпрыском очень знатного рода, то его крестными значились очень высокие лица, в том числе Наследник престола Александр Павлович (будущий Александр I), которого представлял граф фон Миних, его сестра великая княгиня Александра Павловна со своим мужем эрцгерцогом Австрийским Иосифом. Как видим, на крестинах были даже представители правящих династий Европы и члены российской императорской фамилии. Мальчику уже с рождения светило блестящее будущее.
О ранних годах будущего владельца Лавров пока ничего найти не удалось. Можно только с уверенностью предполагать, что рос он здоровым и крепким ребёнком. Став совершеннолетним, 26 марта 1817 года он поступил на службу в Лейб-Гвардии Гренадёрский полк, куда отбирались рослые и крепкие военнослужащие. На русской службе барон стал именоваться Александром Борисовичем. При взгляде на послужной список А.Б. Фитингофа, видно, что он быстро рос по службе. Так, уже в том же году 14 октября барон был произведён в прапорщики, в январе 1819 года становится подпоручиком, а в феврале 1820 года – поручиком. В конце 1821 года Александр Борисович уже произведён в штабс-капитаны, будучи адъютантом генерала Желтухина. Притом барон был аттестован достойным к повышению. Но 10 марта 1825 года он выходит в отставку «по домашним обстоятельствам». После отставки он женится в том же году 3 декабря на Екатерине Генриетте (в русской традиции – Екатерине Сергеевне) фон Берг. Согласно 9-й росписи рода фон Фитингоф-Шель, приведённой на форуме возрождения родословных традиций, у них родилось «8 детей, из которых 2 сына и 2 дочери умерли в младенчестве». В издании 9-й росписи на форуме союза возрождения родословных традиций можно отследить только 4 детей Александра Борисовича (видимо, только ставших взрослыми): София Екатерина Шарлотта (25.05.1829, Мариенбург, - 22.05.1890, Дрезден), Александр Павел (12.03.1836, Анненгоф, - 12.02.1896, Мариенбург), Павел Александр (12.03.1836, Анненгоф, - 28.11.1869, Берлин) [можно сделать вывод, что сыновья были близнецами, или, по крайней мере, двойняшками – Д.Н.], Екатерина Генриетта Доротея (4.02.1846, Анненгоф, - 4.10.1922, Берлин). Видимо, из-за этого барон испытывает финансовые затруднения, постоянно закладывая имения. А в 1845(?) году даже продаёт одно из своих имений супруге Екатерине Сергеевне.
Множество имений Александра Борисовича располагалось в Псковской губернии, из них подавляющее большинство – в Островском уезде. Это приводит к тому, что в 1838 году барон даже просит записать его в число дворян Псковской губернии. С этого момента связь А.Б. Фитингофа с Псковской землёй не прерывается.
В 50-60 гг. А.Б. Фитингоф делает блестящую придворную карьеру, став камергером двора Его Императорского Величества (чин, равный генерал-майору на военной службе, всего при дворе было всего 12 камергеров). Финансовые дела Александра Борисовича, видимо, поправляются. По крайней мере, в 1858 году у псковского купца Ф.А. Квеста он покупает пивоваренный завод (ныне здание имеет адрес Гоголя, д. 52), а в 1861 году в Санкт-Петербурге – домовладение, ныне располагающееся по адресу Большая Морская, д. 6. В своём петербургском доме она даже производит реконструкцию: барон «решил объединить дворы, что было сделано архитектором Рудольфом Богдановичем Бернгардом. Им были произведены переделки в зданиях, но фасады со стороны Большой Морской тронуты не были. ... С 1860-х годов в доме Фитингофа [В Санкт-Петербурге – прим Д.Н.] размещалась гостиница "Франция" ("Hotel de France"). 4 января 1864 года в ней поселился Иван Сергеевич Тургенев, вызванный в Петербург сенатской комиссией для расследования его связей с А. И. Герценом, Н. П. Огарёвым и М. А. Бакуниным. В 1866 году здесь останавливался Алексей Константинович Толстой» (по сведениям сайта «Прогулки по Петербургу»). К слову, после этот дом был принадлежал родственнику барона Константину Карловичу Флейзену (на дочери последнего, Паулине, был женат сын барона, Павел Александр).
19 февраля 1861 года Манифестом Алексадра II было отменено такое позорище, как крепостное право в России. Крестьяне становились лично свободными без выкупа, но за землю, которая им давалась в надел, они были должны выплачивать выкуп помещику. Много недоразумений породила эта реформа. Крестьянское сознание категорически не вмещало в себя понятие частной собственности на землю. От века крестьяне считали, что земля принадлежит тому, кто её обрабатывает. Теперь же за землю, с которой они кормились испокон века, им нужно было платить выкуп. До окончания выплат крестьяне должны были по-прежнему выполнять все работы на барина. Не желали это принять крестьяне. Много выступлений прокатилось по России. Все помнят события в селе Бездна. Но и наш край не миновали весьма интересные события. Царский Манифест читали 5 марта в церквях после службы. В это время в Щемерицкой церкви служил отец Димитрий Орлов. Пока не изучал его дело, но, видимо, устав после службы, батюшка не стал полностью зачитывать длиннейший царский Манифест, а просто объявил крестьянам, что «они свободны». Или, может, «разъяснил» содержание Манифеста прихожанам вкратце, когда они не поняли витиеватый слог. Как бы то ни было, но на следующий день крестьяне на работу не вышли. Разгневанный барон Фитингоф пожаловался в Псковскую Духовную консисторию, и о. Димитрий был убран из нашей церкви.
Согласно «Общим положениям о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», крестьяне одного имения объединялись в сельские общества. Именно сельское общество отвечало за выплаты помещику выкупного платежа. Возникло и Лавровское сельское общество, в составе деревень Большое и Малое Стуборово, Бобры, Горы, Грибуши, Жалчаны, Зайцево, Красиково, Орлоши, Поддубенка, Пышево, Рамшино, Соколово, Стойка, Шумряниново, Снопово, Тетерево, Фюки и Никольско. С крестьянами каждой деревни составлялись Уставные грамоты, в которых фиксировались платежи и повинности. Составлялись они и в нашей волости. Надо сказать, что условия освобождения не были мягкими. Например, в Уставной грамоте Фитингофа с крестьянами деревень Большое и Малое Стуборово сумма платежей была 120 рублей в год, вносились они каждые 4 месяца по 40 рублей. Это была огромная сумма, учитывая скудость земель и дешевизну сельскохозяйственной продукции. Кстати, крестьяне этих деревень отказались подписать Уставную грамоту, и её волевым решением утвердил мировой посредник. Да, не была эта реформа воплощением мечты крестьянина...
Можно предположить, что к середине 1860-х годов Александр Борисович оставляет службу, в том числе придворную, выслужив чин действительного статского советника (гражданский чин 4-го класса по Табели о рангах, равный генерал-майору на военной службе и камергеру при дворе). По крайней мере, в 1865 году он избирается псковским губернским предводителем дворянства. Согласно путеводителю по архивам России, он занимает этот пост до 1877 года. По Н.Ф. Левину, «этой должности сопутствовали многообразные обязанности. Он, в частности, председательствовал на ежегодных сессиях губернского земского собрания: руководил прениями, формулировал вопросы для голосования…, что требовало хорошего знания земских проблем всей губернии».
О деятельности Александра Борисовича на этом посту кое-что известно. В частности, по сообщению сайта pskovcity.ru, став почётным попечителем псковской губернской мужской гимназией, он «пожертвовал тысячу рублей на ремонт и оборудование зала[для гимназической церкви – Д.Н.], а затем подарил церковные сосуды и два священнических облачения» (самое интересное, что сам А.Б. Фитингоф оставался лютеранином).
Но в это время барона постигает и личное горе. 28 ноября 1869 года в Берлине умирает сын барона, гвардии поручик Павел Александрович, оставляя двух малолетних детей (супруга Павла Александровича умерла ещё раньше). Видимо, тяжёлая болезнь и смерть сына тяжело отразились на Александре Борисовиче, т.к. «с 3 ноября 1869 года обязанности губернского предводителя дворянства пришлось исполнять А. Н. Яхонтову, т.к. камергер, действительный статский советник барон Александр Борисович Фитингоф-Шель был «уволен по болезни согласно прошению». (Левин Н.Ф. Не одной поэзией жив человек). Вновь к работе губернским предводителем дворянства барон вернулся в феврале 1871 года, когда дворянство на выбрало его на 32-е трёхлетие. В это время Александр Борисович занимается делами по опеке осиротевших внуков, Павла-Александра-Константина (Павел Павлович, 15.02.1860-1912) и Константина-Павла-Евгения (Константин Павлович, 5.07.1861-28.03.1898). Видимо, он хотел устроить внуков в казённое учебное заведение, для чего было нужно свидетельство об их дворянском достоинстве. Для этого Фитингофу пришлось собрать необходимые бумаги и обратиться в псковское губернское депутатское дворянское собрание с этой просьбой, которая была удовлетворена 19 июня 1870 года.
Вернувшись к работе губернского предводителя дворянства, А.Б. Фитингоф сделал много полезного. В частности, с сайта Псковского музея-заповедника узнаём, что «В апреле 1874 г. по взаимному соглашению псковского губернатора Михаила Борисовича Прутченко и губернского предводителя дворянства Александра Борисовича Фитингофа в дворянском доме на втором этаже отводится помещение, состоявшее из двух комнат и передней, для музея археологической комиссии. К тому же дворянский дом находился на главной и красивой улице Пскова, что было немаловажно для музея» (Сейчас дом, в котором располагалось Дворянское собрание, имеет адрес Советская, 52).
В 1874 году, из уважения к заслугам Александра Борисовича, в Псковском реальном училище была учреждена стипендия его имени. Стипендия выплачивалась с процентов от 4000 рублей, пожертвованных Земством на эту цель и положенных в банк под проценты (которые и выплачивались в качестве стипендии 2 раза в год). Первым стипендиатом, которого назначил сам А.Б. Фитингоф, стал учащийся 2 класса Пётр Кухарев, сын Германа Яковлевича Кухарева, бедного чиновника, служившего при городской больнице. Так же известно, что эту стипендию вручали и в начале XX века. В частности, по сообщению pytalovo.ellink.ru, в 1911 году её получал учащийся 7-го класса Николай Поваров.
Форум Союза возрождения родословных традиций указывает дату смерти Александра Борисовича фон Фитингоф-Шеля как 13 января 1875 года. Между тем, путеводитель по архивам указывает, что предводителем дворянства он был до 1877 года. Пока разрешить этот вопрос не удалось, и точную дату смерти барона ещё предстоит выяснить.
Спасибо большое, Денис, за эту статью! У Вас разнообразные интересные темы.
Всем хорошего дня!