С учениками уже проведены все необходимые занятия, обучающие сочинению. Научила легко ориентироваться в тексте для выбора авторской позиции, формулировать проблему, приводить примеры, давать комментарии и оформлять логическую связку. Пришло время для подготовки к написанию работы по «трудным» текстам с неоднозначной проблемой.
На одном из сайтов репетиторов нашла сочинение учителя по тексту В.Быкова «Жизнь и смерть — вечная тема искусства…»; сочинение мне понравилось. Но я, не в обиду будь сказано, не очень понимаю целесообразность выкладывания своих, учительских текстов. Считаю, что моя цель –НАУЧИТЬ самому ориентироваться в тексте, выстраивать предложения для формулировки своих размышлений по поводу...
Итак, из интереса и с целью коррекции уменний дала этот текст своим ученикам на прошлой неделе. Писали сразу двое. Я долго искала, как выглядели задания №22,23 к этому тексту. Почему это важно, я писала уже давно здесь и здесь.
Размышлять начинают с чистого листа, так как они же не знают предлагаемую составителями проблематику!
Итак, ребята, выполнив задание №22,
1) 9 мая 1945 года впервые за годы войны жизнь обрела для рассказчика и представителей его поколения смысл.
2) Желание развлечь читателя не может быть первостепенной задачей военной прозы.10-13
3) Среди гениальных писателей не бывает квалифицированных читателей.
4) Большинство людей охотнее читают произведения об успехах высокообразованных представителей науки, искусства, руководителей, генералов и начальников.
5) Истинность таланта писателя проявляется в том числе в выборе героя, вызывающего у читателя произведения интерес.
нашли, что составители указывают приблизительно на такие направления рассуждений:
1. В годы войны жизнь обрела для поколения рассказчика смысл.
2. Желание развлечь читателя не может быть первостепенной задачей военной прозы (+а может быть, всей литературы?)
3. Большинство людей охотнее читают произведения об успехах известных людей.
А ещё один из учеников увидел рассуждения об избирательности памяти. Конечно, это можно «приплести» потом и ко второму направлению, но, думаю, не справится с такой задачей, поэтому согласилась с таким пониманием авторского замысла.
К сожалению, они не увидели, что пункт №5 подсказывает им порассуждать об истинности таланта. И я не стала «перенаправлять»: на экзамене никто так не сможет помочь.
Потом они выполнили задание №23, чтобы найти отрывки, относящиеся или приближённые к типу речи-рассуждение. (это почти всегда срабатывает для поиска примеров по избранной тематике).
ПО №1, действительно, рассуждение, и 1 из учеников решил присмотреться к нему как к возможному примеру о назначении литературы (направление2),
Вариант №2 (предложениия 4-5) – тоже рассуждения; тут однозначно увидели, что этот пример может помочь в раскрытии темы пересмотра ценностей (изменение смысла жизни).
№3 (предложения 10-13) явно помогут раскрывать тему назначения литературы. (Конечно, соотнесённость с темой истинности творчества так и не увидели). Нет, так нет, уже поздно развивать аналитические данные. Опираемся на их приобретённые за год подготовки умения.
Предложения 33-34 _ прекрасное рассуждение об истинности таланта. Они почувствовали, что здесь кроется важный момент, но не смогли ничего сформулировать.
Ещё раз повторю: ко мне ходят самые обычные дети, от слабеньких «троечников» до «отличников», поэтому, уча их, понимаю уровень возможностей каждого и в конце обучения учу опираться на текст в своих рассуждениях, не сбивая с толку своими «умными рассуждениями».
Итак, каждый подумал и выбрал для себя то направление, которое, на его взгляд, наиболее доказательно раскрыто автором, есть в наличии примеры и, что очень важно, есть свой аргумент. В итоге
один выбрал направление «Желание развлечь читателя не может быть первостепенной задачей литературы/военной прозы»,
другого привлекло рассуждение об избирательности памяти , которую соотнёс с вопросом выбора читателя.
Сравните, попали!
Проблема текста (по задумке составителей)
1. Проблема обретения смысла жизни в годы войны: (Когда для сражавшихся в годы войны людей жизнь обрела смысл?)
2. Проблема избирательности искусства. (В чём проявляется избирательность искусства?)
3. Проблема допустимости развлекательных моментов в произведениях о войне. (Допустимы ли в произведениях о войне развлекательные моменты?)
4. Проблема проявления истинности таланта писателя. (В чём проявляется истинность таланта. писателя?)
Далее работа шла самостоятельно: по уже отработанному «сценарию» они должны были написать (по возможности предложение №1- маленькое вступление (например, Василь Быков в своём творчестве часто высказывал мысли о назначении искусства/литературы или о роли искусства в жизни человека. ( это они должны уметь сформулировать, опираясь на самые употребляемые в тексте слова определённой тематической группы).
Далее- пишут ВНИЗУ авторскую позицию в соответствии с выбранным направлением.
После чего следующее предложение с формулировкой проблемы пишут, вернувшись НАВЕРХ. Оно должно выглядеть как продолжение мысли в первом предложении об авторе. Ккак оформить проблему: в виде вопроса или со словом «проблема» – выбирают сами. О том, что помогает это сделать, я писала здесь).
После проверки логической увязки проблемы и авторской позиции приписывают примеры и комментарии к ним.
Дословно приводить то, что получилось, не буду.
Логическая и смысловая основа выглядит так:
Василь Быков в своём творчестве часто высказывал мысли о назначении литературы.
Потом внизу:
1. В.Быков, …., формулирует важную мысль: «забвение высоких задач литературы грозят уравнять торжище с храмом, сделать искусство товаром ширпотреба».
После чего вернулся вверх и записал проблему. Ему было удобно в виде вопроса. Известный советский писатель в предложенном тексте заставляет читателей задуматься над вопросом: какие задачи должен ставить перед собой писатель?
Остаётся приписать в предложение об авторской позиции пропущенный оборот: «отвечая не поставленный вопрос»,
Перечитайте теперь по уазанному порядку, и вы увидите, что дан точный вектор размышления, который не позволит свернуть с нужного пути.
У другого получилось следующее:
2. Василь Быков в своём творчестве часто высказывал мысли о читательских (написал «желаниях», заменила на «потребности», объяснила смысл (ну не знал ребёнок этого слова, тем более, он из семьи, сбежавшей из дурдома Украины). Предупредила, что если не будет получаться, чтобы это предложение пропустил.
В предложенном тексте известный русский писатель выдвигает для обсуждения проблему… и тут он «застрял», хотя уже ниже сформулировал:
В.Быков,…, приводит читателя к мысли, что память человека и искусство очень избирательны..
Поэтому пришлось применить «ударный» метод выявления проблемы.
Находим что-то «плохое» или странное». В выбранной области для рассуждения это то, что все люди, пережившие даже одинаковые события, помнят странным образом каждый своё, и искусство, в свою очередь, тоже отражает различные аспекты одних событий.
Задаём вопрос: ПОЧЕМУ? – Потому что волнует разное. ПОЧЕМУ? – различное восприятие, отношение к пережитому. – ПОЧЕМУ? –ПОТОМУ ЧТО РАЗНЫЕ ЦЕННОСТИ ЖИЗНИ.
Итак, проблема жизненных ценностей жизни ( у них есть возможные штампы-трафареты формулировки проблемы).
Формулируем по штампу (возможные здесь) : В предложенном тексте известный советский писатель выдвигает для обсуждения проблему роли жизненных ценностей в восприятии окружающего мира.
Остаётся в авторской позиции вставить пропущенный деепричастный оборот « подводя итог своим рассуждениям». Перечитайте, что получилось.
Полностью сочинения они теперь должны переписать с учётом указанных ошибок (очень много ещё речевых), результат ещё не видела. Но учатся, учатся.
Такие способы я описывала «здесь», и они реально работают. Сначала (занятия 3, «перескакивание» записи предложений всегда пугает, не очень понятно, но на 4 раз все однозначно приходят к пониманию полезности. Прошу приносить написанные в школе сочинения, там они на первых порах обязательно сначала пишут в обычном порядке. Но в 80% случаев в итоге проблема и авторская позиция не совпадают. После этого мотивировать не надо.
Конкретизирую для тех, кто не смог сориентироваться в моём тексте. Итоговый «скелет» сочинений:
1. Василь Быков в своём творчестве часто высказывал мысли о назначении искусства/литературы или о роли искусства в жизни человека. Известный советский писатель в предложенном тексте заставляет читателей задуматься над вопросом: какие задачи должен ставить перед собой писатель?
..
В.Быков, отвечая на поставленный вопрос, формулирует важную мысль: «забвение высоких задач литературы грозят уравнять торжище с храмом, сделать искусство товаром ширпотреба».
2. Василь Быков в своём творчестве часто высказывал мысли о читательских предпочтениях и потребностях. В предложенном тексте известный советский писатель выдвигает для обсуждения проблему роли жизненных ценностей в восприятии окружающего мира.
…
В.Быков, подводя итог своим рассуждениям, приводит читателя к мысли, что память человека и искусство очень избирательны и зависят от мировоззрения, жизненных ценностей.
В этой статье я не ставлю перед собой цель расписывать примеры с комментариями и делать связку. Если для кого-то это ещё вызывает затруднения, прочтите здесь и здесь .
А выбор, конечно, за вами. Покажется этот путь неверным, запутанным – ваше право. Спорить не буду. А вот с удовольствием прочту, что бы ваши дети выбрали как аргумент собственной позиции.
Здесь несколько статей, в которых разбирала трудные тексты с неоднозначной трактовкой.