Найти в Дзене

Не было ни "советского", ни "дворянского", ни "рыцарского" образований. Но нужно стараться сделать сегодняшнее образование лучшим

Оглавление

Любой спор на тему о развитии образования сегодня, особенно если заходит в тупик, прерывается не один раз возгласами: "Верните советское образование!"

А можно ли его вернуть?

А почему бы не вернуть "дворянское образование"? Или "рыцарское воспитание"?

Кратко вспомним для начала основные признаки понятий "дворянское образование", "рыцарское воспитание", "советское образование".

 "Рыцарское", "дворянское" или "советское"? Какое образование выбрать? Ни первое, ни второе, ни третье - они остались в ушедших временах. Но что-то хорошее можно найти в каждом, и использовать с пользой даже сегодня.
"Рыцарское", "дворянское" или "советское"? Какое образование выбрать? Ни первое, ни второе, ни третье - они остались в ушедших временах. Но что-то хорошее можно найти в каждом, и использовать с пользой даже сегодня.

Кратко о "дворянском образовании".

Детство маленького дворянина

Большинство сведений о дворянском образовании мы можем почерпнуть из произведений наших классиков, которые почти все были дворянами.

С рождения до 5 лет детей дворян воспитывали русские кормилицы и няни. Чем дворянин был знатнее - тем было больше нянь.

С 5 лет - в штат воспитателей добавлялись иностранные гувернёры и учителя (не обязательно иностранцы), учившие ребёнка языкам и остальным предметам: математике, танцам, истории, географии.

Няню сменял "дядька" - нянька мужского пола, который оставался с дворянином иногда до конца жизни.

У А.С.Пушкина "дядькой" был, например, Никита Козлов:

С родителями на протяжении всего детства дети общались очень редко. Порой и виделись только во время завтрака и обеда - подходили поцеловать руку матери и отцу.

Учебные заведения для дворянских детей

Домашнее образование заканчивалось в 8-9 лет (а у кого и в 6-7), когда наступала пора молодому наследнику дворянского рода идти учиться в уездное училище, гимназию, а, быть может, в благородный пансион. После окончания гимназии он мог продолжить образование в Университете.

Для образования детей дворян создавались также кадетские корпуса, военные училища, дворянские институты.

В образовательных учреждениях для дворян существовали программы из набора предметов, хорошо знакомых и нам: от математики - до географии. Разве что Закон Божий, да древние языки вносили разнообразие.

Особенности образования и воспитания детей дворян

Некоторые особенности в образовании и воспитании, всё же, были. О них - ниже.

Дворянская честь.

Особенностью дворянского воспитания являлось наличие и культивирование такой сословной добродетели как дворянская честь.

Дворянская честь, в первую очередь, - верность Государю, а вместе с этим - достойное поведение, верность данному слову, храбрость, благородство. Служба Государю была для каждого дворянина священным долгом. Постепенно у дворян появился лозунг "За Веру, Царя и Отечество!"

Родовая честь

Понятие "родовая честь" - ещё одна важнейшая составляющая дворянского воспитания.

В детях с малых лет культивировали верность своему дворянскому роду.

На примере семейных портретов, украшавших стены дома, наследники должны были изучить всех своих предков, их подвиги и награды, чтобы потом стремиться стать достойными продолжателями дела своих предков.

Знание иностранных языков.

Важнейшим элементом дворянского образования было знание иностранных языков. Это сразу определяло место и статус молодого дворянина в светском обществе.

Не стоит повторять общеизвестный факт, что дворяне разговаривали на французском языке лучше, чем на русском.

Хотя, с Петра I в дворянском обществе был моден немецкий язык. С Елизаветы Петровны началось увлечение Францией и французским языком.

Мода на всё французское долго и прочно присутствовала в среде дворянского сословия. Только с поражением Наполеона она начала снижаться, уступая место немецкому и английскому языкам.

Хорошая физическая подготовка дворян

Другой элемент дворянского образования: хорошая спортивная подготовка.

Дворяне не могли бы должным образом исполнять свои обязанности по защите Государя и Отечества без хорошего физического воспитания и развития.

Поэтому физической культуре уделялось большое место в дворянском быту и в учебных заведениях. В моде у дворян были: фехтование, верховая езда, стрельба из пистолета (охота), танцы и игры.

Навыки отличной стрельбы имели большое значение во времена, когда дворяне имели обычай защищать свою честь на дуэли.

Учебные планы образовательных учреждений для дворянских детей предусматривали “танцевание" и "фехтование”.

Обучение танцам на высочайшем уровне

До 4 раз в неделю, по несколько часов. Очень важно, что танцы способствовали не только физическому, но и эстетическому развитию.

Свои танцевальные навыки дворяне оттачивали на балах.

Очень большое значение имел "первый бал" в жизни представителей обоего пола. Если ещё учесть, что обучение в те времена было раздельным.

Музицирование - обязательная часть дворянского воспитания (XVIII–XIX в.в.).

С Петра I, а затем, в подражание Петру III, любившему играть на скрипке, в дворянских семьях, при воспитании детей, внимание стало всё больше уделяться музицированию.

Музицирование включало: в 4-5 лет первое знакомство ребёнка с роялем, а затем и обучение игре на флейте, скрипке, пение под аккомпанемент. По праздникам - приглашенный в дворянский особняк оркестр. В Дворянских собраниях организовывали детские концерты.

Музицирование стало частью культуры русского дворянства, подтолкнув развивающееся профессиональное музыкальное искусство.

Благодаря ему выдающиеся русские композиторы: М.И. Глинка, A.C. Даргомыжский, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, H.A. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и другие стали известны всему миру.

Высокий уровень обучения рисованию

На высоком уровне при обучении дворян было и рисование - владение карандашом и кистью.

Не зря нас удивляют сегодня как рисунки Пушкина на своих рукописях, так и художественные работы М.Ю. Лермонтова и Н.В.Гоголя, и многих других классиков, не считающихся в общем представлении художниками.

Этикет

Каждому дворянину было очень важно знание этикета и манер поведения при дворе. Это помогало быть правильно понятым другими представителями высшего сословия и не оказываться в неловком положении.

Молодому дворянину было крайне важно научиться умениям говорить комплименты, правильно раскланиваться, заводить разговоры в нужный момент, учтиво благодарить.

Без знания подобных правил этикета можно было оказаться непринятым в обществе.

О воспитании девочек отдельно здесь не пишу, поскольку у меня есть цикл статей о Смольном институте благородных девиц.

«Новая порода кур – шестьдесят набитых дур», - это сказано о выпускницах знаменитого Смольного института благородных девиц
За семью 👨‍👩‍👧‍👦, детство 👶, образование 📖 !13 марта 2021

Как видим, дворянское воспитание соответствовало времени, потребностям страны и семьи.

Кратко о "рыцарском воспитании".

Рыцарское воспитание могли получать сыновья средневековых феодалов.

До 7 лет мальчики воспитывались в своей семье.

В 7 лет они поступали на службу при дворе своего сеньора (более знатного феодала), обычно - на женскую половину. Там они могли быть пажами супруги сеньора или кого-то из членов его семьи, его придворных.

В 14 лет юные феодалы переходили на мужскую половину, где становились оруженосцами сеньора. В эти же годы будущие рыцари активно занимались физической подготовкой.

За время службы пажом и оруженосцем подростки усваивали такие основные ценности рыцарства: храбрость, благородство, стремление к славе, поклонение прекрасной даме.

К 21 году молодой человек проходил множество испытаний, готовясь быть посвященным в рыцари. Священник в это же время обучал его основам богословия. В 21 год проходило посвящение в рыцари.

Таким образом: рыцарями становились молодые феодалы, усвоившие семь "рыцарских добродетелей":

  1. Верховую езду.
  2. Владение копьём.
  3. Фехтование.
  4. Соколиную охоту.
  5. Плавание.
  6. Сложение стихов в честь прекрасной дамы.
  7. Игру в шахматы.

В курс обучения молодого рыцаря входила также религиозная подготовка и обучение этикету.

Зато обучение грамоте в программу подготовки рыцаря не входило, поэтому рыцари оставались малограмотными людьми.

Рыцарское образование постепенно кануло в лету со времен появления огнестрельного оружия. Хотя дворянское образование во многом опиралось на его принципы.

А сами термины "рыцарство", "рыцарь", как характеристики благородного поведения мужчин (по отношению к Прекрасной Даме), остались до сегодняшнего дня.

Кратко о "советском образовании"

У меня о советском образовании и воспитании достаточно статей, поэтому не буду повторяться:

Советское образование имело основные признаки:

  • оно имело цель: воспитание гражданина, готового создавать "светлое будущее" и жить в нём;
  • доступность, равные возможности для каждого гражданина страны;
  • единая программа для всех, равные условия образования;
  • бесплатное обучение;
  • стремление к достижению всеобщей грамотности (ликбез);
  • сильнейшая мотивация к учёбе у детей, потому что в обществе высоко ценилось образование ;
  • совместное обучение мальчиков и девочек;
  • отделение школы от церкви;
  • национальностям - право на обучение на родном языке;
  • элементы школьного самоуправления;
  • энциклопедичность и фундаментальность;
  • большое внимание трудовому обучению (сама школа называлась: "Единая трудовая школа");
  • кроме обучения, внимание уделялось и воспитанию;
  • очень высокое уважение учителю (фильмы, песни о нём).

Советское образование имело и недостатки:

  • отрыв теории от практики;
  • плохо поставленное изучение иностранного языка ("железный занавес" не позволял открытому общению с носителями языка);
  • исключение предмета "Логика" из программы школы на определённом этапе;
  • обюрокрачивание школы по линии воспитания, идеологизация.

Дополняйте список достоинств и недостатков, если я что упустила.

Почему нельзя сегодня вернуть "советское образование"?

Я привела основные характеристики "дворянского образования", "рыцарского воспитания", "советского образования", чтобы показать, насколько прочно каждое из них "привязано" к своему времени.

Учёные даже говорят, что не было никакого, например, "дворянского образования" - это просто образ жизни и правила жизни дворян и дворянских детей, корректируемые время от времени. Ну и про РО и СО то же самое можно сказать.

Образование отдельно от общества не существует. Оно является его отражением, его частью.

Образование было и будет всегда, пока у народа есть молодое поколение, пока рождаются дети.

А вот определения "рыцарское", "дворянское" или "советское" добавлялись к нему в качестве указания на определённое историческое время. И в другом времени им не найдётся места!

Нельзя вернуть то, что принадлежало лишь своему времени.

Нельзя бесконечно повторят: "Верните...!".

Это всё равно, что толочь воду в ступе...

Движения вперёд не происходит, происходит сдерживание развития образования...

Однако, на образование можно повлиять, возвращая что-то хорошее из любого вида образования, даже из давно ушедших в историю времён (хоть их Древней Греции).

/Найдутся ли желающие поговорить на эту тему? /.

________________________

Согласны ли Вы с тем, что "советское образование" вернуть нельзя?

#образование #советскоеобразование #дворянскоеобразование #рыцарскоевоспитание #дворянскоевоспитание #воспитание #дети #школа #обучение

-2