Любой спор на тему о развитии образования сегодня, особенно если заходит в тупик, прерывается не один раз возгласами: "Верните советское образование!"
А можно ли его вернуть?
А почему бы не вернуть "дворянское образование"? Или "рыцарское воспитание"?
Кратко вспомним для начала основные признаки понятий "дворянское образование", "рыцарское воспитание", "советское образование".
Кратко о "дворянском образовании".
Детство маленького дворянина
Большинство сведений о дворянском образовании мы можем почерпнуть из произведений наших классиков, которые почти все были дворянами.
С рождения до 5 лет детей дворян воспитывали русские кормилицы и няни. Чем дворянин был знатнее - тем было больше нянь.
С 5 лет - в штат воспитателей добавлялись иностранные гувернёры и учителя (не обязательно иностранцы), учившие ребёнка языкам и остальным предметам: математике, танцам, истории, географии.
Няню сменял "дядька" - нянька мужского пола, который оставался с дворянином иногда до конца жизни.
У А.С.Пушкина "дядькой" был, например, Никита Козлов:
С родителями на протяжении всего детства дети общались очень редко. Порой и виделись только во время завтрака и обеда - подходили поцеловать руку матери и отцу.
Учебные заведения для дворянских детей
Домашнее образование заканчивалось в 8-9 лет (а у кого и в 6-7), когда наступала пора молодому наследнику дворянского рода идти учиться в уездное училище, гимназию, а, быть может, в благородный пансион. После окончания гимназии он мог продолжить образование в Университете.
Для образования детей дворян создавались также кадетские корпуса, военные училища, дворянские институты.
В образовательных учреждениях для дворян существовали программы из набора предметов, хорошо знакомых и нам: от математики - до географии. Разве что Закон Божий, да древние языки вносили разнообразие.
Особенности образования и воспитания детей дворян
Некоторые особенности в образовании и воспитании, всё же, были. О них - ниже.
Дворянская честь.
Особенностью дворянского воспитания являлось наличие и культивирование такой сословной добродетели как дворянская честь.
Дворянская честь, в первую очередь, - верность Государю, а вместе с этим - достойное поведение, верность данному слову, храбрость, благородство. Служба Государю была для каждого дворянина священным долгом. Постепенно у дворян появился лозунг "За Веру, Царя и Отечество!"
Родовая честь
Понятие "родовая честь" - ещё одна важнейшая составляющая дворянского воспитания.
В детях с малых лет культивировали верность своему дворянскому роду.
На примере семейных портретов, украшавших стены дома, наследники должны были изучить всех своих предков, их подвиги и награды, чтобы потом стремиться стать достойными продолжателями дела своих предков.
Знание иностранных языков.
Важнейшим элементом дворянского образования было знание иностранных языков. Это сразу определяло место и статус молодого дворянина в светском обществе.
Не стоит повторять общеизвестный факт, что дворяне разговаривали на французском языке лучше, чем на русском.
Хотя, с Петра I в дворянском обществе был моден немецкий язык. С Елизаветы Петровны началось увлечение Францией и французским языком.
Мода на всё французское долго и прочно присутствовала в среде дворянского сословия. Только с поражением Наполеона она начала снижаться, уступая место немецкому и английскому языкам.
Хорошая физическая подготовка дворян
Другой элемент дворянского образования: хорошая спортивная подготовка.
Дворяне не могли бы должным образом исполнять свои обязанности по защите Государя и Отечества без хорошего физического воспитания и развития.
Поэтому физической культуре уделялось большое место в дворянском быту и в учебных заведениях. В моде у дворян были: фехтование, верховая езда, стрельба из пистолета (охота), танцы и игры.
Навыки отличной стрельбы имели большое значение во времена, когда дворяне имели обычай защищать свою честь на дуэли.
Учебные планы образовательных учреждений для дворянских детей предусматривали “танцевание" и "фехтование”.
Обучение танцам на высочайшем уровне
До 4 раз в неделю, по несколько часов. Очень важно, что танцы способствовали не только физическому, но и эстетическому развитию.
Свои танцевальные навыки дворяне оттачивали на балах.
Очень большое значение имел "первый бал" в жизни представителей обоего пола. Если ещё учесть, что обучение в те времена было раздельным.
Музицирование - обязательная часть дворянского воспитания (XVIII–XIX в.в.).
С Петра I, а затем, в подражание Петру III, любившему играть на скрипке, в дворянских семьях, при воспитании детей, внимание стало всё больше уделяться музицированию.
Музицирование включало: в 4-5 лет первое знакомство ребёнка с роялем, а затем и обучение игре на флейте, скрипке, пение под аккомпанемент. По праздникам - приглашенный в дворянский особняк оркестр. В Дворянских собраниях организовывали детские концерты.
Музицирование стало частью культуры русского дворянства, подтолкнув развивающееся профессиональное музыкальное искусство.
Благодаря ему выдающиеся русские композиторы: М.И. Глинка, A.C. Даргомыжский, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, H.A. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский и другие стали известны всему миру.
Высокий уровень обучения рисованию
На высоком уровне при обучении дворян было и рисование - владение карандашом и кистью.
Не зря нас удивляют сегодня как рисунки Пушкина на своих рукописях, так и художественные работы М.Ю. Лермонтова и Н.В.Гоголя, и многих других классиков, не считающихся в общем представлении художниками.
Этикет
Каждому дворянину было очень важно знание этикета и манер поведения при дворе. Это помогало быть правильно понятым другими представителями высшего сословия и не оказываться в неловком положении.
Молодому дворянину было крайне важно научиться умениям говорить комплименты, правильно раскланиваться, заводить разговоры в нужный момент, учтиво благодарить.
Без знания подобных правил этикета можно было оказаться непринятым в обществе.
О воспитании девочек отдельно здесь не пишу, поскольку у меня есть цикл статей о Смольном институте благородных девиц.
Как видим, дворянское воспитание соответствовало времени, потребностям страны и семьи.
Кратко о "рыцарском воспитании".
Рыцарское воспитание могли получать сыновья средневековых феодалов.
До 7 лет мальчики воспитывались в своей семье.
В 7 лет они поступали на службу при дворе своего сеньора (более знатного феодала), обычно - на женскую половину. Там они могли быть пажами супруги сеньора или кого-то из членов его семьи, его придворных.
В 14 лет юные феодалы переходили на мужскую половину, где становились оруженосцами сеньора. В эти же годы будущие рыцари активно занимались физической подготовкой.
За время службы пажом и оруженосцем подростки усваивали такие основные ценности рыцарства: храбрость, благородство, стремление к славе, поклонение прекрасной даме.
К 21 году молодой человек проходил множество испытаний, готовясь быть посвященным в рыцари. Священник в это же время обучал его основам богословия. В 21 год проходило посвящение в рыцари.
Таким образом: рыцарями становились молодые феодалы, усвоившие семь "рыцарских добродетелей":
- Верховую езду.
- Владение копьём.
- Фехтование.
- Соколиную охоту.
- Плавание.
- Сложение стихов в честь прекрасной дамы.
- Игру в шахматы.
В курс обучения молодого рыцаря входила также религиозная подготовка и обучение этикету.
Зато обучение грамоте в программу подготовки рыцаря не входило, поэтому рыцари оставались малограмотными людьми.
Рыцарское образование постепенно кануло в лету со времен появления огнестрельного оружия. Хотя дворянское образование во многом опиралось на его принципы.
А сами термины "рыцарство", "рыцарь", как характеристики благородного поведения мужчин (по отношению к Прекрасной Даме), остались до сегодняшнего дня.
Кратко о "советском образовании"
У меня о советском образовании и воспитании достаточно статей, поэтому не буду повторяться:
Советское образование имело основные признаки:
- оно имело цель: воспитание гражданина, готового создавать "светлое будущее" и жить в нём;
- доступность, равные возможности для каждого гражданина страны;
- единая программа для всех, равные условия образования;
- бесплатное обучение;
- стремление к достижению всеобщей грамотности (ликбез);
- сильнейшая мотивация к учёбе у детей, потому что в обществе высоко ценилось образование ;
- совместное обучение мальчиков и девочек;
- отделение школы от церкви;
- национальностям - право на обучение на родном языке;
- элементы школьного самоуправления;
- энциклопедичность и фундаментальность;
- большое внимание трудовому обучению (сама школа называлась: "Единая трудовая школа");
- кроме обучения, внимание уделялось и воспитанию;
- очень высокое уважение учителю (фильмы, песни о нём).
Советское образование имело и недостатки:
- отрыв теории от практики;
- плохо поставленное изучение иностранного языка ("железный занавес" не позволял открытому общению с носителями языка);
- исключение предмета "Логика" из программы школы на определённом этапе;
- обюрокрачивание школы по линии воспитания, идеологизация.
Дополняйте список достоинств и недостатков, если я что упустила.
Почему нельзя сегодня вернуть "советское образование"?
Я привела основные характеристики "дворянского образования", "рыцарского воспитания", "советского образования", чтобы показать, насколько прочно каждое из них "привязано" к своему времени.
Учёные даже говорят, что не было никакого, например, "дворянского образования" - это просто образ жизни и правила жизни дворян и дворянских детей, корректируемые время от времени. Ну и про РО и СО то же самое можно сказать.
Образование отдельно от общества не существует. Оно является его отражением, его частью.
Образование было и будет всегда, пока у народа есть молодое поколение, пока рождаются дети.
А вот определения "рыцарское", "дворянское" или "советское" добавлялись к нему в качестве указания на определённое историческое время. И в другом времени им не найдётся места!
Нельзя вернуть то, что принадлежало лишь своему времени.
Нельзя бесконечно повторят: "Верните...!".
Это всё равно, что толочь воду в ступе...
Движения вперёд не происходит, происходит сдерживание развития образования...
Однако, на образование можно повлиять, возвращая что-то хорошее из любого вида образования, даже из давно ушедших в историю времён (хоть их Древней Греции).
/Найдутся ли желающие поговорить на эту тему? /.
________________________
Согласны ли Вы с тем, что "советское образование" вернуть нельзя?
#образование #советскоеобразование #дворянскоеобразование #рыцарскоевоспитание #дворянскоевоспитание #воспитание #дети #школа #обучение