Black Metal – это не просто музыка, это целый культурный феномен, оставивший неизгладимый след в истории рок-музыки и тяжелого металла. Его эволюция прошла через четыре этапа, которые можно условно назвать "Четыре легиона". Каждый из них внес свой вклад в формирование уникального звучания и идеологии жанра.
Первый легион (начало 80-х): Рождение тьмы
Истоки Black Metal принято связывать с группой Venom, чей одноименный альбом, выпущенный в 1982 году, дал название всему стилю. Музыка Venom была сырой, хаотичной и агрессивной, во многом близкой к Thrash Metal.
Наряду с Venom, к первопроходцам Black Metal относят:
- Hellhammer (Швейцария, 1982), позже переименованную в Celtic Frost;
- Bathory (Швеция, 1983);
- Sodom (Германия, 1983).
Впоследствии Celtic Frost и Sodom отошли от Black Metal, но их ранние работы оказали значительное влияние на становление жанра.
Второй легион (конец 80-х – начало 90-х): Скандинавский шторм
Эпицентром Black Metal в конце 80-х стала Скандинавия, где возникла целая плеяда культовых групп, определивших звучание "второй волны":
- Darkthrone (Норвегия, 1986), начинавшая как Black Death;
- Mayhem (Норвегия, 1984);
- Immortal (Норвегия, 1990);
- Beherit (Финляндия, 1989).
Опираясь на наследие первопроходцев, эти группы привнесли в Black Metal еще больше агрессии, скорости и мрачности, дополнив звучание ледяной скандинавской атмосферой. Рифы стали плотнее, барабаны – быстрее, а вокал – пронзительно высоким, хотя грубый гроул также не утратил своей популярности.
В это время Black Metal начал распространяться по всему миру. Вот лишь некоторые из ярких представителей "второго легиона" за пределами Скандинавии:
- Master's Hammer (Чехия, 1988);
- Mortuary Drape (Италия, 1984);
- Mystifier (Бразилия, 1989);
- Necromantia (Греция, 1989);
- Rotting Christ (Греция, 1987);
- Sigh (Япония, 1989).
Третий легион (первая половина 90-х): Раздвигая границы
В начале 90-х Black Metal достиг новой ступени развития. Музыка стала более разнообразной и экспериментальной, расширился инструментарий, появились атмосферные клавишные, фольклорные мотивы и чистый вокал.
Вот некоторые из ключевых фигур "третьего легиона":
- Enslaved (Норвегия, 1991);
- Gorgoroth (Норвегия, 1992);
- Satyricon (Норвегия, 1991);
- Abigor (Австрия, 1993);
- Summoning (Австрия, 1993);
- Dissection (Швеция, 1989);
- Marduk (Швеция, 1990);
- Lord Belial (Швеция, 1992).
Многие группы этого периода начали создавать фольклорные сайд-проекты, такие как Isengard, Storm, Wongraven, Vond, обогащая звучание Black Metal традиционными инструментами и этническими мотивами.
В "третьем легионе" темы сатанизма и антихристианства стали соседствовать с языческими, фольклорными и этническими образами.
Четвертый легион (с середины 90-х): Вершина эксперимента
"Четвертый легион" знаменует собой период окончательного разрушения стилистических рамок. Black Metal стал еще более разнообразным, включая в себя самые разные музыкальные инструменты и вокальные техники.
Яркие представители "четвертого легиона":
- Arcturus (ex-Mayhem, Норвегия);
- Cruachan (Ирландия);
- Pazuzu (Швеция);
- Parnassus (Нидерланды);
- Falkenbach (Германия);
- Empyrium (Германия);
- Bal-Sagoth (Великобритания).
Эти и многие другие группы продолжили эволюцию Black Metal, делая его все более утонченным и экспериментальным.
Идеология и эстетика Black Metal
Изначально Black Metal был тесно связан с сатанинской идеологией, однако со временем его тематика значительно расширилась, включая в себя язычество, мифологию, философию и социальную критику.
Важную роль в Black Metal играет эстетика. Мрачный грим, черная кожаная одежда, металлические аксессуары создают особый визуальный образ, подчеркивающий агрессивность и мрачность музыки.
Black Metal сегодня
Black Metal продолжает развиваться и в наши дни, порождая новые поджанры и влияя на другие стили тяжелой музыки. Его история – это история постоянного поиска, эксперимента и расширения границ творчества.