За время, оставшееся от каникул, Эля уже немного освоилась дома и поняла, что с соседкой будут проблемы. Как только они что-нибудь случайно роняли, или мальчишки начинали шуметь, тут же раздавался стук в стену.
Было такое ощущение, как будто бабулька специально сидит весь день, прислонившись к стене ухом, и ждет, когда соседи что-нибудь сделают, чтобы выразить им свое недовольство. Она была соседям не рада. Это абсолютно точно.
Эля не понимала, чем вызвано такое недовольство, но, все-таки, надеялась подружиться со Сталиной Андреевной. Как-никак, они коллеги, пусть та уже и на пенсии, но им будет, что обсудить.
Через несколько дней не прекращающихся постоянных стуков в стену, Эля решила, что пора положить этому конец. Она испекла пирог и отправилась к соседке выяснять отношения. Она переживала, что, когда ее не будет дома, такой стук может напугать детей, очевидно же, что два мальчика не сидят, как мышки, пока мамы нет дома, а ей завтра пора выходить на работу.
Да и ссориться не хотелось. Эля никогда не была конфликтным человеком. Даже в детском доме старалась избегать конфликтов. Это было гораздо проще, чем их решать. Она и детей своих всегда учила, что нужно решать конфликты словами, и Павел разделял этот подход.
- Чем обязана? – недовольно встречала ее соседка.
- Здравствуйте, Сталина Андреевна. Я вот тут пирог испекла, решила Вас угостить.
- У меня все есть. Не нужно мне ваших пирогов, Эльвира, как Вас там…
- Можно просто Эля. На самом деле, я хотела с вами поговорить.
- О чем? – все еще держала соседку в дверях упрямая старушка.
- Хотела совета у Вас попросить. – решила схитрить Эля.
- Ладно, проходи. – сдалась женщина.
Зайдя в дом, Эля очень удивилась. Идеальная чистота. Ни пылинки! Дом больше напоминал музей, но не экспонатами, а порядком. Все здесь, кажется, лежало и стояло по линеечке. Огромное количество книг, просто умопомрачительное!
Это жилище совсем не походило на деревенский дом, по крайней мере, как его представляла Эля. Тем более, на дом старушки, пожилой женщины, которая еле ходит. Значит, не все так плохо, раз она поддерживает здесь такую чистоту.
- Ну, о чем ты хотела спросить? – вернула Сталина Элю к реальности.
- Понимаете, Сталина Андреевна, завтра у меня первый рабочий день в местной школе. Хотела спросить, может быть Вы мне что-нибудь посоветуете, как побыстрее подход к местным ребятишкам найти? Чем их увлечь? Я никогда еще не жила в деревне и не знаю, может есть какие-то особенности?
- Дети везде одинаковые, и подход должен быть один – строгость!
- Вы считаете, что только строгостью можно добиться успеха в нашем деле?
- Да. И я неоднократно в этом убеждалась.
- Но у меня третий класс. Они же еще совсем маленькие.
- Когда подрастут, будет поздно. Тем более, мне кажется, что Вы путаете со строгостью жестокость. Это разные вещи. И я имею ввиду именно строгость. Иначе, никакой дисциплины. А это половина успеха. Нужно с самого раннего возраста приучать детей к дисциплине, к порядку.
- Я согласна, что порядок и дисциплина необходимы. Но мне всегда казалось, что к каждому ребенку нужно найти индивидуальный подход. Кому-то учеба дается легче, кому-то сложнее. Нельзя же всех под одну гребенку. – возразила Эля.
- А ты ничего, рассуждаешь то, верно. Поди не первый год работаешь. Только на практике как будет? А на счет того, что деревенские дети как-то от городских отличаются, это все ерунда. Дети, как дети. Ты же не думаешь, что здесь у них нет того же, что и в городе? Теперь все современные, с телефонами и интернетом. Компьютеры сейчас, наверное, в каждой семье. Даже старики, и те… У меня тоже есть, естественно. Единственная разница в том, что эти дети с детства к труду приучены. С хозяйством управляться мамке с папкой надо помогать. А хозяйство, считай, в каждом дворе какое-никакое. Про огородные дела я, вообще, молчу. Без огорода никуда.
- Скажите, Сталина Андреевна, а почему Вы нам в стену постоянно стучите? Неужели мы так шумим?
- Шумите. А я люблю тишину.
- Но, раз у нас дом такой, мы же не виноваты. Сами понимаете, у меня двое детей. Они ведь не могут сидеть постоянно на одном месте, как привязанные. Они у меня активные ребята. Я не могу им запретить баловаться и веселиться.
- Я понимаю. Не буду больше стучать. Но и Вы себя ведите потише.
- Спасибо Вам. Мы постараемся. Мы не хотим Вам мешать. Это правда.
- А пирог то вкусно пахнет. Сейчас чайник поставлю. – сказала Сталина Андреевна и пошла на кухню.
Через несколько минут она вернулась в комнату с чашками и чайником. Она достала из серванта красивую хрустальную сахарницу с кусочками рафинада и торжественно поставила ее на стол, устланный белоснежной скатертью.
- Какая красота! – сказала Эля.
- А то! Она мне еще от родителей досталась. Старинная. Единственное, что удалось сохранить. – грустно сказала Сталина.
- А я вот своих родителей даже и не помню. Я детдомовская. – вздохнула Эля.
- Как же тебя в деревню то занесло? Да еще и с ребятишками?
- Долгая история. Потом как-нибудь расскажу. Спасибо Вам за совет, за разговор. Пойду я к завтрашнему дню готовиться. Еще ведь и у ребят первый день в новой школе. Надеюсь, им удастся быстро освоиться.
- Куда они денутся! В таком юном возрасте очень легко заводить новых друзей. Да и учителя у нас хорошие, на сколько я знаю. Ну, ладно, ты забегай, если что.
- Хорошо, спасибо. Вы тоже обращайтесь, если что-то будет нужно.
Эля попрощалась с хозяйкой и пошла домой. Ее уже заждались сыновья, которые все это время сидели тихо и смотрели мультики. В отличие от Эльвиры, она, кажется, совсем не переживали по поводу завтрашнего дня.
Визит к соседке возымел должный эффект. Она больше в стену не стучала. А когда утром Эля вместе с мальчишками выходили из дома и направились в школу, она тоже вышла и пожелала им удачи.
Это было даже удивительно. То она яростно их ненавидела, смотрела с призрением и недовольством, то, вдруг, растаяла и подобрела. «Неужели пирог был настолько вкусным?» - усмехнулась про себя Эля и тут же отмела эти мысли.
Хозяйкой она, конечно, была хорошей, но не настолько же, чтобы так кардинально менять людей приготовленной своими руками едой. Просто Сталина убедилась, что теперь ее соседка – женщина порядочная и грамотная. С такой можно хоть если и не дружить, то уж общаться, точно. продолжение