Небольшое деревенское кладбище поначалу встретило нас умиротворяющей тишиной. Закатное солнце игриво золотило верхушки деревьев.
С легким скрипом открывшаяся калитка впустила нас на деревенский погост, и мы неспешно двинулись по проторенным тропинкам в поисках старых могил и старообрядческих крестов.
Кладбище не было особо старым. Некоторое количество высоких и мощных деревянных крестов со старообрядческими навершиями-крышами. Некоторое количество портретов людей, живших и умерших столетие назад.
Встречались и безымянные старые могилы, без надгробий и вне оград, обозначенные лишь пологими холмиками зарастающей весенней зеленью земли.
Замшелые кресты, в большинстве своем, сгнили у основания, и доживают свой век, прислонившись к более новым металлическим оградам.
К сожалению, ни на одном кресте не сохранилось икон. Лишь небольшие прямоугольные выемки в местах, где обычно располагают портрет умершего (а в обычаях старообрядцев - небольшую иконку с изображением небесного покровителя) напоминают о том, что когда-то иконы находились здесь:
Бродя по сельскому погосту и фотографируя наиболее старые из сохранившихся могильных крестов, я ловила себя на мысли, что для подобных прогулок хотелось бы более мрачной атмосферы.
И вскоре, как по заказу, погода начала портиться, и от приятной теплоты и умиротворения майского вечера не осталось и следа. Задул холодный ветер, начал накрапывать дождь. Стало зябко и как-то неуютно.
В сгущающихся сумерках белели портреты давно умерших людей, пристально следя истёртыми глазами за живыми, что посмели нарушить их покой.
Боковым зрением постоянно мерещились какие-то неясные тени. То из-за ствола старого замшелого дуба вдруг высунется чья-то рука - но стоит обернутся, посмотреть прямо, и неявное и пугающее принимает форму обычного нароста на коре дерева.
То кажется, что приближается сбоку сгорбленная фигура с бледным лицом в колышущемся черном одеянии, насквозь проходя частоколы оград старинных могил, но стоит обернуться, - и это венок, всего лишь погребальный венок. Одну из таких "фигур" даже вполне получилось запечатлеть:
Внезапно откуда-то налетели стаи птиц. Огромные черные вороны носились между корявых ветвей мертвых деревьев наравне с мелкими визгливыми пичужками. Словно потревоженные призраки мертвых старообрядцев, с отчаянными криками они носились над головами, то и дело намереваясь напасть.
Не сговариваясь, желая укрыться от холодной мороси и режущих слух беспокойных криков птиц, мы двинулись на край погоста, где должна была находиться заброшенная часовня.
Повозившись с тяжелым металлическим засовом, нам всё же удалось открыть двери. Кладбищенская часовня нехотя впустила нас в своё нутро, встретив запахом столетней затхлости, сырости и гнили.
Внутри - лишь разложившиеся трупики птиц, попавших в ловушку заброшенного здания и не сумевших покинуть его, да прелые прошлогодние листья.
На самой часовне нет никаких признаков, обозначающих сооружение как религиозное - ни крестов, ни икон. Непримечательная четверогранная постройка под двускатной кровлей, обшитая тесом. Она не выглядит старой, хотя была построена в конце XIX века.
Крыша часовни проломлена, потолок частично обрушен внутрь.
У входа покачиваются на шёлковом изношенном шнурке два креста, почерневший и серебряный, будто души грешника и праведника. Кто их оставил здесь? И зачем?