И вот он, главный поход моей жизни – полет вокруг земного шара! […]. Я
видел облака и лёгкие тени их на далёкой милой Земле. На какое-то
мгновение во мне пробудился сын колхозника. Совершенно чёрное небо
выглядело вспаханным полем, засеваемым зерном звёзд. Они яркие и
чистые, словно перевеянные.».
Ю. А. Гагарин, «Дорога в космос», стр. 77
В институте космических Исследований РАН проходит выставка "Россия: от Земли до звезд". И сегодня мы хотим поделиться интересным проектом художницы Ольги Катаева-Рошфор.
Художественный проект Небесная птица
Ольга Катаева-Рошфор
На текущем этапе (февраль 2024 г.) создано 15 графических листов, в том числе 8 формата 50 x 70 см и 7 формата 42 x 29,7 см.
«Спорили о том, кто первым отправится в космос. Одни говорили, что это будет обязательно учёный-академик; другие утверждали, что инженер; третьи отдавали предпочтение врачу; четвёртые – биологу; пятые – подводнику. А я хотел, чтобы это был лётчик-испытатель».
Ю. А. Гагарин, «Дорога в космос», стр. 35
Этот художественный проект сопоставляет эстетику космических конструкций с красотой живого мира, естественной средой обитания которого является невесомость, с тем, как красота эта раскрыта в науке и искусстве, от иллюстрированных таблиц Геккеля, работ стеклодувов Блашка до фотографий, созданных при помощи электронного микроскопа. Микроскопические по отношению к космическому пространству, словно планктон в океанских глубинах, спутники являются основными формами освоения космоса. Подобно микроорганизмам в начале эволюционной цепочки, они содержат потенциал развития всех высших форм технологического творчества. Таким образом, полет спутников в невесомости позволяет нам вообразить новые горизонты, которые откроют наука и техника.
Чернота космических глубин и океанских впадин волнует воображение человека и пробуждает его исследовательский инстинкт. Древняя мечта Человека о полете смешивается в нём с надеждой выйти за пределы не только биологических границ человеческого рода, но также и за пределы возможностей изобретательского творческого мышления.
«Я глядел на корабль, на котором должен был через несколько минут отправиться в небывалый рейс. Он был красив, красивее локомотива, парохода, самолёта, дворцов и мостов, вместе взятых. Подумалось, что эта красота вечна и останется для людей всех стран на все грядущие времена. Передо мной было не только замечательное творение техники, но и впечатляющее произведение искусства».
Ю. А. Гагарин, «Дорога в космос», стр. 72
Посланники небес
Эта серия рисунков, фотографий и инсталляций навеяна образной атмосферой микробиологической лаборатории и кунсткамеры одновременно. Подобно моделям кораблей в бутылках, искусно созданными руками моряков как дань уважения отважным покорителям океанов, изображения спутников, парадоксальным образом помещённые в сосуды, прославляют новый этап освоения неизведанных пространств в эпоху космических технологий.
Благодаря этим технологиям зонды «Вояджер» были запущены в небесные глубины, подобно тем сообщениям в бутылках, что когда-то доверяли морскими течениям, в надежде, что их кто-то прочтёт. Космический мусор, вращающийся на околоземной орбите, также является своего рода посланием, оставленной нашей цивилизацией не только для археологов будущего, но и для тех внеземных исследователей, если только они существуют, которые однажды обнаружат нашу планету.
«Лётчики, техники и механики нашего подразделения понимали, что полёты первых искусственных спутников Земли знаменуют собой начало эры проникновения человека в космическое пространство, что остроумно сконструированные советскими учёными и инженерами летательные аппараты открывают широчайшие перспективы для осуществления целого ряда важнейших научных исследований. […]. ««Как все сложится в дальнейшем?» – думал я, поглядывая на залитое серебристо-зеленоватым светом луны высокое небо.»
Ю. А. Гагарин, «Дорога в космос», стр. 41 - 42
Вдохновлённая эстетикой микробиологической фотографии, эта серия рисунков и картин изображает спутники, как если бы они наблюдались в телескоп. Если мы сменим подход на противоположный и перейдём от макроскопического видения к микроскопическому, то
перед нашим взглядом предстанет образ колоний спутников, напоминающих колонии микроорганизмов, развивающихся в чашках Петри. Являются ли они опасными чужеродными элементами, загрязняющими стратосферу, подобно искусственным вирусам, или, наоборот, спорами
новых технологий, которые позволят снизить неблагоприятное влияние эпохи антропоцена на развитие природных систем?