Найти в Дзене

Какие народы живут в Перу?

Оглавление

Перуа́нцы  — народ проживающий в Латинской Америке.Общая численность — свыше 14,25 млн чел. в Перу (около 48,24 % населения страны- индейцы: кечуа — 47 %, аймара — около 3 %, племена сельвы (кампа-ашанинка, агуаруна, шипибо-конибо, кокама-кокамилья, чаяуита, тикуна, мачигенга и многие другие) — менее 2 %)..

Кечуа.

Только в Перу в 2007 году насчитывалось свыше 6 тысяч официально признанных крестьянских общин кечуа , причем численность их постоянно увеличивается (в 1940 году их было 4623, в 1960-е годы более 5 тысяч, перепись 1993 года зарегистрировала 5859 крестьянских общин с населением 807834 человек, а по данным на декабрь 2009 года — 6067 крестьянских общин). В Боливии в 1950 году было 3779 общин. Перепись 2017 года в Перу зарегистрировала 6682 крестьянских общины с населением 3.020.502 жителя, в 4601 из которых говорили на кечуа, кроме того индейцы кечуа были жителями 316 из 2703 туземных общин в сельской местности; 1406 крестьянских общин говорили на испанском языке, который в большинстве случаев заместил там язык кечуа; Таким образом, в сумме получается 5-6 тысяч общинного кечуа только в Перу .

Основные занятия — земледелие и скотоводство, отчасти работа по найму в горнорудной земле, а также в качестве домашней прислуги.

Каж­дая община имеет свой костюм. Ино­гда у общин, рас­по­ла­га­ю­щихся в одной мест­но­сти, костюмы схожи. Но костюм каж­дой обла­дает сво­ими осо­бен­но­стями, кото­рые поз­во­ляют ска­зать, к какой именно общине отно­сится его хозяин или хозяйка. При этом внутри одной общины, костюмы, хоть и оди­на­ковы, но не явля­ются пол­ными копи­ями друг друга. При общей цве­то­вой гамме и фасоне пончо, накидки или чульо могут отли­чаться, напри­мер, орна­мен­том или его дета­лями. Ведь все эти вещи сде­ланы вруч­ную, а руч­ная работа не при­ем­лет пол­ного копи­ро­ва­ния в отли­чие от фабричной.

-2

Обы­чай иметь для каж­дой общины свой костюм, отлич­ный от костю­мов дру­гих общин, воз­ник на заре вре­мен и освя­щен анд­ской религией.

-3
-4

Афроперуанцы .

Первые афроперуанцы прибыли на территорию страны вместе с конкистадорами в качестве рабов. Они принимали участие в строительстве городов, мостов и дорог; среди них были солдаты, слуги, телохранители. Черные рабы в Перу делились на два типа. Негрос босалес («неукрощенные негры») привозились непосредственно из Западной и Юго-Западной Африки. Африканцы, говорящие на испанском и интегрированные в испанскую культуру, назывались негрос ладино («латинские негры»), многие из них были мулатами (потомками от смешанных испано-африканских браков).

В социальной иерархии рабского слоя наивысшую ступень занимали африканцы-ремесленники. Они обладали большей свободой. Постепенно наблюдался социальный прогресс: афроперуанцы занимали более престижные и квалифицированные специальности. Они ценились как более квалифицированная рабочая сила, в связи с чем пользовались большими привилегиями, по сравнению с метисами. Но впоследствии, по мере роста численности населения метисов, те стали играть большую роль в экономике страны, социальная иерархия изменилась не в пользу афроперуанцев: они встали в самом низу социальной лестницы, наравне с коренными индейцами.

В конце концов, афроперуанцам была отведена роль работников на плантациях: они трудились на плантациях сахарного тростника и риса на севере и на виноградниках и хлопковых плантациях на юге. Некоторые из них удостаивались титула «янакуна», который доставался только самым преданным из рабов. Янакуна имели право владеть своим участком земли, который сами и должны были возделывать. Беглые рабы иногда объединялись в вооруженные банды (См. Мароны).

В течение эпохи работорговли, до 1850 года, в Перу было завезено 95 000 африканских рабов. С XVII века афроперуанцам разрешалось покупать свободу, образовался афроперуанский социальный класс. Но, даже будучи свободными, они постоянно сталкивались с трудностями и дискриминацией. Небелому населению было запрещено получать образование в школах и университетах.

В 1856 году рабство было отменено. Бывшие рабы часто носили фамилии своих прежних хозяев.

-5

Аймара .

АЙМА́РА́ (са­мо­на­зва­ние), ин­дей­ский на­род на за­па­де Юж. Аме­ри­ки. Жи­вут гл. обр. в вы­со­ко­гор­ных об­лас­тях в рай­оне оз. Ти­ти­ка­ка . Язык – ай­ма­ра; го­ворят так­же на исп. яз. и кечуа. Ве­рую­щие – в осн. ка­то­ли­ки, есть ад­вен­ти­сты, пя­ти­де­сят­ни­ки, мор­мо­ны и др.

В до­ис­пан­ский пе­ри­од бы­ли рас­се­лены до р. Виль­ка­но­та на се­ве­ре, со­лон­ча­ков Кой­па­са и Ую­ни на юге и Ти­хо­оке­ан­ско­го по­бе­ре­жья на за­па­де. В 14 – нач. 15 вв. Осн. тра­диц. за­ня­тия – зем­ле­де­лие (кар­то­фель, ки­ноа, ока) и жи­вот­но­вод­ст­во (ла­мы). Тра­диц. ре­мёс­ла – тка­че­ст­во (жен­щи­ны – на тра­диц. го­ри­зон­таль­ном стан­ке, муж­чи­ны – на пе­даль­ном стан­ке, за­им­ст­во­ван­ном у ис­пан­цев) и вя­за­ние (в т. ч. узор­ное) из шер­сти ла­мы и аль­па­ка (муж­ские ко­ни­че­ские ша­поч­ки с на­уш­ни­ка­ми – лью­чо, сум­ки для ли­сть­ев ко­ки, ко­шель­ки и др.), про­из-во леп­ной рас­пис­ной ке­ра­ми­ки, ме­тал­лур­гия (со­хра­ни­лись тра­диц. цен­тры ме­тал­ло­об­ра­бот­ки Хе­сус-де-Ма­ча­ка и Ко­ро­ко­ро), из­го­тов­ле­ние тро­ст­ни­ко­вых ло­док (уам­пу) и др. Часть А. жи­вёт в го­ро­дах, со­став­ляя боль­шин­ст­во шах­тёр­ско­го на­се­ле­ния . Тра­диц. муж­ская оде­ж­да – ко­рот­кие шта­ны и ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха, пон­чо, жен­ская – блуз­ка, неск. ши­ро­ких сбор­ча­тых юбок, шаль. Го­лов­ные убо­ры – со­ло­мен­ные и фет­ро­вые шля­пы, у муж­чин – вя­за­ные ша­поч­ки-лью­чо. Для ре­ли­гии ха­рак­те­рен син­тез ка­то­ли­циз­ма с до­ис­пан­ски­ми куль­та­ми гор (апу), пред­ков (ача­чи­ла), ма­те­ри-зем­ли (Па­ча­ма­ма), под­зем­но­го ду­ха (Тио) и др. Фор­ми­ру­ет­ся син­кре­тич. «ин­дей­ская цер­ковь». Со­хра­ня­ют­ся обы­чай ря­же­ния по ка­то­лич. празд­ни­кам в го­лов­ные убо­ры из перь­ев, мас­ки, шку­ры, кос­тю­ми­ро­ван­ные (по­свя­щён­ные жи­вот­ным, с уча­сти­ем пер­со­на­жей вре­мён кон­ки­сты), те­ат­ра­ли­зо­ван­ные («Дьяб­ла­да»), бур­ле­ск­ные тан­цы и др.

-6

Фольклор. По­пу­ляр­ны тан­цы уай­но, ис­пол­няе­мые в со­про­во­ж­де­нии ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля, со­стоя­ще­го из про­доль­ных флейт (пин­ко­льо, ке­на), ба­ра­ба­нов (бом­бо, ти­нья), «ин­дей­ской ги­та­ры» из пан­ци­ря бро­не­нос­ца (ча­ран­га) и др. Встре­ча­ют­ся ан­самб­ли од­но­род­ных ин­ст­ру­мен­тов. Рас­про­стра­не­но соль­ное му­зи­ци­ро­ва­ние, а так­же пас­ту­ше­ские наи­гры­ши на флей­тах, пес­ни-мо­лит­вы к‘очу (ос­но­ва­ны на пен­та­то­ни­ке), об­ра­щён­ные к бо­же­ст­вам и ду­хам до­ис­пан­ских куль­тов и ка­то­лич. свя­тым (в т. ч. па­ра­уа­ках – мо­ле­ние о до­ж­де); ка­лен­дар­но-об­ря­до­вые пес­ни (в т. ч. чах­ра-ка­кой в об­ря­де ка­лья, посв. на­ча­лу зем­ле­дельч. ра­бот). Сре­ди ли­рич. пе­сен – соль­ные лю­бов­ные ара­ви (есть так­же у ке­чуа); груп­пу этих пе­сен сау­се­си­то («ивуш­ка») юно­ши-А. ис­пол­ня­ют так­же на флей­те пин­ко­льо (при­зна­ва­ясь в люб­ви из­бран­ни­цам).

-7

Традиционные элементы национального костюма.

Одним из наиболее характерных элементов национального костюма является платье, которое обычно состоит из нескольких ярких слоев ткани различных оттенков. Часто эти платья дополняются традиционными аксессуарами, такими как широкие пояса, украшенные многочисленными вышивками, и яркие платки, которые завязываются на голове.

Еще одним важным элементом национального костюма является ткань, из которой он изготовлен. Мастера ткачества используют высококачественные материалы и традиционные техники, чтобы создать уникальные узоры и узлы, которые делают каждый костюм по-настоящему уникальным.

-8

Уру (урос) — индейский народ, проживающий в Боливии и Перу на территориях, прилегающих к озеру Титикака, а также на плавучих тростниковых островах, непосредственно на поверхности озера.

Индейцы строят из тростника хижины, лодки, а в конце прошлого века построили даже начальную школу! Во II веке до н. э. индейское племя урус, обитавшее на берегах Титикаки, оказалось зажатым между двумя враждующими племенами. Чтобы не участвовать в конфликте, урусы сели в свои тростниковые лодки и уплыли подальше от опасного берега. Но война затянулась, и они были вынуждены расширить среду своего обитания на воде. Технология строительст-ва острова оттачивалась веками.

-9

-10

Амазонские племена, агуаруна, шипибо-конибо,ашанинка.

1-Агуаруна(Aguaruna)Aguaruna, племя южноамериканских индейцев, обнаруженных на границе между Эквадором и Перу. А. говорят на хивароанском диалекте андо-экваториальной языковой семьи.

2-Шипибо-конибо — индейское племя, по сути представляющее собой союз племен. Говорят на языке шипибо-конибо. Шипибо-конибо населяют амазонскую сельву на территории современного Перу. По данным переписи 1998 года численность составляет около 30 000 человек, без учёта переселившихся в города.

-11

3-Аша́нинка — индейское племя, живущее на территории перуанской части амазонских дождевых лесов Перу и в бассейнах рек Укаяли, Апуримак, Пачитеа. Численность оценивается в 41 тысячу человек .

Го­во­рят на язы­ках ашанинка и аше­нин­ка . По ре­ли­гии – ка­то­ли­ки.

В 15–16 вв. ис­пы­та­ли не­зна­чит. влия­ние ин­ков. По­сто­ян­ные кон­так­ты с ис­пан­ца­ми с сер. 17 в. Часть А. вы­тес­няет­ся кре­о­ла­ми на се­вер. С 1630-х гг. сре­ди них дей­ст­ву­ют до­ми­ни­кан­ские и фран­ци­скан­ские мис­сии. До кон. 19 в. фак­ти­че­ски не кон­тро­ли­ро­вались пра­ви­тель­ст­вом. В го­ды «кау­чу­ко­во­го бу­ма» (кон. 19 – нач. 20 вв.) вы­тес­ня­лись со сво­их зе­мель ко­ло­ни­ста­ми. С сер. 20 в. в рай­оне ак­тив­но дей­ст­ву­ют амер. про­тес­тант­ские про­по­вед­ни­ки.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев тро­пич. ле­сов и са­ванн Юж. Аме­ри­ки. За­ня­тия – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие (слад­кий ма­ни­ок, ба­тат, ку­ку­ру­за, фа­соль), охо­та и ры­бо­лов­ст­во. Со­хра­ня­ют­ся про­из-во тра­диц. ке­ра­ми­ки, тка­че­ст­во, из­го­тов­ле­ние долб­лё­ных ло­док. Де­рев­ни на­се­ля­ют груп­пы род­ст­вен­ных се­мей, об­щи­ны воз­глав­ля­ют­ся врем. ли­де­ра­ми. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный, брак не­оло­каль­ный. Тра­диц. жи­ли­ще – по­лу­сфе­ри­че­ская хи­жи­на, есть отд. до­ма для хо­ло­стя­ков. Оде­ж­да – ру­ба­ха-куш­ма из лу­бя­ной ма­те­рии или тка­ни (из ди­ко­рас­ту­ще­го хлоп­ка). Со­хра­ня­ет­ся рас­крас­ка те­ла рас­тит. пиг­мен­та­ми (крас­ным и чёр­ным). Ша­ма­ны-зна­ха­ри (толь­ко муж­чи­ны) упот­реб­ля­ют гал­лю­ци­но­ген (ай­я­уаска – от­вар лиа­ны ба­ни­сте­ри­оп­сис). Сре­ди бо­жеств – де­ми­ург, не вме­ши­ваю­щий­ся в де­ла лю­дей, пер­со­на­жи с инк­ски­ми име­на­ми (Ин­ка и Па­ча­ка­ма – срав­ни инк­ский Па­ча­ка­мак). Из­вес­тен миф о ро­ж­де­нии Солн­ца – сы­на Ме­ся­ца.

С 1920-х гг. ин­тег­ри­ру­ют­ся в нац. эко­но­ми­ку, ра­бо­та­ют по най­му в ско­то­водч. хо­зяй­ст­вах, на план­та­ци­ях, ле­со­за­го­тов­ках, сбо­ре кау­чу­ка. С сер. 1960-х гг. А. втя­ну­ты в пар­ти­зан­скую вой­ну ле­во­ра­ди­каль­ных бое­ви­ков. С кон. 1980-х гг. воз­ни­ка­ют по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции: Ас­со­циа­ция по со­хра­не­нию на­сле­дия ку­ти­ви­ре­ни; Ин­дей­ская об­щи­на аша­нин­ка (в со­ста­ве Ама­зон­ско­го аль­ян­са), Меж­эт­ни­че­ская ас­со­циа­ция со­дей­ст­вия раз­ви­тию пе­ру­ан­ских тро­пич. ле­сов.

-12