108 подписчиков

Бедный-бедный "Сокол": были ли шансы у первого российского высокоскоростного поезда

766 прочитали
Футуристичный красавец "Сокол-250" греется под солнцем в музее
Футуристичный красавец "Сокол-250" греется под солнцем в музее

Самым печальным экспонатом в музее РЖД для меня стал «Сокол-250». История его очень грустная. Строил поезд, неожиданно, ЦКБ морской техники «Рубин». «Зачали» птенца году так в 1993-м, а родили в миллениум. Испытания начались в 2001 году. К пассажирам «Сокола» не допустили. Проект за много денег застыл во времени.

Ваша Дива пошла за комментарием за тому, кого вы, конечно, знаете. На вопросы РетроДаши ответил Сергей Сигачев.

Сергей Геннадьевич, касался ли ты темы «Сокола»?

О нем у меня в постах специального отдельного репортажа не было. Но это не очень удачный проект для ельцинской ВСМ, который поручили делать ЦКБ Рубин - т.е. подводникам (у которых компетенции были совсем иные). Предсказуемо получилось не очень удачно, т.к. поезд был с детскими болезнями - ведь конструкторы подлодок ранее просто не имели дела с новой для них отраслью, а опыт нарабатывается не за один год.

"Сокол" выглядит, как космический корабль. Особенно хороша его расцветка. Довольно лаконичная
"Сокол" выглядит, как космический корабль. Особенно хороша его расцветка. Довольно лаконичная

«Сокол», на мой взгляд, красив, футуристичен, визуально ничем не уступает «Ласточке». Я бы даже сказала, что в чем-то лучше. В нем были выявлены недостатки, но где их нет? У меня, обывателя, возникли два вопроса. Первый: неужели устранить дефекты и доработать в подобном случае не настолько рентабельно, нежели закупить что-то из-за границы?

Увы. Чтобы "устранять дефекты" - нужны было почти целиком все перепроектировать ещё раз. Современные поезда спроектированы по модульной технологии, чего ещё не было на Соколе. Пока возились с "Соколом" с нуля, конструкторская мысль за 10 лет ускакала очень далеко.

Вопрос второй. Насколько был бы актуален «Сокол» в нынешних реалиях? Не раз слышала разговоры о новой волне интереса к ВСМ. Ну и в целом, каково твое мнение о «Соколе»? Это светлое несбывшееся или ненужное забытое?

Это пример того, когда за серьёзную задачу берется непрофильная фирма без нужных компетенций. Слишком много детских болезней, слишком много доработок даже до уровня технологий "Сапсана".

В музее РЖД у "Сокола" приятная компания. ЭР-200 подсматривала за мной, пока я снимала
В музее РЖД у "Сокола" приятная компания. ЭР-200 подсматривала за мной, пока я снимала

Есть ли у "Сокола" более удачные отечественные аналоги?

Нету, конечно. Это же уникальная, штучная технология - высокоскоростной поезд на 300 км/ч. Там очень много нюансов. После "Сокола" за самостоятельные попытки не брались, купили готовое и отлаженное.

Что хочу сказать по итогу?

Человек, как и любое живое существо, не выбирает, с какой ДНК ему родиться. Это лотерея. Если ты ее проиграл, то извиняй. Природа такова. Но в подобных случаях, когда дело касается разработок серьезной машины, все это выглядит странно. Просто представить, к примеру, что над «Востоком-1» работал бы не Сергей Королев, а Анастас Микоян. Полетели бы тогда в космос? А тут, в эпоху сытого капитализма, не поехал целый поезд. Стыдно, странно, подозрительно.

В пору задать вопрос в духе Лены Миро: зачем родился "Сокол"?

Тем не менее, я мечтаю побывать в этих вагонах, побродить по «Соколу», заглянуть к машинистам. Помните, что где-то в параллельной Вселенной ваша Дива ездит в Москву на удачном, гордом, комфортном «Соколе» отечественного производства.

"Ты все равно любимый Дашин пирожочек", - сказала я "Соколу" перед тем, как уйти:)
"Ты все равно любимый Дашин пирожочек", - сказала я "Соколу" перед тем, как уйти:)

За помощь в подготовке материала Дива благодарит:

Сергея Сигачева - исследователя транспорта, члена Русского географического общества, автора сайтов periskop.su и transsib.ru.
Ярослава Рижского

Яркий диск в небе, который в Ленинграде называют Солнцем

Фотографии из личного архива РетроДаши.