Ситуация, знакомая многим начинающим авторам Дзена (и не только): пишем в пустоту, подписчиков нет, показов нет. Порочный круг. Можно ли его разорвать? Как набрать подписчиков, если не через взаимки и иные сомнительные методы?
Выход есть. Называется «Партизанские маркетинг». Впрочем, обо всём как всегда по порядку!
Двойная боль: как найти для канала свою аудиторию без денежных вложений?
Не ошибусь, высказав мысль: любому начинающему автору, независимо от платформы, бывает тяжело и больно на старте.
Как набрать аудиторию, если канал достаточно свежий? Как быть, если долго пишешь в пустоту? Заниматься взаимками? Такое себе решение. На Дзене ещё худо-бедно работало, но на других платформах подобный формат в принципе не применим.
Платные способы продвижения — всевозможная реклама — так себе помогает. И обмануть могут, да и эффективность сложно предсказуема. Более того: на старте платное продвижение работает достаточно плохо. Люди заходят на рекламируемый канал — видят, что он свежий — и подписываются неохотно.
И что? Как пел Сплин: «Выхода нет»?
Выход есть всегда! Просто действовать надо нестандартно!
Лично я сторонник нестандартных путей, особенно, если задача достаточно сложная и потенциально ресурсоёмкая.
Что обычно советуют начинающим авторам? Пишите больше, пишите лучше!
Кстати, совет этот не то, чтобы бесполезный. Скорее, в духе Капитана Очевидности. Над контентом работать надо всегда. Создавать его качественным. И больше тут совсем не значит лучше. Сегодняшний текст мой будет больше не о контентной составляющей успеха (о ней в другой раз), а о нестандартных способах маркетинга.
В гору можно пойти. Это любой дурак может. А ещё гору можно обойти. В идеале, найти такой маршрут, который на поверхности, но им особо не ходят. Вот и попробуем в нашей задаче по привлечению новых читателей, подписчиков, так поступить.
Сразу отмечу, что предлагаемые здесь решения, хоть и ориентированы на Дзен, в той или иной степени применимы и к другим платформам: где-то одни подходы работают лучше, а где-то иные.
Маленькое отступление. Деньги и решение проблем
Прежде же хотелось бы остановиться на одном важном моменте. Достаточно давно, один мой очень хороший наставник и учитель доносил регулярно примерно такую мысль:
Бизнесом надо заниматься тогда, когда понимаешь, как решать его проблемы совершенно без денег. Если не знаете, как это сделать без денег — вы для этого дела ещё не созрели!
В чём соль? Ведение блога, даже абсолютно любительского и некоммерческого — это бизнес. О том, что под этим термином правильно понимать, поговорим в другой раз. Скажу лишь, что бизнес — это вообще не про деньги и не про их зарабатывание. Если момент непонятен — напишите в комментариях. Обязательно расскажу подробнее, ну или отдельная статья на эту тему выйдет.
Вернёмся к тезису о бизнесе и деньгах. С деньгами дела вести хорошо, но надо понимать и представлять, как они ведутся без них. Да, оно будет в разы медленнее и не так эффективно, но когда присутствует понимание безденежного потенциального решения — половина проблемы решена.
Коротко, важно следующее:
- Понимание, что деньгами, как таковыми, нельзя решить проблему. Тем более, нельзя проблему деньгами залить.
- Понимание и видение возможности решения проблемы без денег, пусть это будет и в 100 раз сложнее. То есть деньги — подспорье в решении проблемы. Не главный инструмент.
Так что, если кто думает, что вот вложит условные 10-100 тысяч в продвижение блога, и будет счастье — глубоко ошибается. Деньги будут лишь одним из факторов успеха — далеко, кстати, неважным.
Встречайте! Его величество Партизанский Маркетинг
Партизанский маркетинг. Представляются такие вот партизане, что до войны были маркетологами и прочим офисным планктоном, но жизнь их заставила — стали партизанами.
✅ Партизанский маркетинг — это способ продвижения товара (услуги), позволяющий делать это эффективно, при этом с минимальными (а лучше, вообще без них) финансовыми затратами.
👉 Считается, что к партизанскому маркетингу прибегают на начальном пути, но это совсем необязательно. Знаю многие виды бизнеса, что прекрасно живут без платной рекламы, но спрос огромен за счёт, например, сарафанного радио.
📻 Сарафанное радио, к слову, и есть один из способов партизанского маркетинга. Далеко не единственный, но такой, о коем вспоминают в первую очередь.
Партизанский маркетинг и ведение блогов
Ведение блогов — тот же бизнес, даже если это любительство. А значит, маркетинговые темы к этому также применимы. Речь идёт о специфичном, но рынке — рынке социальных медиа и платформ.
Методы партизанского маркетинга. Или как я привлекал первых подписчиков
Этому каналу через несколько дней будет шесть лет.
Конечно, в 2024 году Дзен ведёт себя достаточно странно: обрубил многим каналам показы. Мой канал не стал исключением.
И всё же в прошлом значительный прирост подписчиков происходил за счёт халявного поискового трафика, а также за счёт рекомендательной системы Дзена.
Рекомендательная система работала хитрым образом. Хочешь привлечь аудиторию побольше — расширяйся. Условно, приводи посетителей сам, а также повышай упоминаемость блога в Интернете. Тогда запускается, раскручивается механизм алгоритмов Дзена.
Иными словами, я, как и многие авторы, сталкивался с известной проблемой на старте: нет показов, так как нет подписчиков. Нет новых подписчиков — так как нет показов. Порочно замкнутый круг!
Не скрою, я прибегал к партизанскому маркетингу на первых порах. Конечно, действовал я не так активно как мог — тогда и аудитория была бы больше. И всё же методы партизанского маркетинга мне помогли!
Какие методы действительно работают?
Сразу скажу, что необязательно использовать все методы. Надо перебрать их и подобрать самый подходящий, эффективный. Начну с самых очевидных и известных, перейдя к методам партизанского маркетинга, о которых говорят редко.
Зовите друзей и родных!
Верное, очевидное (и избитое) правило: начали дело — зовите друзей и родных. Тех, с кем общаетесь постоянно. Тех, кто поддержит всегда. Обычно это круг из 10-15 человек. Наверняка, несколько человек из этого круга заинтересуется проектом. Такой бесплатный ресурс найдётся практически у каждого.
Расскажите о проекте в социальных сетях
Речь идёт о социальных сетях, где именно общаются и «дружат», а также смотрят ленту друг друга. Это ВК, ОК и им подобные ресурсы.
Обычно, у среднего человека до 100-200 подписчиков. У кого-то больше, а у других меньше.
Из 100 человек заинтересуются и подпишутся человек 10-15. Возможно, больше, если реально сможете зацепить, но не рассчитывайте, что так привлечёте очень много людей.
Ещё один блог
Уже ведёте другой блог? Так это же такая замечательная возможность! Можно рассказать там о новом проекте, даже если тематика и аудитория отличаются разительно.
Не сказать, что способ очень эффективен, но примерно на 10-20% от аудитории другого блога можно рассчитывать. Опять-таки, очень зависит от разных факторов.
🤓⏩ Но это всё способы очевидные, популярные и избитые. Давайте перейдём к более экстравагантным методам.
Работа — это не только зарплата...
На офисных работах нередко бывают внутренние «социальные сети». Такие, где коллеги друг с другом общаются и т. п. Если возможности позволяют — почему бы и не рассказать о своём проекте? Особенно, если это хобби-проект.
Способ не везде применим: не у всех на работе ведутся подобные ресурсы, а если и ведутся — далеко не всюду можно такие посты выкладывать.
Потенциально привлечь так можно много народу. Зависит от очень многих факторов.
Экспертные публикации
Бывают всякие отраслевые издания, сайты и т. п. Часто, они привлекают гостевых журналистов. За это редко платят, но позволяют таким образом себя немного попиарить. Обычно, в качестве подписи автора публикации указывается не только его имя-фамилия, но и ссылка на сайт, блог и т. п.
Сюда же относим всякие порталы, где пользователи задают вопросы, а эксперты-знатоки отвечают.
А ещё существуют специальные сайты, где журналисты ищут экспертов. По итогу не везде получится указать сайт (очень зависит от ситуации), но всегда получится указать имя эксперта и его род деятельности. Успех очень зависит от везения. Бывает, что публикация в СМИ хорошо выстрелит, а эксперта будут искать в сети.
Обоими способами можно привлечь довольно много новых читателей. Ключевое правило, а оно применимо в большинстве способов партизанского маркетинга — не быть очень настырным и не пиарить свой ресурс в спамерском стиле. Подобное — запрещённый приём.
Тусовки
Тусовки — это могут быть встречи по той или иной теме с незнакомыми людьми. Выставки, конференции. Главное, чтобы это было по теме вашего канала, либо близко к этому.
Знакомимся, общаемся, выступаем. Короче говоря, наводим мосты. Обязательно вручаем свои визитки людям. На визитках указываем в том числе свой блог или канал.
Сотрудничество с другими авторами
Не путайте это с взаимками. Взаимки предполагают, что два автора подписались друг на друга и периодически посещают, читают, имитируя тем образом обычных читателей.
✍ Сотрудничество предполагает взаимный пиар (обычно бесплатный, особенно если ресурсы примерно одинаковы по аудитории), а также гостевые публикации друг у друга, либо же совместные материалы на одну тему. Здесь надо проявлять фантазию.
Проблема этого способа в том, что далеко не все авторы каналов оставляют контактные данные. Конкретно на Дзене это серьёзная проблема. Со многими авторами связи нет вообще никакой. Ну и сообщество авторов здесь достаточно инертно для подобных инициатив. Сложно. И всё же, попробовать с кем-то договориться можно.
Настоящее партизанство: стать активным читателем
Переходим к главному и действительно работающему способу.
🛑 Он потребует достаточно много усилий — не меньше, чем на создание контента. Впрочем, усилия точно окупятся. Самое главное, что способ бесплатный и довольно эффективный.
👦✍ Суть такова. Подписываемся на довольно крупный канал, где обитает плюс-минус ваша аудитория. Канал должен быть большим, но можно и на нескольких каналах поменьше это проводить.
Активно читаем канал. Комментируем. Комментируем часто, по делу. Заходим под своим аккаунтом.
Становимся душой компании. А точнее, душой этого канала. Автор и другие постоянные участники Вас узнают.
…
PROFIT
▶▶ Профит в том, что вас узнают и заходят на ваш ресурс. Бывает, что встречаем где-то на просторах материал на тему, о которой и сами писали, либо имеете другое мнение. Можно сослаться. Главное, чтобы это как спам не выглядело.
Устройте холивар
Ещё вариант, очень похож на предыдущий, но он работает на очень больших каналах. Реально, гораздо продуктивнее предыдущего, если делать всё правильно и чётко.
⏩ Нужны такие каналы, где за сутки собираются сотни комментариев на ровном месте. Если конкретно говорить о Дзене — выбирайте под дело каналы СМИ, либо каналы, что я называю «сливные бачки»: частые читатели сей замечательной платформы знают о таких каналах. Там собирается народ и выпускает пар.
Например, существует (не знаю, закрылся ли?) канал «Жизнь обычной школы»: там собираются обиженные жизнью работники образования и ругают всё и всех. Родителей, детей, начальство, министерство образования.
Довольно много, кстати сказать, откровенно больных людей собирается под одной крышей. И это идеально для наших целей!
✅ Суть такова. Надо раньше всех (это желательно, но необязательно) ознакомиться с текстом и написать свой комментарий. Варианты комментариев: либо конкретно подмазать, либо вбросить угля в топку.
👉👉 Особенно мощно бывает, когда обсуждается крайне неоднозначная тема. Здесь очень важно поддерживать разговор, активно отвечать. Короче говоря, отличаться от типичных ботов, что нанимаются платформой или каналом.
🤓 Идея в том, что так Вы становитесь заметны для публики. Нет-нет, но кто-то зайдёт в профиль, попадёт на канал. Участники дискуссии вряд ли зайдут, но помимо них много народу сидит, запасаясь попкорном: ставят лайки, читают всю ветку переписки. Они-то и есть потенциальная аудитория. Процентов 10 от таковых потенциально могут на Вас подписаться.
⛔ Теоретически, могут забанить на таком канале. Но для этого надо соблюдать рекомендации ниже и вести себя грамотно. На практике, банят на подобных ресурсах очень редко, а если это и происходит — силами алгоритмов Дзена.
Как не надо себя вести?
💢 Главные моменты: не спамим, не нарушаем закон, не пишем посты ради откровенного пиара. Также, не рекомендуются толстый троллинг и грубое хамство. Тонкое хамство приветствуется — главное, чтобы это было к месту.
🌵 И ещё. Последние два метода партизанского маркетинга работают только в пределах одной платформы. Иными словами, комментируете на Дзене — приводите аудиторию к себе в Дзеновский канал, но не в Телегу или ещё куда. Публика крайне не любит ходить с одной платформы на другую.
Насчёт спама. Конкретно здесь на Дзене был легендарный герой несколько лет назад. Человек написал тысячи одних и тех же комментариев на каждом канале. Не помню, что точно он лечил. По-моему, суставы. Всюду совался один и тот же спамерский комментарий. Вот так точно делать не стоит. Хотя... Видите: человека запомнили на многие годы. Так тоже надо уметь.
❌ Чаще всего спамят так (и это ошибка начинающих): в первом же посте-комментарии указывают ссылку на что-либо, либо в открытую просят подписаться или зайти. Нельзя быть таким навязчивым. Да и ценность подобного действия нулевая.
Сюда же относятся и варианты взаимок. Знаете, из серии: Хорошая статья (рычу от этой фразы). Зайдите ко мне и подпишитесь.
Ваши комментарии должны представлять для читателей реальную ценность. В этом фишка!
Вообще, в идеале комментарии должны тянуть на полноценную статью (главное, не уголовную!).
Какой смысл мне заходить к Вам, если неинтересно. Люди не любят открытую рекламу, где не видно, какую ценность им это всё принесёт или какую их боль, потребностью рекламируемый канал закроет.
И самое главное, когда всё это проворачиваете — действовать искренне. Не из серии «пишу ему комментарии лишь для того, чтобы он ко мне зашёл».
Стоит ли овчинка выделки?
Много ли подписчиков можно так привести? Реально, зависит от ситуации и многих вводных. Может быть у вас контент и тематика такие, что не оторваться: цепляет с первого взгляда. А может быть всё настолько скучно и пресно, что медаль надо давать таким подписчикам.
В среднем, если именно на Дзене действовать, так можно набрать примерно 100-300 подписчиков за месяц. И это мы не берём и не учитываем косвенные эффекты, вроде раскочегаренного рекомендательного трафика.
Опять же, сейчас непонятки с трафиком. Многие каналы в теневом бане. Это при том, что аудитория так-то общая у Дзена сохранилась. Миллионов 50 сюда время от времени заходит. Так что проворачивайте тёмные партизанские делишки на каналах, где основная аудитория платформы тусуется. Это политические каналы, СМИ, а также сливные бачки.
Минутка практического партизанского маркетинга. Искусство Времени
А теперь переходим к практической части задания))
Коль Вы это прочитали — заходите на мой телеграм-канал «Искусство Времени».
За почти 6 лет существования канала «Лаборатория Игоря Кучаева» накопились тонны иллюстраций. Их, а ещё многие другие, можно найти на моём новом проекте в Телеграме.
Ну а в комментариях под этой статьёй предлагаю обсудить поднятые темы. Можно и в партизанского маркетинге потренироваться — я не против.
Всем удачи и благодарных читателей!
Игорь Кучаев