Найти в Дзене
VK Гид

Говорите громче! Неочевидные особенности драматического спектакля

Оглавление
Спектакль «Три толстяка» — «Эпизод 1. Восстание». © БДТ имени Г. А. Товстоногова / Стас Левшин
Спектакль «Три толстяка» — «Эпизод 1. Восстание». © БДТ имени Г. А. Товстоногова / Стас Левшин

Можно никогда не видеть балет или оперу, но на драматическом спектакле каждый точно бывал хотя бы раз. Кажется, что с этим видом искусства всё предельно понятно: просто актёры в образах разыгрывают на сцене какую-то историю. Но ведь и артисты балета, и оперные певцы, по сути, делают то же самое — просто с помощью других инструментов. Рассказываем, что же тогда отличает драматический спектакль от остальных театральных зрелищ.

В начале было Слово

Спектакль «Евгений Онегин». © Театр им. Евг. Вахтангова / Валерий Мясников
Спектакль «Евгений Онегин». © Театр им. Евг. Вахтангова / Валерий Мясников

В отличие от оперы и балета, в спектакле музыки может не быть вовсе, главное здесь — слова. Драматический спектакль всегда основывается на тексте — пьесе или сценарии. Если этого не происходит, то перед нами уже постдрама: для неё наличие литературной основы совсем не обязательно — это могут быть размышления о современной повестке или нечто абстрактное.

Все говорят — и это главное

Спектакль «Губернатор». © БДТ имени Г. А. Товстоногова / Стас Левшин
Спектакль «Губернатор». © БДТ имени Г. А. Товстоногова / Стас Левшин

Так как в драматическом театре всё строится на словах, основной инструмент для актёра — это речь. Конечно, в спектакле могут встречаться вокальные или танцевальные эпизоды, но они всегда будут вторичны по отношению к диалогам. Сегодня спектакли могут быть и без слов — их называют «пластическими», но это уже отклонение от классики.

Всё решает режиссёр

Спектакль «Мейерхольд. Чужой театр». © «Национальный драматический театр России (Александринский театр)»
Спектакль «Мейерхольд. Чужой театр». © «Национальный драматический театр России (Александринский театр)»

То, каким в итоге получится спектакль, зависит в первую очередь от режиссёрской трактовки материала. Вот почему люди чаще идут на конкретных постановщиков именно в драматический театр. Опера и балет довольно консервативны — в них меньше простора для авторской интерпретации, поэтому режиссёры здесь не так известны, как артисты.

Выступать может кто угодно

Спектакль «Бабушки». © Театр «Практика»
Спектакль «Бабушки». © Театр «Практика»

Артисты оперы и балета проходят строгий отбор: они должны обладать определёнными физическими данными (зачастую врождёнными). В драматическом театре такого нет: спектакль — отражение жизни, а значит, здесь нужны все: тонкие и толстые, высокие и низкие, пожилые и юные, с щербинкой и без.

Актёр может быть и один

Спектакль «Записки юного врача». © Санкт-Петербургский театр «Мастерская» / Дарья Пичугина
Спектакль «Записки юного врача». © Санкт-Петербургский театр «Мастерская» / Дарья Пичугина

Театр одного актёра, или моноспектакль, — это довольно распространённое явление, чего не скажешь о монобалете и моноопере (да, и такое бывает). И это неудивительно: драматический актёр может сменить амплуа за секунду с помощью выражения лица, позы или интонации. А в музыкальном спектакле мы различаем героев прежде всего по костюму.

Подражание реальной жизни

«Три толстяка. Эпизод 7. Учитель». © БДТ имени Г. А. Товстоногова / Стас Левшин
«Три толстяка. Эпизод 7. Учитель». © БДТ имени Г. А. Товстоногова / Стас Левшин

Драматический театр стремится к максимальной реалистичности. Если актёр переигрывает, его тут же в этом упрекнут. При этом никто не корит артистов балета и оперы в неправдоподобных жестах. А дело всё в том, что эти виды искусства априори строятся на противоестественности: в жизни мы так не двигаемся и не общаемся.