Найти тему
VK Гид

Не просто «ножкой эть»! Тебе стоит кое-что знать о балете

Оглавление

Балет — это когда танцуют на пуантах под Чайковского? В целом да, но особая техника и классическая музыка — не единственное, что отличает этот театральный жанр от другой хореографии. Рассказываем, как ещё можно определить, что перед тобой не контемп и не модерн, а классический балет.

Наличие сюжета

По сути, балет — это спектакль, только здесь говорят без слов — на языке танца. В балете всегда есть драматургический замысел, что отличает его от других видов хореографии, которые могут выражать нечто абстрактное — эмоцию или даже цвет.

Чаще всего в балете ставят произведения классической литературы и фольклора: например, «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Без них не обходится ни один репертуар крупного театра, будь то Большой или Мариинский. А для тех, кто подзабыл сюжет или пока не научился сопоставить танцевальные номера и эпизоды из произведения, существует либретто (то есть краткое содержание балета).

-2

Строгая иерархия

Классический балет исполняется группой танцоров, среди которых есть определённая иерархия по опыту и профессионализму: сначала идут артисты кордебалета (массовых номеров), затем — солисты и солистки, а важнее всех — премьеры и прима-балерины. А ещё есть артисты миманса (мимического ансамбля) — они обычно изображают толпу.

Такое деление необходимо для распределения партий и ролей. Балет не может без этого обойтись, потому что в основе постановки всегда лежит история — с главными, второстепенными и эпизодическими персонажами.

-3

Нечеловеческие движения

Балет — это высшая форма хореографического искусства, поэтому всё житейское ему чуждо. Главное здесь — воздушность. А чтобы парить над сценой, артистам приходится нарушать законы физики. За непринуждённой лёгкостью и грацией стоят  годы тренировок: в балете тело буквально вылепливают заново. В одном только «Лебедином озере» нужно выполнить 32 фуэте (полные круговые обороты на пальцах одной ноги). Однажды британская балерина Делия Грей выполнила целых 166 вращений подряд.

-4

Все как на подбор

Реальность балета сурова: в него берут далеко не каждого. Чтобы казаться эфемерным и будто бы бестелесным на сцене, артисту недостаточно одного лишь упорства — нужна физиологическая предрасположенность (например, врождённые выворотность ног и высокий подъём стопы).

Современные балетмейстеры порой прибегают к экспериментам: например, в Перми выступал «Балет Толстых» с артистками плюс-сайз, который даже получил «Золотую маску». Но это пока исключение. В классическом балете по-прежнему существуют строгие параметры: в Академии Вагановой девочек весом больше 50 кг даже не допускают к дуэтному танцу.

-5

Много французских слов

После первого акта ты наверняка отправишься в буфет, где все будут обсуждать какие-то гранд батманы и деми плие. Дело в том, что большинство балетных терминов — французские. Хотя танец зародился в Италии, именно во Франции он достиг наивысшего расцвета. Кстати, на фотографии две балерины демонстрируют тот самый батман — подъём одной ноги вверх.

-6

Всё по канону

В основе балета — набор движений, который не меняется веками. Но это не значит, что все постановки похожи как две капли воды. Уникальность балета складывается из новых сочетаний этих элементов, их интерпретации и общего антуража — декораций, света, костюмов.

На фотографии ниже мы видим сцену из балета «MODANCE» в Большом театре: балерина справа исполняет всё тот же батман, но контекст уже другой — действие происходит на пляже, а все артисты — в купальных костюмах начала ХХ века.

-7