Найти тему

Страхи ребенка при адаптации в детском саду: мамам на заметку

Оглавление

Можно долго спорить по поводу детского сада. Добро это или зло? Мнения очень разнятся. Одни считают, что водить ребенка в детский сад нужно обязательно, ведь там он проходит социализацию, и без этого этапа в школе ему будет чрезвычайно сложно адаптироваться к условиям жизни в коллективе. Другие им возражают: в садике ребенок не может нормально пройти социализацию, потому что он находится в условиях сильнейшего стресса, который тормозит умственные процессы и развитие в целом, и, кроме того, наносит урон здоровью. Доводов можно приводить много и с той, и с другой стороны, и продолжать спор бесконечно. Но в этой статье мы хотели бы рассмотреть ту ситуацию, когда у мамы нет выбора, и вопрос посещения дошкольного учреждения не обсуждается – это необходимость. И вот ребенок посещает ДОУ уже долгое время, а адаптация в саду так и не происходит.

Как помочь ребенку адаптироваться

Главное, с чего нужно начать – это понять ребенка. То есть посмотреть на детский сад его глазами. И что мы увидим? Страх. Бесконечный, ежедневный, неизбежный.

Психика маленького человека такова, что он до последнего будет приспосабливаться к обстоятельствам, чтобы выжить. Однако неумение выразить свои чувства и эмоции вкупе с неспособностью повлиять на ситуацию и как-то ее изменить нередко приводят к заболеваниям.

Чего боится ребенок в детском саду?

1. Воспитателя/нянечку.

Какими бы хорошими ни были работницы детского сада, все равно для ребенка это посторонние люди, равно как и ребенок для воспитателей – всего лишь один из большой “оравы бандитов”, которому и инструменты воспитания нужны соответствующие. Редкий воспитатель обладает такой степенью терпения и чуткости, таким запасом доброты и любви, чтобы суметь расположить к себе каждого ребенка. В основном с детьми не церемонятся. Ни в выражениях, ни в наказаниях.

2. Других детей.

Как правило, малыш идет в детский сад в том возрасте, когда он ориентирован на общение со значимым взрослым, и на детской площадке он смотрит не на сверстников, а на их родителей, и именно с ними стремится установить контакт. Да и позже малышам интереснее общаться с детьми постарше, и в разновозрастном коллективе они чувствуют себя гораздо комфортнее, чем в группе из 30 и более ровесников, каждый из которых стремится отвоевать себе “место под солнцем”. Постоянные конфликты, драки и перепалки, которые усугубляются неспособностью ребенка объяснить свои потребности в силу слабой развитости речевого навыка.

3. Потерять маму.

Каждая мама проходила через это. Ребенок в слезах цепляется за шею, за край одежды, умоляет не уходить, но мама вынуждена уйти. И вроде бы все объяснила, что нужно идти, что по-другому нельзя, что скоро вернется, что время пролетит незаметно. Но для малыша понятие “время” слишком неясно. Детям всегда сложно ждать это странное “потом”, которое еще неизвестно наступит или нет.

Порой родители сами закладывают неверное восприятие посещения детского сада. “Будешь себя плохо вести, отведу в детский сад – там тебя научат хорошему поведению!” Или: “Не будешь слушаться, отдам тебя чужим людям!” И вот уже малыш грустит в детском саду, думая, что мама отдала его в эту детскую тюрьму за плохое поведение.

Страх, что мама не вернется, и не заберет домой – самый сильный.

Когда мама сможет уяснить, в чем именно заключаются страхи ее крохи, ей легче будет развеять их. Разговорами, убеждениями изменить отношение ребенка к происходящему.

Второй немаловажный аспект адаптации ребенка в детском саду – это, как ни странно, адаптация родителей к саду. Тема посещения ребенком дошкольного учреждения, как правило, болезненна для всех. Нередко мама, наслушавшись страшных историй из детсадовской жизни других детей, заранее беспокоится о том, как подстроится к новым условиям ее собственное чадо. Ее волнение и нервозность неизбежно отразятся на малыше. Поэтому сохранять спокойствие в данной ситуации для мамы чрезвычайно важно.

Третий фактор, который поможет благополучно пережить период адаптации в саду, – как можно больше внимания уделять ребенку дома. Объятия, совместные игры, разговоры по душам – малыш должен насытиться общением с мамой, чтобы разлука не была столь мучительной. В этот период желательно не заниматься дома какими-то развивающими заданиями, потому что избыточная нагрузка на левое полушарие мозга только усилит стресс. В возрасте до 5 лет активно развивается правое полушарие, которое отвечает не за логику, а за творчество и фантазии. Поэтому снимать стресс лучше через совместное творчество: рисование, лепку, конструирование и т.д.

Зачем нужны терапевтические сказки

Психологи используют метод сказкотерапии в лечении детских страхов. Суть терапевтической сказки в том, что ее главный герой преодолевает свой страх, находит выход из сложной ситуации или решает какую-то иную проблему, которую в данный момент испытывает ребенок. Малыш, погрузившись в атмосферу сказки, учится на примере героя справляться с собственными страхами или дискомфортом.

Существует немало сборников терапевтических сказок, которые мама сможет почитать своей крохе. Например, сказки от Жирафика Бонни, который сам рассказывает и даже читает добрые и поучительные истории. В памяти игрушки есть целых 10 сказок, которые учат, как правильно вести себя в обществе, что такое дружба, добро и взаимопомощь. Когда сказки будут прослушаны, можно докупить книги: «Три медведя», «Три поросенка» и «Красная Шапочка». Поучительные истории отобраны специалистами, прочитаны профессионалами с заботой о детях.

Жирафик Бонни поможет облегчить адаптацию в детском саду и станет любимой игрушкой вашего малыша. Оставляем артикулы на Wildberries:

Жирафик Бонни в 4 цветах — 48416858
Сказки — 63080167

Не забывайте обсуждать с ребенком прослушанное. Сказка действует через подсознание, помогая снизить уровень тревожности, осознать себя, научиться коммуницировать и преодолевать свои страхи.