Найти тему
НАРОДЫ И РЕЛИГИИ

В Православной церкви появились женщины-дьяконы

Диаконисса Ангелика Молен на фото справа. Изображение взято из открытых источников.
Диаконисса Ангелика Молен на фото справа. Изображение взято из открытых источников.

Это первый случай за многие века рукоположения женщины в Православной церкви. 

Накануне в столице Зимбабве Хараре митрополит Зимбабвийский Серафим (Киккотис) из Александрийского патриархата рукоположил в сан диаконисы Ангелику Молен

В 2017-ом году патриарх Феодор II благословил несколько диаконис для миссионерской деятельности, однако, событие в Хараре первое рукоположение в священный сан женщины за многие века.

Феодор II благословляет женщин-церковнослужительниц, изображение: sfi.ru
Феодор II благословляет женщин-церковнослужительниц, изображение: sfi.ru

Женщины-помощницы были известны в древней церкви: по началу в храмах прислуживали вдовы (до середины III века), затем к ним прибавились девы. В их функции входили постоянная молитва, благотворительность, наставление женщин и мужчин (особенно в тюрьмах). Мы и можем наблюдать таких служащих в церквях женщин-мирянок, которые выполняют технические поручения по уборке в храме, или работают в церковной школе и хоре. Кроме того, многие такие функции выполняют монахини.

Диакониса Олимпиада - христианская святая и мученица, изображение: wikipedia.org
Диакониса Олимпиада - христианская святая и мученица, изображение: wikipedia.org

Что же касается священного сана "диакона" (от греч. diakonos "слуга") в отношении женщин, то он был распространен на Востоке. В обязанности диаконис входила работа с женщинами: внешняя помощь при крещении, катехизация, помощь больным, общение с язычницами. В большинстве восточных патриархатов священный сан диаконис исчез в XII веке, однако же, в Александрийском рукоположение женщин в диаконы сохранилось до XV века. Так что, перерыв был относительно небольшой.

В соседней Коптской Православной церкви (миафизитской) первые рукоположения в диаконисы начались еще в 2013-ом году, а стоит напомнить, что обе церкви составляли единое целое до раскола V в.

В других христианских церквях женское служение (диаконство, священство, епископат) были легализованы в основном в протестантских деноминациях. Если говорить о Русской церкви, то данный вопрос обсуждался на Поместном соборе 1917-1918 гг., но вопрос был снят с повестки.