Найти тему

Почему какие-то писатели становятся великими и остаются в веках, а других не запоминает никто?

Литературная репутация — удивительная вещь! Сейчас мы считаем многих писателей великими, тогда как их современники считали, что произведения творцов посредственны.

Почему одни становятся со временем классиками, а другие так и остаются малоизвестными?

Извечные споры о вкусах

Прежде чем обсуждать репутацию авторов и их произведения, нужно подумать о следующем вопросе. С одной стороны, мы интуитивно ощущаем, что Пушкин и Евтушенко ценятся по-разному, и это не просто наше субъективное мнение, но и объективный факт. С другой стороны, нельзя полагаться на чье-то мнение о ценностях безоговорочно, ведь ошибаться может каждый.

-2

Но в оценке произведений важна эстетика, которая по сути своей субъективна. Одни говорят, что Бродский — бесталанный поэт с однотипными стихами, но есть миллионы поклонников, которые докажут, что в каждой строчке Иосифа слышится отдельная песня. Поэтому не могут ни филологи, ни обычные читатели выявить общий знаменатель успеха.

Вот с детства нас учат, что Пушкин — великий поэт. А про графа Хвостова никто и не вспоминает особо, потому что считают его неудачным писателем (который хотя бы благодаря этому остался в памяти потомков). Всегда интересно понять, откуда берется наше знание и насколько оно авторитетно.

Но так как рассуждать о том, почему одних любят, других нет, можно рассуждать долго, давайте переключимся на другой аспект. Чтобы стать заметным и приобрести известность, иногда достаточно оказаться в центре внимания или быть казненным, репрессированным, депортированным из страны. Но не всегда трагические обстоятельства жизни помогают достичь признания: Андре Шенье был казнен во время революции, и, несомненно, он был гениальным поэтом, но его произведения сегодня читают крайне редко. Опять не нашелся четкий алгоритм!

-3

Со временем авторам все сложнее пробраться на полки читателей со своими произведениями: язык постепенно меняется, нравы тоже, поэтому лишь избранных могут читать и понимать.

Необоснованная критика

Мы уже упомянули о том, что немногих писателей любили современники. Вольтер писал, что шекспировский «Гамлет» — ужасное произведение, которое могут читать только низшие слои общества. Возмущали его и постановки в театрах по мотивам произведения. Поддерживал Вольтера его друг Фридрих II: рн называл все работы Шекспира вторичными, ведь «все это было у Аристотеля». Они с презрением писали о публике, которая была в восторге от спектаклей «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и прочих.

-4

Гете с его пьесой «Гёц фон Берлихинген» тоже попал под раздачу: Фридрих II и Вольтер удивлялись тому, почему зрители так зачитываются этих произведением, а на спектакле неистово рукоплещут.

Вольтера сейчас читают меньше, но его современники его очень любили — в отличие от критиков, которые называли его «недопоэтом». Кстати, в современных сборниках его стихов в предисловии об этом пишут! Вольтер запомнился еще своими философскими трактатами, часто противоречивыми и провокационными — в том, что он был яркой фигурой своей эпохи, сомнений нет.

Если брать античную литературу, то всеобщим любимцем являлся Тацит, но сейчас о нем помнят только филологи и те, кто увлекаются античностью. Критиковали и не понимали Цицерона, Горация и Вергилия, а их имена у нас до сих пор плюс-минус на слуху. Вот где логика…

Русская литература

У русских авторов свой путь. Особенно это касается XX века и времен Советского Союза, когда одни авторы писали произведения, которые нравились тогдашней идеологии и стояли у каждого советского гражданина дома, а других печатать попросту запрещали.

-5

Есть множество авторов, которые писали многочисленные детские книги про Ленина и получили за это медали — правда, многих из них сейчас не помнят, а произведения и вовсе не читают. Зато все помнят Сергея Довлатова, которому нельзя было публиковать свои книги в СССР: только благодаря самиздату он стал популярен, а еще большую известность приобрел уже после своей смерти.

Если говорить о более ранних досоветских годах, то можно вспомнить поэта Хераскова: сейчас о нем вряд ли кто знает, но в XVIII его читали все, мало кто осмеливался критиковать его.

Пытался только Радищев, который писал, что стихи не по моде той эпохи. Но даже если и критиковали поэта, то указывали на стилистику, но никак не на смысл. Но с 1815 года на творчество Хераскова пишут разгромные статьи главные критики того времени — Мерзляков и Белинский. Мерзляков тогда был преподавателем МГУ: на его лекции приходили студенты со всех факультетов вуза, его статьи и заметки передавали из рук в руки.

-6

Он говорил и писал нелестно о многих писателях — Пушкине, Жуковском, но особенно он невзлюбил Хераскова, отзывался о нем очень нелестно. Эту волну негатива подхватили и студенты, поставив крест на всех произведениях поэта. Белинский — слушатель лекций Мерзлякова и ненавистник Хераскова: он, вдохновившись преподавателем, писал критические статьи в отношении многих писателей и поэтов. Из-за его заметок в свое время пошатнулась, например, репутация Баратынского.

Как одни поэты и писатели становятся классиками, а другие нет? Вопрос все еще остается без ответа. Критики не всегда могут испортить репутацию творцов, а люди в одночасье не готовы отвернуться от Шекспира. Наверное, тут играет роль что-то тонкое и неуловимое? Может, произведения становятся классикой, потому что еще откликаются в нашей душе? Это еще нужно выяснить мыслителям и филологам.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

10 мифов о Наполеоне, в которые все верят — и совершенно зря
Обучение за границей + РФ Smapse16 апреля
Загадки портретов: Что мы знаем о картинах великих художников и тех, кто на них изображен?
Обучение за границей + РФ Smapse30 апреля
Самые красивые актрисы советской эпохи. Часть 1
Обучение за границей + РФ Smapse1 мая
Самые богатые звезды в 2024 году. Часть 1
Обучение за границей + РФ Smapse2 мая