Найти тему
6000 миль до Голливуда

Залечь на дно в 1865-м. Исторический триллер на основе реальных событий

("Охота за убийцей", Manhunt, 2024, США; мини-сериал)

И банальное до зубовного скрежета название, и "ниочемный" постер этого мини-сериала прямо-таки уговаривали меня пройти мимо, не обращая на него внимание.
Однако участие талантливого британца Тобиаса Мензиса, памятного мне ещё по роли Марка Брута в
сериале "Рим", решило дилемму "Смотреть иль не смотреть?" в пользу первого варианта. К тому же полноценные главные роли этому явно недооцененному актёру выпадают нечасто. А здесь он во всех смыслах скачет впереди на лихом коне, прямо как на скриншоте ниже.

И не говорите: тяжко было путешествовать министрам до изобретения автомобилей с мигалками.
И не говорите: тяжко было путешествовать министрам до изобретения автомобилей с мигалками.

Что ж, сделанная на Мензиса ставка выиграла: роль ему вновь попалась яркая, многогранная и запоминающаяся. А уж как Тобиас со своей богатой мимикой даже в полном молчании "держит" крупные планы - актёрской молодежи его мастерству не грех поучиться. А для пущего колорита его героя Стэнтона, военного министра при президентах Линкольне и Джонсоне, еще и отяготили астмой. О чем нам не дают забыть её приступами, и что делает жесткий характер Стэнтона еще более выразительным и драматичным. Особенно в контексте разворачивающихся вокруг него событий.

Сама "Охота за убийцей" тоже достойный исторический триллер. С экскурсией в высшие политические игры Америки времён Гражданской войны. Вдобавок на крепкой литературной основе: бестселлере Д. Л. Суонсона 2007 года "Manhunt: The 12-Day Chase for Lincoln’s Killer" .
И хоть творцы мини-сериала не скрывают, что реальные факты у них перемешаны с домыслами, в фантастику и боевик они всё же не скатываются. А большинство их художественных допущений - авторские попытки "копнуть" психологию главных персонажей. Затем, чтобы объяснить, как они "дошли до жизни до такой", и с чем связаны все их бзики.

Чем еще импонирует 7-серийное творение Моники Белецки: в нём нет черно-белости, то бишь откровенных злодеев и праведников.
Тот же Линкольн (Х. Линклейтер) у Белецки хоть и носитель благородно-прогрессивных идей, как человек вызывает неприязнь и своим видом, и замашками. Его жена Мэри, при всей трагичности её образа, - транжира, поставившая семью после гибели мужа на грань банкротства. Убийца Линкольна Джон Уилкс Бут (Э. Бойл), в отличие от своих отца и брата, малоизвестный актер, который решил вот так сыграть главную роль в своей жизни. В чём ему нашлась уйма желающих помочь, да только разделить с ним затем бремя славы все почему-то отказались. И лишь его ближайший друг и сообщник Дэвид сопровождал его до конца, но Бут об этого слюнтяя разве что ноги не вытирал.
Даже чернокожая девочка Мэри, с виду ангелочек, на деле оказывается "с рожками и копытцами". А именно: частенько врёт и добровольно унижается перед своим бывшим рабовладельцем. Но при первом же удобном случае предаёт его ради своих меркантильных целей, оставляя всю округу без единственного доктора.

- Это еще что! А у Тимура Бекмамбетова я даже на вампиров охотился, прикинь!
- Это еще что! А у Тимура Бекмамбетова я даже на вампиров охотился, прикинь!

Ну а про министра-астматика Стэнтона и говорить нечего. В его шкаф со скелетами мог бы шутя влететь "боинг" и там затеряться. Хотя маэстро Мензис даже столь неприятного типа с замашками маньяка-трудоголика изобразил харизматично. Поэтому не болеть за успех его дел, включая сомнительные, у нас не получается. Тем более все, кому он служит, выглядят на его фоне отталкивающе и бледновато.

Можно, конечно, назвать "Охоту за убийцей" детективом, но в ней элементарно нет детективной интриги. А если вы знакомы с историей убийства Линкольна и его последствиями, то и обычная интрига станет тут для вас символической. Так, лишь для поддержания любопытства насчет судеб персонажей, о ком вы раньше не знали.
Впрочем, среди них почти наверняка окажется и Стэнтон. Хоть он и незаурядная политическая фигура своей эпохи, но главным героем фильма его на моей памяти прежде не делали. При этом киносыщик из него тоже вышел достойный: педантично внимательный к уликам, мыслящий глобально, действующий на опережение, и умеющий обращать свои ошибки против своих же врагов - ну прямо Сунь-цзы в шляпе-цилиндре! И за те 12 дней весны 1865-го, что продлится погоня за убийцей Бутом, Стэнтон провернет такой объем работы, какой ни Холмсу, ни
Пуаро в рамках одного дела не снился.

Само убийство человека с 5-долларовой банкноты Белецки тоже инсценирует в первом же эпизоде. При этом унылый дядюшка Эйб всё равно продолжит надоедать зрителям в частых флэшбэках до самого финала. Точнее, это Стэнтон будет между делом вспоминать о своём покойном начальнике и друге, чьи дела он также начнет приводить в порядок. Потому что экстренно заступивший на президентский пост, алкаш Джонсон не горел желанием продолжать линкольнову политику. Да и доставучего занозу Стэнтона хотел бы видеть подальше от Белого дома. Желательно - тоже в гробу...

Сами вы "Дикий Запад"! Вполне цивилизованный Восток... Ну или почти, беря во внимание, что эти двое едут покушаться на Авраама Линкольна в дикозападном стиле.
Сами вы "Дикий Запад"! Вполне цивилизованный Восток... Ну или почти, беря во внимание, что эти двое едут покушаться на Авраама Линкольна в дикозападном стиле.

И тут, кстати, надо бы упрекнуть создателей "Охоты за убийцей" в том, что они лишь мельком поведали нам об одном из интереснейших случаев в карьере Стэнтона. Тогда, когда он в знак протеста против своей отставки Джонсоном взял и... забаррикадировался в своем министерском кабинете. И удерживал осаду аж 3 месяца (!), пока Сенат не наложил вето на тот президентский приказ.
Жаль, но у Белецки этому посвящена лишь одна сцена, и та фактически без подробностей.

***

В общем, коротковатая для полноценного сериала, зато насыщенная событиями для 6-часового фильма, история. Заверченная в плане политических игрищ, с неоднозначными в плане морали героями, однако тем и интересная. А также, пожалуй, одна из лучших ролей Тобиаса Мензиса. Чей недюжинный талант, увы, востребован в кино и сериалах не так часто, как он того заслуживает.
И, разумеется, рекомендовать триллер на столь специфическую тему можно лишь тем из вас, кому она взаправду интересна. Ибо все те, кто был к ней равнодушен, рискуют быстро запутаться в хитросплетениях здешнего сюжета. В огромном количестве исторических отсылок, географических мест и второстепенных персонажей.
Хотя кому из вас к подобным трудностям не привыкать - дерзайте, ясен Бут, кто я такой, чтобы вас отговаривать?

Трейлер фильма: