Итак, продолжаем наполнять багаж к ЕГЭ по физике…Мешок тяжелеет — но он — наш)!
Пример 1. Тело разгоняется на прямолинейном участке пути, при этом зависимость пройденного телом пути Sот времени tимеет формульный вид, приведенный на рисунке. Найти при этом требуется все, что можно — скорость тела через пять секунд после начала движения и ее проекцию, ускорение тела и его проекцию. Через какое время проекция скорости стала равна нулю или любому другому числу. Подходов два: через производную или простым сравнением с известным. Они оба — на рисунке.
Обратите внимание на ляп 1: неверный учет знака! В производной, если вы с ней знакомы, он выйдет сам. Во втором способе при сравнении для формулы в общем виде следует писать «плюс». А потом брать знак из данного вам уравнения. Видно, что проекция начальной скорости тела отрицательна. Мы уже договорились — знаки не терять).
Пример 2. Двумерное движение. Материальная точка начинает двигаться по плоскости в момент времени t = 0. Ее координаты x и y зависят от времени t по законам, которые приведены на рисунке (время измеряется в секундах, координаты — в метрах). Чему равен модуль перемещения точки за две секунды движения? Ответ округлить до сотых и представить в метрах.
Ну, насчет ляпа 2: неверного построения логики задачи там все ясно, а вот общий ляп 3 — как округлить ответ? Без паники — внимательно читаем условие и действуем:
И тут же ляп 4: в бланк вносим ответ правильно! Даже матерые одиннадцатиклассники ошибаются и спотыкаются).
Теперь ляп 5: изменим условие так - «...Чему равен модуль перемещения точки за вторую секунду движения?Ответ округлить до сотых и представить в метрах. В чем разница? Ничего не изменилось, как считают многие, но нет! На рисунке.
Не путаем эти две ситуации.
Пример 3. Возвраты.Точечное тело начало двигаться вдоль прямой с постоянным ускорением, равным по модулю 2 м/с2, и через 2 минуты после начала движения вернулось в исходную точку. Чему был равен модуль начальной скорости тела? Ответ приведите в метрах в секунду. Смотрим пояснения ниже.
По данным с ФИПИ следующий дефицит — умение определять значение физической величины с использованием изученных законов и формул в типовой учебной ситуации. Средний процент выполнения заданий на применение формул в стандартных ситуациях по механике составил 70,5%. Вроде неплохо. Давайте в оставшиеся 30% не попадемся.
Завтра крутим-вертим вертикальное движение.