В Советское время было очень много перспективных разработок, до которых к сожалению не дотянулась рука плановой экономики и которые так и остались перспективными разработками. В каждом крупном авто заводе есть пара таких проектов, которые непонятно почему не вышли в свет, хотя были очень перспективные и внешне очень симпатичные.. Сегодня продолжаю рассказывать вам, дорогие вы мои про малоизвестные страницы нашей отечественной автомобильной истории. На этот раз поговорим о Запорожском автомобильном заводе и его проекте начала 60-ых годов - ЗАЗ 970.
В середине 50-ых годов на Западе, за которым пристально следили в СССР, появляется невероятно успешный автомобиль, открывший и сделавший популярным целое отдельное направление автомобилестроения - микроавтобус и звали его Фольксваген Т1 и Т2 (статья про него). Компактный, простой, заднеприводный, заднемоторный автомобиль вагонной компоновки, с маломощным двигателем воздушного охлаждения. Довольно быстро микроавтобус получил массу дополнительных грузопассажирских модификаций, именно это и привлекло советских инженеров. Простой и такой нужный автомобиль советскому человеку.. подумали заводчане и давай работать в этом направлении. Хочется еще раз написать отдельно любителям в коментах писать "все пропало.. " "Сами ничего не могут", "только и умеют тырить".. Есть такое слово - МОДА.. и выпускают продукцию заводы исключительно модную, ибо не модную никто покупать не будет.. поэтому и делали автомобили в СТИЛИСТИКЕ авто тех лет.. и перед тем, как писать очередную чушь, посмотрите например как выглядели автомобили тех эпох.. например "Renault Estafette" или Ford Econoline 1960 года и куча других моделей тех лет.. решения придуманные в компании Фольцваген будут угадываться в каждом из них. Так что завязывайте писать чушь. Вернемся к этому милому малышу..
А в 1961 году начинается процесс создания собственных прототипов под названием ЗАЗ-970. В качестве основы, а это габариты, силовая и механические составляющие решено было взять у новейшего тогда автомобиля ЗАЗ-966. Внешний дизайн новых машин создавался художником Даниловым, а за механическую часть отвечал конструктор Мурашов, который уже успел поучаствовать в создании концептов на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). Руководил проектом Юрий Сорчкин.
Первая версия в виде пикапа грузоподъемностью 350 килограмм получила стандартный двигатель воздушного охлаждения Мелитопольского моторного завода мощностью 27 лошадиных сил. К задней части двигателя пристыковывалась четырехскоростная коробка передач, полностью позаимствованная у легковой модели.
Диски и покрышки остались аналогичными легковой продукции запорожского автозавода, номенклатура дисков тех лет не отличалась большим выбором. Но учитывая, что грузовичку предстояло перевозить гораздо большую массу, нежели легковой машине в приводе задних ведущих колес были установлены понижающие редукторы, которые понижали частоту вращения выходных валов. То есть максимальная скорость автомобиля была меньше, а вот крутящий момент передающийся на ведущие колеса стал больше. Понижающие редукторы позволили получить неплохую тягу, даже с маломощным двигателем. Напомним что в 60 годы средняя скорость на дорогах была 50 км/ч.
Микроавтобус ЗАЗ-970 получил 6-местный салон с 3-мя рядами сидений., что для пассажиров ростом 1,70 было нормальным, а вот с габаритными людьми случились проблемы. По сути это был минивэн с одной двухстворчатой широкой дверью, напротив среднего ряда. Сейчас это расположение дверей именуют "двери-самоубийцы". Непроизвольное открытие такой двери во время движения может причинить вред пешеходу, идущему вдоль дороги.
Если передние кресла имели минимум регулировок, то средние и задние сидения могли трансформироваться, освобождая место для дополнительного груза. То есть цельнометаллический кузов был максимально практичным грузопассажирским вариантом.
После выпуска 17 готовых экземпляров, по три каждой из модификаций, плюс два прототипа.. Ходовые экземпляры отправились на испытания по дорогам страны советов. Самое интересное, что для сравнения, к программе испытаний подключили иностранные образцы техники подобного класса. Все возникающие дефекты тщательно анализировались специалистами завода и в конструкцию вводились многочисленные доработки и изменения.
Шло время, тесты продолжались, На заводе начали подыскивать необходимые производственные мощности, доведя унификацию проекта с легковой версией почти до 60 %.. В итоге, заднемоторные, заднеприводные ЗАЗ-970 дошли до финального этапа. Успев сменить индекс за время ходовых испытаний на 971.
А ездили долго, потому что машина упороно не хотела ездить без поломок.. В ходе испытаний нарекания вызвали почти каждая система автомобиля. ОН что называется упирался, не хотел на конвейер. Вызывали серьезные нарекания система вентиляции, перегрев грузового отсека и даже деформации панелей пола!! В общем вскрылось множество детских болезней прототипов, созданных по унификационной технологии. Легковой "Запорожец" категорически отказывался быть минивэном..
Чтобы получить дополнительное финансирование подключили даже военных, рассказав им о чудо полном приводе и габаритах машины способной влезть целиком в транспортный самолет тех лет.
Полный привод на военном образце был построен по следующей схеме - основные ведущие колеса были задние, а передние могли подключаться отдельно. Передача крутящего момента на привод передних колес производилась с помощью дополнительно трубы, внутри которой размещался вал со шлицевым соединением. Относительно легкий полноприводный автомобиль на испытаниях показал весьма достойные результаты. Однако, расход топлива в полноприводном режиме возрастал ровно в 2 раза до 15 литров на 100 километров пробега, что для такой маленькой машинки было сравни катастрофе.
К середине 60-ых Запорожский завод был загружен на 130% и лишних мощностей для внедрения новых моделей просто не осталось, как и не было положительного решения, отвечавших за советский автопром чиновников. Военный заказ естественно забрал УАЗ и увеличивать производство стало попросту не под что.. В итоге, проект ЗАЗ-970/971 закрыли, а все ходовые экземпляры авто отправили на утилизацию. К сегодняшнему дню ни одного прототипа не сохранилось. периодически всплывают фотографии одной самоделки на базе уже позднего ЗАЗ 968.. очень похожий на 971 модель, но это самоделка.
Еще больше статей на нашем канале, подписывайся ⚡
Самый стильный и редкий микроавтобус СССР. РАФ 10 "Фестиваль" и другие.
Transporter Mk 2 Появился в нужное время в нужном месте. Трижды!!
VW "Microbus" как вместо классного микроавтобуса в стиле T2 в производство запустили уродца.