Друзья, представляю вам сегодня историю учителя частной школы, которой достался хоть и небольшой по меркам массовой школы класс (10 человек), но такой, с которым никто не хотел работать. Учитель придумала свой способ выработки в детях прилежания. Интересны ваши мнения.
«Я работаю в частной школе, и сейчас у меня шестой класс, который я взяла на классное руководство в прошлом году. Мы вместе второй год. Класс очень хулиганистый. С этим классом, кажется, я проделала уже всё, что только есть в арсенале классного руководителя. У вас, к примеру, была статья про учителя с хулиганским классом, кстати, тоже с шестым. Я читала и словно это было о моём классе. Совпадало всё, и анамнез (дети тоже пришли из «началки», от педагога, который не работал со смыслами), и проявления агрессии, и многое из того, что делала с классом учитель из статьи, я сделала тоже. Мне кажется, что причиной стала их подстройка друг под друга. В пятом классе они пришли, агрессивно настроенные друг на друга. Кажется, мне удалось их сдружить за полтора года работы. Но у этой дружбы появилась обратная сторона, они копируют друг друга, причём хулиганство, к сожалению, копируется легче всего.
Никакие разговоры и увещевания не помогали. Другие учителя давали обратную связь, что этот класс самый тяжёлый для работы. В него шли, как «под дулом пистолета», чтобы выполнить долг, отстоять, как на службе. Едва ли был кто-то, кто работал с ними с лёгкостью. И сама я иногда ревела из-за них. Я их очень люблю, но все отзывы, которые я слышала от учителей про них, свидетельствовали о полном безобразии, творящемся на уроках. Количество замечаний зашкаливало. Преподаватели жили с ощущением, что тратят неимоверное количество времени на то, чтобы вернуть их в рабочее состояние, при этом оставалось очень мало времени на саму программу. Как-то мы специально по этому классу собирали педсовет, но ни к чему не пришли. Часть учителей имели позицию, что нужно просто прийти в класс, всех придавить авторитетом, и тогда они сидят и тихо работают. Часть сказали, что такие классы периодически бывают, надо просто дотерпеть до выпуска, что сделать мы ничего не сможем. Меня расстроили обе позиции.
Через несколько дней после совещания и ощущения абсолютной педагогической беспомощности у меня родилась идея, которая при всей своей простоте дала совершенно неожиданный результат. Я её теперь называю волшебной идеей, сама видела такое только в кино: чудесное превращение хулиганов в осознанных детей. Рассказываю, что я сделала.
Я собрала все замечания, которые получал этот класс. Пришла к детям и в очередной раз провела с ними беседу, суть которой сводилась к тому, что от них ожидается поведение учеников. Пояснила, что поведение ученика складывается из конкретных действий:
- Сижу, как ученик, не качаюсь, не сплю
- Отвечаю, как ученик, поднимаю руку, не выкрикиваю, при ответе поднимаюсь и отвечаю (дело в том, что у нас в школе не принято подниматься при ответах, но я поняла, что этому классу нужно это ввести, как дополнительный контроль тела, который поможет мозгу регулировать речь)
- Работаю на уроке, как ученик, считаю, читаю, рассуждаю, думаю, не отвлекаюсь
- Реагирую, как ученик, то есть, если учитель видит проблему, он говорит о ней, делает замечание, я эту проблему сразу убираю, без споров и игривых слов в стиле «вам показалось»
Я выложила перед ними факты, сказала как есть:
«К вам не хотят идти учителя, им неприятно, кто-то отказывается с вами работать совсем. Если вас эта ситуация устраивает, мы можем продолжать жить и так. Если нет, то я предлагаю новые условия. Это не игра, не развлечение. Я не знаю, поможет ли это нам, но мы попробуем».
Я ввела звоночек. Самый простой, как на ресепшн. Мы прописали жёсткие правила, за нарушение которых звенел звоночек. И это удивительным образом сработало. Мне кажется, это история о мозге, звоночек просто помог сконцентрироваться, регулировать поведение. На начало практики я ввела 15 допустимых звонков за урок. А в классе всего 10 человек. Мы провели рефлексию, я спросила: «15 замечаний, что это для вас?» Мы стали считать. Получается по одному-два замечания на человека, вроде бы мизерное количество. Но для одного учителя 15 замечаний за 40 минут, это каждые 3 минуты и это очень много. Можно ли качественно провести урок, отвлекаясь каждые 3 минуты? А если замечания превышают 15, значит, не смогли даже выполнить план урока, усвоить всё, что было задумано, придётся дополнительно работать дома. И это не наказание. Это причинно-следственная связь, которую дети должны понимать. Я, конечно же, проговорила, что новое поведение – это привычка, которая формируется несколько месяцев. Да, её сложно формировать, первый день – это победа, второй день – это отлично. Но нам нужно ввести это в рутину. К тому же плохая репутация, которая была сформирована, за один день не изменится. Первое время ребята рассказывали, как тяжело им дался тот или иной урок, потому что было трудно себя контролировать: не лежать на парте, не качаться и т.д.
Через несколько недель количество допустимых звоночков сократилось с 15 до 10 и были введены 5 индивидуальных допустимых звоночков, которые впоследствии сократились до 3. Детей, как подменили. Учителя стали их хвалить, а я каждый раз приходила и делилась с ними этим. Сначала учителя думали, что они выдержат пару дней. Но вот уже прошёл месяц. Мы, конечно, до сих пор вздрагиваем, вспоминая, как вёл себя этот класс. Всё ещё сомневаемся, что эти изменения окончательно закрепились. Но тем не менее месяц – это немало. И в классе случился творческий взрыв. Учителя радуются изменениям, у них куча идей про то, что с этим классом можно реализовать. Нам удалось сохранить то, что в детях уже было – их инициативность, самостоятельность, творчество, и при этом вернуть их в рабочую атмосферу. Пока мне эффект кажется просто волшебным каким-то. Полтора года страданий удалось изменить просто в одночасье».
Комментарий автора канала
Я не могу не сказать про три вещи, которые вижу в этой истории
- Учитель хоть и говорит про «одночасье», и я вывела это слово в заголовок, но, конечно же, чудес не бывает. Я абсолютно уверена, что возымела эффект всё-таки вся работа за полтора года. В одночасье поведение не меняется. Уверена, без всей этой работы по сплочению, которую учителю пришлось вести, получив агрессивно настроенных друг против друга детей после «началки», новые модели поведения не легли бы на благодатную почву. В классе, по признанию самого учителя, сильно работает подстройка. Пара детей что-то начинает, все присоединяются. Вот так и здесь. Пара детей схватили новые модели поведения, остальные подключились. Это просто стало логичным завершением всей той работы, которую вела эта учитель. В личной беседе учитель со мной поделилась тем, что делала. Многое действительно очень похоже на то, что уже мной описывалось в ряде статей про лечение классов, например тут и тут.
- Часто мы недооцениваем суть самых простых вещей. Детям требовалось чёткое описание того, как надо. Им недостаточно оценочных эпитетов, типа «веди себя хорошо» (а хорошо – это как?) или «сиди, как ученик» (а как ученик – это как?). Это нам кажется, что это банально. А на самом деле нужно пояснить детально. У меня есть про это классный пример со взрослыми. Случай с последнего потока курса «Волшебные слова» про качественную обратную связь. Мы там как раз учимся давать обратную связь очень конкретно, не оценочно и расплывчато, а чётко с описанием моделей поведения. Как не надо и как надо. Договариваться буквально на берегу обо всём с критериями. Одна участница курса, учитель, как-то написала: «Я все уроки прослушала, в практике участвовала, но всё равно не понимаю, что я делаю не так. Моя напарница, с которой я делю кабинет, не убирает кабинет за собой. Я с ней уже как только не разговаривала, недавно провела беседу по вашему алгоритму. Она улыбается, кивает, а воз и ныне там, кабинет опять полностью не убран». Мой вопрос был: «А вы критерии задали, что такое «убран»? Согласовали его с её пониманием? Сделали чек-лист?» Учительница ответила: «Нет, даже не подумала об этом. Казалось, это же очевидно». Нет, не очевидно. Если вы начнёте даже со взрослым человеком сопоставлять ваше понимание того, что такое «убран», что такое «прилежное поведение», вы совершенно точно встретите того взрослого, у которого картинка от вашей будет отличаться. Я не могу пить чай из кружки, если в ней коричневые не отмытые кольца, уж простите за подробности. Куча людей по моим наблюдениям легко пьют чай из такой кружки. Я физически не смогу воспользоваться уборной в гостях, если унитаз не блестит. Многим это по барабану. Точно также с поведением. Для кого-то «прилежно» - это не хамит, для кого-то «сидит по струнке, не поворачивая головы», да, у меня есть история учителя, которая заходилась в крике, если ученик просто поворачивал голову, она считала, что это неприлежно. И это, друзья, мы между собой, взрослыми, имеем разное представление о том, что такое «прилежно». А они дети. Их представление тем более не будет совпадать. Поэтому, если вам кажется, что «это очевидно», это может быть не так.
- Ну и Скиннер, автор бихевиоризма, всегда будет актуален. Как бы это ни казалось примитивно, но бывает полезно выработать буквально условный рефлекс. Учитель из истории говорит совершенно верно. Это про мозг, ему нужен был условный сигнал, мозгу его дали, мозгу так гораздо проще выучиться.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.