Наталья работает учителем в городе Волгограде. Окончив иностранное отделение филфака, преподаёт сразу несколько предметов, русский язык, литературу и английский. Мы поговорили с ней про её опыт лечения класса. Узнала я про этот опыт случайно. У Натальи не было идеи похвастаться. Как-то обсуждали у меня в ТГ-канале «Учимся учить иначе» то, как учитель работает со смыслами, и Наталья поделилась фотографией, на которой были прописаны грамотности и компетенции 21 века, а вокруг приклеены самолётики. Так как я много пишу и говорю про профиль выпускника 21 века, меня это фото заинтересовало. Разговорились. Оказалось, это лишь часть большой работы, которую Наталья ведёт с детьми по созданию смыслов. Спешу поделиться с вами историей Натальи.
«У истории, которую я расскажу, есть предыстория. Как-то судьба свела меня с потрясающими родителями, до которых я вообще не брала классное руководство. Я в этом классе преподавала русский язык. И как-то предложила детям присоединиться ко мне с дочкой на велосипедах, а я очень активный человек, катаюсь на велосипедах, роликах, сплавляюсь на байдарках. К моему удивлению, пришли не только дети, но и родители. И сами стали предлагать кататься на лыжах, ходить в походы. Дальше любое моё предложение тут же хваталось, воплощалось. Мне было достаточно подкинуть в чате идею - уже через 15 минут присылалось расписание парома, предлагался минивэн для сбора детей, расписывалось, кто за что отвечает. Принято, что учитель ведёт класс, а тут, наоборот, родители подтолкнули меня к самореализации.
В итоге я стала их классной. За время работы с тем классом я многое поняла. Мы катались на велосипедах, лыжах, байдарках, роликах, участвовали в квестах. Я увидела, что такие поездки — это уникальный опыт. В классе, например, был мальчик, который считался неуправляемым, но именно на таких выездах он раскрывался, его принимали, и его поведенческие проявления сглаживались. Мы очень сердечно прощались на выпускном. Класс ушёл, а я осталась в школе с осознанием, что могу и дальше нести эту часть своей личности детям, что школа не должна быть только про предметы и классные часы, проводимые для галочки.
В прошлом году я взяла классное руководство над пятым классом. Сделала это сознательно. В этом классе учится моя дочка. Дети были, как зверята, готовые всё время кусать друг друга и быть в обороне от укуса другого. Они не умели разбирать конфликты на уровне смыслов. Было заметно, что они привыкли к тому, что им просто спускались инструкции без обсуждения и разъяснения смыслов. Любое действие по отношению к себе они воспринимали с обидой, за которую нужно бить. В таком виде я их взяла.
Заметила, что часть класса довольно инертна, круг интересов некоторых детей ограничивался желанием полежать на диване и сходить в Макдоналдс. На первом же собрании я сказала родителям, что мы будем это менять, показала сетку мероприятий с выездами. Это были и спортивные мероприятия и эстетические (театры, музеи). Я объяснила, что это не развлечение, я не аниматор, а педагог, поэтому для кого-то из детей это может быть некомфортно, так как они никогда этого не делали, но пробовать будем все. Я попросила семьи освободить пятницы для этого.
Однако быстро выяснилось, что просто выездов для лечения класса недостаточно. Выезд раз в 3 недели, а жизнь в школе каждый день. Нужно было работать со смыслами. Итак, что я делала:
1. Весь пятый класс у нас прошёл под эгидой темы «дружба». Все школьные и внеурочные мероприятия, разговоры, классные часы были приурочены к этой теме. Я подвела детей к девизу года «Интересно и дружно».
2. Я стала наполнять перемены, чтобы у детей просто не осталось времени поссориться и подраться. Принесла в класс настольные игры. Придумывала всё что могла. Брала с детских каналов химические опыты, командные игры, бой шариками из сухих бассейнов. Строили змейки и джэнгу, башни из пластиковых стаканчиков до потолка.
3. Я сделала подборку фильмов, которые мы вместе смотрели. Привязывала к смыслам. Например, мы смотрели «Саммерхил», «Испытание Акилы» и обсуждали, что можно сидеть и стонать, когда что-то не устраивает, а можно сделать выбор в пользу действия. Фильм «Осторожно, каникулы», с которым здорово говорить на тему дружбы и сплочённости. «Чудо» для обсуждения темы терпимости. Смотрим мы осмысленно, с остановками, с рефлексией о том, почему что-то произошло в кадре, что может случиться дальше.
4. Как-то один учитель мне сказал, что у коллектива должна быть своя история. Дети должны попадать в передряги, выходить из них, потом вспоминать этот опыт. Это объединяет. У нас всё это есть. Гимн класса, тотем класса, выезды, в которых всё время происходят передряги, мы из всех поездок приносим в класс какие-то артефакты.
5. В школе есть правила, они прописаны в кодексе ученика. Когда нарушений стало очень много и просто мои слова не приносили желаемого результата, мы записали в свои тетради все правила и при нарушении анализировали, какое именно правило нарушено, к каким последствиям это ведёт, и что сделать, чтобы больше не нарушалось. Это помогло закрепить.
6. Любую конфликтную ситуацию или даже ситуацию, когда я вижу, что чьи-то границы нарушены, чьи-то чувства задеты, мы разбираем. Делать это дети не умели, в начале всё происходило бурно и эмоционально. Мы ввели правило «говорит один». Всегда первым говорит тот, кто обижен. Любой, кто был свидетелем и не согласен, поднимает руку, мы даём право высказаться, с чем он не согласен. Потом выслушиваем вторую сторону и также даём право говорить несогласным. По моим наблюдениям, во всех ситуациях после разбора получалось, что агрессор сам изначально стал жертвой, но в ответ повёл себя несопоставимо. Затем я давала свою обратную связь из роли наставника, говорила, что я здесь вижу. Как правило, рекомендации были обеим сторонам. Я говорила: «Вот это я поддерживаю, а вот такую форму реакции не поддерживаю, давайте подумаем, как иначе можно было отреагировать». Я учу их проговаривать, когда что-то не нравится, а не просто буркнуть, стукнуть или промолчать. Важно показывать детям причинно-следственную связь каждого слова и действия.
Всё это дало результаты. Я вижу это и по своей дочке. В начальной школе она стала очень капризной, плаксивой. За пятый класс это ушло. Недавно я её спросила, что изменилось в классе. Она очень чётко сформулировала отношения между детьми: «Я чувствую себя спокойно и что, если я сделаю что-то не так, одноклассники меня прикроют». Дети не стали все друг другу друзьями, у многих совершенно разные интересы, но они стали относиться друг к другу уважительно, могут быть такими, какие они есть, сказать, что думают. Есть в классе очень вспыльчивая девочка, это её особенность личности и мальчик с особенностями в развитии. Если в 5-м классе было очень много конфликтов, то за 6-й класс пока была лишь одна ситуация, которая потребовала моего участия.
В 6-м классе я взяла сквозную тему «навыки 21 века». Первый классный час назывался «Вы – специалисты 21 века». Я сделал видео-нарезку о достижениях в России в науке и технологиях за последнее время. Основная идея была подвести детей к размышлениям – а где будешь ты в этом мире и что нужно сделать сейчас, чтобы ты достиг этих целей? Мы много рассуждали, потом писали письма себе о своей мечте, о том, где я себя вижу через 20 лет, кого я хотел бы видеть рядом с собой.
На экране у меня был выведен профиль грамотностей и компетенций ученика 21 века, я брала его из курса Полина Мальцевой. В конце классного часа мы сложили из этих писем самолётики и приклеили их вокруг профиля прямо на экране. Теперь мы весь год возвращаемся к этому профилю. Во-первых, мы работаем в технологии Кооперативного обучения и после выполнения групповых работ обязательно проводим рефлексию о том, что мы сейчас развивали, какие мягкие навыки. Во-вторых, есть классные часы, на которых я даю циклы занятий по развитию мягких навыков. В-третьих, ещё в 5-м классе я ввела дополнительное чтение, чтобы показать детям, что литература – это не только список по школьной программе, который зачастую для них скучен. Я выкупила на Авито книги современных авторов, которые в тренде у подростков, подобрала вместе с детьми под их интересы. Главным условием было читать хотя бы несколько страниц в неделю. Так мы прививали привычку читать. И сейчас, в 6-м классе, мы взяли книги по тем направлениям, с которыми связываем своё будущее. Кто-то читает книги по финансам, кто-то по психологии, кто-то про роботов. Так мы соединили мечту, навыки, которые для её реализации необходимы, и наши ежедневные действия.
Некоторые темы возникают спонтанно, когда я вижу, что нужно отрефлексировать какую-то тему. И не только в моём классе. Я учу рефлексии всех своих учеников. Например, есть у меня 5-й класс, у которого я преподаю русский и литературу. По какой-то причине в этом классе для детей стали особой ценностью чёрные заглушки, которые выпадают из стульев и столов. Заглушки выпадают из мебели уже много лет, но ни у кого они не вызывали интереса. Они выпадали, дети вставляли их обратно. А этот класс почему-то ссорился за эти заглушки, сражался за них. Недавно я пришла в класс и застала их опять в сложной ситуации, в конфликте, с обидами друг на друга. Я посмотрела на это всё и сказала: «Бывают ситуации, которые заставляют нас отложить наши планы и проговорить то, что для нас сейчас действительно актуально». И мы стали писать сочинение на тему «Что для меня заглушка?» Я предложила свои вопросы. Ребята включились, добавили свои вопросы. Всё это мы записали на доске.
Сочинения получились очень креативные. Такой банальный предмет, заглушка, отзеркалил и раскрыл каждого из детей. Мы даже вспомнили строчки Лермонтова:
…Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?
Потом мы накидали варианты, что мы с этой заглушкой раздора будем делать. Кто-то предложил отдать тому, из чьего стула она выпала, кто-то – отдать классному. Был ещё вариант оставить на видном месте, чтобы напоминать об этом опыте, этот вариант и был выбран большинством.
Мой педагогический опыт навёл меня на два вывода-пожелания, которые я бы хотела адресовать учителям.
Первое пожелание универсальное ко всем педагогам. Не ждать моментального результата. Раньше я очень волновалась, когда не видела результата. Казалось, ты бьёшься как рыба об лёд, а дети не берут. С такими мыслями: «Ну что же ты? Я же так старалась» легко уйти на высокомерную позицию по отношению к ребёнку и к родителю. Сейчас я мыслю иначе. Я делаю всё, что могу. Кто-то берёт сразу. Многое они незаметно для нас берут, и это выясняется через длительное время. Скорее всего, эффект всего, что я вложила, сработает когда-то.
Второе пожелание к учителям начальной школы. Как учитель, который работает со всеми возрастами от 1 до 11 класса, думаю, я могу это сказать коллегам из «началки». В силу возраста, дети в «началке» слушают взрослых, не задавая вопросов «Зачем». И порой учителя начальной школы (безусловно, не все) склонны просто говорить, что можно, а что нет, что делаем, а что нет, не объясняя причин и смыслов. С таким подходом дети приходят в среднюю школу без умения анализировать, без навыков коммуникации, когда проблемы можно обсуждать через слова. В средней школе приходится их буквально переучивать. А так как накладывается ещё и подростковый кризис плюс адаптация к совершенно иному режиму средней школы, им очень тяжело. Если учитель начальной школы, например, никогда не работал с подростками, он зачастую не может понять, как это так, почему мы не можем им просто сказать: «Так нельзя, а так можно!» Было бы гораздо легче самим детям, если бы их учили рефлексировать с самого первого класса, они вполне способны к этому, даже если кажется, что в этом нет нужды, потому что они послушны».
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.