Найти тему

Когда достался хулиганский класс

Из личного архива Натальи
Из личного архива Натальи

Наталья работает учителем в городе Волгограде. Окончив иностранное отделение филфака, преподаёт сразу несколько предметов, русский язык, литературу и английский. Мы поговорили с ней про её опыт лечения класса. Узнала я про этот опыт случайно. У Натальи не было идеи похвастаться. Как-то обсуждали у меня в ТГ-канале «Учимся учить иначе» то, как учитель работает со смыслами, и Наталья поделилась фотографией, на которой были прописаны грамотности и компетенции 21 века, а вокруг приклеены самолётики. Так как я много пишу и говорю про профиль выпускника 21 века, меня это фото заинтересовало. Разговорились. Оказалось, это лишь часть большой работы, которую Наталья ведёт с детьми по созданию смыслов. Спешу поделиться с вами историей Натальи.

«У истории, которую я расскажу, есть предыстория. Как-то судьба свела меня с потрясающими родителями, до которых я вообще не брала классное руководство. Я в этом классе преподавала русский язык. И как-то предложила детям присоединиться ко мне с дочкой на велосипедах, а я очень активный человек, катаюсь на велосипедах, роликах, сплавляюсь на байдарках. К моему удивлению, пришли не только дети, но и родители. И сами стали предлагать кататься на лыжах, ходить в походы. Дальше любое моё предложение тут же хваталось, воплощалось. Мне было достаточно подкинуть в чате идею - уже через 15 минут присылалось расписание парома, предлагался минивэн для сбора детей, расписывалось, кто за что отвечает. Принято, что учитель ведёт класс, а тут, наоборот, родители подтолкнули меня к самореализации.

Из личного архива Натальи
Из личного архива Натальи

В итоге я стала их классной. За время работы с тем классом я многое поняла. Мы катались на велосипедах, лыжах, байдарках, роликах, участвовали в квестах. Я увидела, что такие поездки — это уникальный опыт. В классе, например, был мальчик, который считался неуправляемым, но именно на таких выездах он раскрывался, его принимали, и его поведенческие проявления сглаживались. Мы очень сердечно прощались на выпускном. Класс ушёл, а я осталась в школе с осознанием, что могу и дальше нести эту часть своей личности детям, что школа не должна быть только про предметы и классные часы, проводимые для галочки.

В прошлом году я взяла классное руководство над пятым классом. Сделала это сознательно. В этом классе учится моя дочка.  Дети были, как зверята, готовые всё время кусать друг друга и быть в обороне от укуса другого. Они не умели разбирать конфликты на уровне смыслов. Было заметно, что они привыкли к тому, что им просто спускались инструкции без обсуждения и разъяснения смыслов. Любое действие по отношению к себе они воспринимали с обидой, за которую нужно бить. В таком виде я их взяла.

Заметила, что часть класса довольно инертна, круг интересов некоторых детей ограничивался желанием полежать на диване и сходить в Макдоналдс. На первом же собрании я сказала родителям, что мы будем это менять, показала сетку мероприятий с выездами. Это были и спортивные мероприятия и эстетические (театры, музеи). Я объяснила, что это не развлечение, я не аниматор, а педагог, поэтому для кого-то из детей это может быть некомфортно, так как они никогда этого не делали, но пробовать будем все. Я попросила семьи освободить пятницы для этого.

Из личного архива Натальи
Из личного архива Натальи

Однако быстро выяснилось, что просто выездов для лечения класса недостаточно. Выезд раз в 3 недели, а жизнь в школе каждый день. Нужно было работать со смыслами. Итак, что я делала:

1. Весь пятый класс у нас прошёл под эгидой темы «дружба». Все школьные и внеурочные мероприятия, разговоры, классные часы были приурочены к этой теме. Я подвела детей к девизу года «Интересно и дружно».

2. Я стала наполнять перемены, чтобы у детей просто не осталось времени поссориться и подраться. Принесла в класс настольные игры. Придумывала всё что могла. Брала с детских каналов химические опыты, командные игры, бой шариками из сухих бассейнов. Строили змейки и джэнгу, башни из пластиковых стаканчиков до потолка.

Джэнга. Из личного архива Натальи
Джэнга. Из личного архива Натальи

3. Я сделала подборку фильмов, которые мы вместе смотрели. Привязывала к смыслам. Например, мы смотрели «Саммерхил», «Испытание Акилы» и обсуждали, что можно сидеть и стонать, когда что-то не устраивает, а можно сделать выбор в пользу действия. Фильм «Осторожно, каникулы», с которым здорово говорить на тему дружбы и сплочённости. «Чудо» для обсуждения темы терпимости. Смотрим мы осмысленно, с остановками, с рефлексией о том, почему что-то произошло в кадре, что может случиться дальше.

Принесли маты в кабинет и смотрим "Саммерхил". Из личного архива Натальи
Принесли маты в кабинет и смотрим "Саммерхил". Из личного архива Натальи

4. Как-то один учитель мне сказал, что у коллектива должна быть своя история. Дети должны попадать в передряги, выходить из них, потом вспоминать этот опыт. Это объединяет. У нас всё это есть. Гимн класса, тотем класса, выезды, в которых всё время происходят передряги, мы из всех поездок приносим в класс какие-то артефакты.

5. В школе есть правила, они прописаны в кодексе ученика. Когда нарушений стало очень много и просто мои слова не приносили желаемого результата, мы записали в свои тетради все правила и при нарушении анализировали, какое именно правило нарушено, к каким последствиям это ведёт, и что сделать, чтобы больше не нарушалось. Это помогло закрепить.

Игра "Распутай шнурки за 5 минут" Из личного архива Натальи
Игра "Распутай шнурки за 5 минут" Из личного архива Натальи

6. Любую конфликтную ситуацию или даже ситуацию, когда я вижу, что чьи-то границы нарушены, чьи-то чувства задеты, мы разбираем. Делать это дети не умели, в начале всё происходило бурно и эмоционально. Мы ввели правило «говорит один». Всегда первым говорит тот, кто обижен. Любой, кто был свидетелем и не согласен, поднимает руку, мы даём право высказаться, с чем он не согласен. Потом выслушиваем вторую сторону и также даём право говорить несогласным. По моим наблюдениям, во всех ситуациях после разбора получалось, что агрессор сам изначально стал жертвой, но в ответ повёл себя несопоставимо. Затем я давала свою обратную связь из роли наставника, говорила, что я здесь вижу. Как правило, рекомендации были обеим сторонам. Я говорила: «Вот это я поддерживаю, а вот такую форму реакции не поддерживаю, давайте подумаем, как иначе можно было отреагировать». Я учу их проговаривать, когда что-то не нравится, а не просто буркнуть, стукнуть или промолчать. Важно показывать детям причинно-следственную связь каждого слова и действия.

Всё это дало результаты. Я вижу это и по своей дочке. В начальной школе она стала очень капризной, плаксивой. За пятый класс это ушло. Недавно я её спросила, что изменилось в классе. Она очень чётко сформулировала отношения между детьми: «Я чувствую себя спокойно и что, если я сделаю что-то не так, одноклассники меня прикроют». Дети не стали все друг другу друзьями, у многих совершенно разные интересы, но они стали относиться друг к другу уважительно, могут быть такими, какие они есть, сказать, что думают. Есть в классе очень вспыльчивая девочка, это её особенность личности и мальчик с особенностями в развитии. Если в 5-м классе было очень много конфликтов, то за 6-й класс пока была лишь одна ситуация, которая потребовала моего участия.

В 6-м классе я взяла сквозную тему «навыки 21 века». Первый классный час назывался «Вы – специалисты 21 века».  Я сделал видео-нарезку о достижениях в России в науке и технологиях за последнее время. Основная идея была подвести детей к размышлениям – а где будешь ты в этом мире и что нужно сделать сейчас, чтобы ты достиг этих целей? Мы много рассуждали, потом писали письма себе о своей мечте, о том, где я себя вижу через 20 лет, кого я хотел бы видеть рядом с собой.

На экране у меня был выведен профиль грамотностей и компетенций ученика 21 века, я брала его из курса Полина Мальцевой. В конце классного часа мы сложили из этих писем самолётики и приклеили их вокруг профиля прямо на экране. Теперь мы весь год возвращаемся к этому профилю. Во-первых, мы работаем в технологии Кооперативного обучения и после выполнения групповых работ обязательно проводим рефлексию о том, что мы сейчас развивали, какие мягкие навыки. Во-вторых, есть классные часы, на которых я даю циклы занятий по развитию мягких навыков. В-третьих, ещё в 5-м классе я ввела дополнительное чтение, чтобы показать детям, что литература – это не только список по школьной программе, который зачастую для них скучен. Я выкупила на Авито книги современных авторов, которые в тренде у подростков, подобрала вместе с детьми под их интересы. Главным условием было читать хотя бы несколько страниц в неделю. Так мы прививали привычку читать. И сейчас, в 6-м классе, мы взяли книги по тем направлениям, с которыми связываем своё будущее. Кто-то читает книги по финансам, кто-то по психологии, кто-то про роботов. Так мы соединили мечту, навыки, которые для её реализации необходимы, и наши ежедневные действия.

Некоторые темы возникают спонтанно, когда я вижу, что нужно отрефлексировать какую-то тему. И не только в моём классе. Я учу рефлексии всех своих учеников. Например, есть у меня 5-й класс, у которого я преподаю русский и литературу. По какой-то причине в этом классе для детей стали особой ценностью чёрные заглушки, которые выпадают из стульев и столов. Заглушки выпадают из мебели уже много лет, но ни у кого они не вызывали интереса. Они выпадали, дети вставляли их обратно. А этот класс почему-то ссорился за эти заглушки, сражался за них. Недавно я пришла в класс и застала их опять в сложной ситуации, в конфликте, с обидами друг на друга. Я посмотрела на это всё и сказала: «Бывают ситуации, которые заставляют нас отложить наши планы и проговорить то, что для нас сейчас действительно актуально». И мы стали писать сочинение на тему «Что для меня заглушка?» Я предложила свои вопросы. Ребята включились, добавили свои вопросы. Всё это мы записали на доске.

Вопросы про заглушку. Из личного архива Натальи
Вопросы про заглушку. Из личного архива Натальи

Сочинения получились очень креативные. Такой банальный предмет, заглушка, отзеркалил и раскрыл каждого из детей. Мы даже вспомнили строчки Лермонтова:

…Я думал: жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он — зачем?

Потом мы накидали варианты, что мы с этой заглушкой раздора будем делать. Кто-то предложил отдать тому, из чьего стула она выпала, кто-то – отдать классному. Был ещё вариант оставить на видном месте, чтобы напоминать об этом опыте, этот вариант и был выбран большинством.

Из личного архива Натальи
Из личного архива Натальи

Мой педагогический опыт навёл меня на два вывода-пожелания, которые я бы хотела адресовать учителям.

Первое пожелание универсальное ко всем педагогам. Не ждать моментального результата. Раньше я очень волновалась, когда не видела результата. Казалось, ты бьёшься как рыба об лёд, а дети не берут. С такими мыслями: «Ну что же ты? Я же так старалась» легко уйти на высокомерную позицию по отношению к ребёнку и к родителю. Сейчас я мыслю иначе. Я делаю всё, что могу. Кто-то берёт сразу. Многое они незаметно для нас берут, и это выясняется через длительное время. Скорее всего, эффект всего, что я вложила, сработает когда-то.

Второе пожелание к учителям начальной школы. Как учитель, который работает со всеми возрастами от 1 до 11 класса, думаю, я могу это сказать коллегам из «началки». В силу возраста, дети в «началке» слушают взрослых, не задавая вопросов «Зачем». И порой учителя начальной школы (безусловно, не все) склонны просто говорить, что можно, а что нет, что делаем, а что нет, не объясняя причин и смыслов. С таким подходом дети приходят в среднюю школу без умения анализировать, без навыков коммуникации, когда проблемы можно обсуждать через слова. В средней школе приходится их буквально переучивать. А так как накладывается ещё и подростковый кризис плюс адаптация к совершенно иному режиму средней школы, им очень тяжело. Если учитель начальной школы, например, никогда не работал с подростками, он зачастую не может понять, как это так, почему мы не можем им просто сказать: «Так нельзя, а так можно!» Было бы гораздо легче самим детям, если бы их учили рефлексировать с самого первого класса, они вполне способны к этому, даже если кажется, что в этом нет нужды, потому что они послушны».

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.