Найти тему
16,4K подписчиков

"Рыцарь" на двое суток, или радиомолчание - золото!

7,2K прочитали
Битва за Атлантику в годы Второй мировой войны дает много примеров тактических приемов как при действии подводных лодок против надводных кораблей (конвоев, одиночных "торговцев", кораблей эскорта), так и примеров того, как может быть организована борьба с "подводной опасностью". Часто в противостоянии между подводными лодками и силами противолодочной обороны (ПЛО) играла большую роль техническая составляющая, не менее важным были и организационные аспекты действий. Но имели место и очевидные просчеты непосредственно участников борьбы, в том числе и подводников Деница.

Лето 1942 года в Атлантике было достаточно "урожайным" для немецких подводных лодок и очень опасным для кораблей союзников. Немцы старались постоянно увеличивать количество своих субмарин в Атлантике, так по данным К.Блэйра, в течение первых пяти месяцев 1942 года немцы укомплектовали и приготовили к плаванию 78 новых подводных лодок - в среднем по 15,6 субмарины в месяц, однако, если учесть различные факторы, то атлантическую группировку подводных лодок удалось увеличить только на 34 лодки (в том числе 17 подводных лодок типа VII и 17 лодок типа IX. Одной из "девяток" входящих в этот перечень была подводная лодка типа IX-C под командованием Эрвина Ростина.

Потоплен корабль союзников
Потоплен корабль союзников
Для справки: подводная лодка U-158 была заложена 1 ноября 1940 года на верфи "АГ Везер" (Бремен) и спущена на воду в июне 1941 года, а уже в сентябре - вошла в строй флота. Первоначально входила в состав 4-й, а затем - 10-й (с 1 февраля 1942 года) флотилий.

25 сентября 1941 года капитан-лейтенант Эрвин Ростин принял под свое командование новую большую субмарину U-158 и после подготовки зимой 1942 года вышел на ней в Атлантику. Немецкие подводники - люди суеверные, не удивительно, что рубки субмарин часто украшали различные эмблемы, приносящие счастье и удачу. Но так сложилось, что U-158 и без того сопутствовала удача, а ее командир Эрвин Ростин мог не жаловаться на судьбу. Уже в первом походе он добился побед, открыв счет потопленным и поврежденным судам.

Для справки: Подводная лодка типа IX-C имела водоизмещение (надводное/подводное) - 1120/1223 т; размерения - 76,76х6,76х4,7 м; мощность ЭУ - 4400/1000 л.с.; запас топлива - 208 т (соляр); скорость - 18,3/7,3 узла; дальность плавания - 13450 (10)/63 (4) миль; вооружение - 1х1-105-мм/45, 1х1-37-мм/83, 1х1-20-мм/65, 6-533-мм ТА (4 носовых, 2 кормовых), 22 торпеды; экипаж - 48 человек.

В первом же походе проявилась особая «специализация» Ростина по танкерам, они попадались ему чаще других или, может быть, он их искал старательнее, чем остальные. 24 февраля 1942 года торпеды U-158 остановили плавание двух британских танкеров – «Эмпайр Кельт» (8032 брт) и «Дилома» (8146 брт).

Подводная лодка U-158
Подводная лодка U-158

Любопытно, что танкер "Эмпайр Кельт", был оборудован экспериментальным сетевым противоторпедным заграждением, которое состояло из больших мотков прочной стальной сети, которая в минуты опасности могла быть спущена с пятидесятифутовых выстрелов по обеим сторонам судна (по типу противоторпедных сетей Русско-японской и Первой мировой, видимо). На испытаниях такие сети останавливали торпеды, выпущенные английскими субмаринами, и считалось, что для грузовых судов и танкеров такие сети могут обеспечить 50-60% защиту. Но в данном случае не помогло.

Интересно, что по данным К.Блэйра и Ю.Роувера в атаке на этот танкер с сетевым заграждением участвовали две немецкие субмарины - U-158 и U-162 (Юрген Ватенберг), они одновременно выпустили торпеды по танкеры. Одна торпеда прошла сквозь сеть и взорвалась в корпусе, танкер переломился и его носовая часть затонула. А вот кормовую часть буксиры старались сначала даже дотащить доНьюфаундлена, но не удалось - и она затонула позже.

Взрыв танкера в Карибском море
Взрыв танкера в Карибском море

В марте Ростин атаковал еще один танкер не удалась, но зато потоплены два транспорта, причем один из них был крупный, по всей видимости это были "Карибзее" и "Джон Д.Гилл" (или "Джон Д.Джилл").

13 марта американский турбоэлектроход «Джон Д.Гилл» (1941 года постройки, 11641 брт), шедший из Атреко в Филадельфию с сырой нефтью (по данным К.Блэйра этот танкер шел в балласте) был потоплен в 200 милях западнее Чарлстона, погибло 23 человека. Также на свой счет Рстин записал и 7000-тонный танкер "Арио", как пишет К.Блэйр. Всего за свой первый поход U-158 провела в море 58 суток (по другим данным - 53), вернувшись с победами и прекрасными планами на будущее, ), потопив пять судов общим тоннажем около 38000 брт.

По данным К.Блэура и Ю.Роувера в том же походе Э.Ростин повредил 11600-тонный американский танкер "Оулиен", шедший в балласте, но есть данные (ошибочные), что этот танкер был потоплен 15 мая.

Для справки: За пять месяцев, с 1 января по 1 июня 1942 года, немцы и итальянцы потопили в атлантическом океане, Карибском море и Мексиканском заливе 129 танкеров, из них 49 принадлежали США, 37- Великобритании, 19 - Норвегии и 12 - Панаме. Остальные - Канаде, Голландии, Венесуэле, Мексике и СССР.

Второй поход U-158 также оказался также урожайным на победы: 20 мая потоплен американский танкер «Дарина» (8113 брт), 23 мая – английский «Ф.Б.Барид» (1748 брт). Июнь также принёс большое количество побед - 9 побед, из них 4 танкера, причем два больших. 5 июня торпеды попали в панамский танкер «Костилмэн» (13006 брт), а через шесть дней флот Панамы лишился еще одного танкера – «Шехерезада» (13467 брт). Это был бывший «француз» (1935 г. постройки), теперь фактически находящийся под американским управлением, но числящийся по флагу панамским.

В июне подлод­ка обстреляла его из орудия и добила торпедой между Хемптон-Роудс и Хьюстоном. Экипаж успел спрыгнуть в шлюпки, которые капитан-лейтенанта не заинтересовали, погиб всего один человек.

Эпизод борьбы на море
Эпизод борьбы на море

После "Шехерезады" Ростин встретил и потопил 8200-тонный американский танкер "Ситиз Сервис Толедо", груженный 83000 баррелями сырой нефти. Все это время U-158 действовала возле устья Миссисипи, но в июне немецкое командование направило лодку к побережью Мексики (новому противнику Германии) для патрулирования района от Юкатанского пролива до Тампико.

Действуя только с 17 по 23 июня Эрин Ростин отправил на дно четыре судна, включая 1600-тонный норвежский танкер "Моира", доведя счет потопленных им судов в одном походе до двенадцати (включая четыре танкера) общим тоннажем 61200 т! Это был лучший результат из всех патрулирований, проводившихся немецкими субмаринами у берегов Америки. К июню его счет достиг 17 побед, причем больше половины из были именно танкеры, которые трудно шли на дно. Известны случаи, когда танкеры выдерживали несколько десятков попаданий снарядов, двух-трех торпед и все-таки держались на воде.

Такие успехи не остались не замеченными, и 28 июня Ростин полу­чил радиограмму о производстве в чин корветтен-капитана и награж­дении «Рыцарским Крестом». Приятно известие, которое явно произвело впечатление на командира, тем более "дело было сделано", на лодке уже не было торпед, да и боеприпасы к орудиям практически закончились - можно было возвращаться и домой. Но судьба преподнесла немецкому командиру еще один "сюрприз".

Командир U-158 Эрвин Ростин
Командир U-158 Эрвин Ростин

По пути на базу, между Северной Каролиной и Бермудскими островами Ростин повстречал латвийское грузовое судно "Эверальда". Ростин, заставив судно остановиться, послал призовую команду на "абордаж", захватил в плен капитана, документы и одного испанца, а судно потопил открыв кингстоны, для верности подорвав подрывными патронами, как во времена Первой Мировой войны. Гибель этого корабля повысило счет потопленных Ростином судов до рекордной цифры - 13 единиц (общий тоннаж - 65108 т) за один поход. Но видимо фортуна все же не может безгранично поддерживать одного человека, и кредит удачи был к этому времени весь использован.

До этого большинство источников едины в своем мнении о походах и результатах атак U-158 и ее командира, а потом появляются разночтения. Начнем с того, что П.В.Боженко, иронизируя над немцами, отмечает, что захват "Эверальды" был обусловлен тем, что что экипажу, "наверное, были нужны све­жие продукты, чтобы достойно отметить награждение" своего командира. Ну, что же вполне человеческое желание. Другая версия, которую можно встретить в интернете, гласит о том, что на латвийском пароходе были найдены секретные документы, коды и др., и их наличие сыграло свою роль.

Дело в том, что через день после уничтожения "латвийского" парохода, отойдя от оживленной трассы, с борта U-158 был проведен длительный радиосеанс со штабом подводных сил. Кто-то говорит, что "новый рыцарь Железного креста" подробно докладывал о своих подвигах и достижениях, кто-то - что по приказу Деница с лодки по радио передавали информацию полученную из захваченных документов. Как бы то ни было - это была большая ошибка.

Во время Второй Мировой войны американские военно-морские силы очень широко использовали службу радиопеленгования для поис­ка немецких подводных лодок. В свою очередь, немецкие субмарины часто грешили длительными переговорами, и иногда это приводило к фатальным результатам. По отзывам, особенно чувствительными были береговые пеленгаторы типа HAF-DAF, которые однако устанавливались и на борту патрульных кораблей.

Вариант радиопеленгатора (вероятно - с крейсера "Белфаст")
Вариант радиопеленгатора (вероятно - с крейсера "Белфаст")

30 июня 1942 года такая станция слежения на Бермудских островах засекла длительную радиопередачу с немецкой лодки и определила, что она ведется из района примерно 130 миль западнее островов. Отметим, не только одна английская станция перехватила этот радиосигнал, но "бермудская" оказалась самой оперативной, ).

Возмездие на этот раз оказалось практически мгновенным. Всего в 50 милях от предполагаемого места передачи патрулировал в воздухе американский самолет "Маринер" из эскадрильи VP-74, который срочно получил целеуказание.

Один из "маринеров" американских ВМС
Один из "маринеров" американских ВМС

Здесь мы встречаемся вновь с разным изложением событий.

По самой распространенной версии пока командир вел радиосеанс, команда субмарины в одних трусах загорала на палубе под тропическим солнышком, вероятно отдыхая после «обмывания» награды. Ничто не нарушало идиллию, но немцы в суматохе "забы­ли предупредить" американцев, что по поводу такого торжественного собы­тия хорошо бы денька на два остановить войну (шутка). Это была их ошибка.

Американский патрульный "Маринер" из 74-й эскадрильи
Американский патрульный "Маринер" из 74-й эскадрильи

Немцы поздно заметили атакующий самолет, экипаж все еще отдыхал на палубе, и лейтенант резерва Ричард Шредер (можно найти упоминание - Уильям Шнейдер) смог прицелиться, а затем и сбросить 4 бомбы на уже погружающуюся лодку (немцы умели быстро реагировать на опасность). Одна из бомб попала в рубку, когда та уходила в воду. И этого взрыва хватило, чтобы погружение новоиспеченного «Рыцаря» оказалось последним в его жизни, как и в жизни 53 подводников на борту U-158, и двух ее невольных пассажиров.

По версии К.Блэйра, Ричард Шредер, заметив немецкую подводную лодку разглядел 15 человек "нежившихся на солнце". Атакуя он сбросил две фугасные бомбы, но мимо, а затем сбросил глубинные бомбы, установленных на срабатывание на малой глубине - вот одна такая бомба попала в капитанский мостик и там застряла. А когда лодка погрузилась - раздался взрыв.

По другой версии, американский пилот, атакуя немецкую подводную лодку, не видел никаких "пляжников" - в ограждении рубки было 3-4 человека с офицером, которые сразу отреагировали на атаку самолета, но им не повезло. Самолет сбросил две бомбы, одна из которых (вторая) застряла в корпусе субмарины и взорвалась при ее погружении.

Как бы то ни было - немецкая подводная лодка погибла со всем экипажем. На счету Эрвина Ростина, кавалера Рыцарского креста было 18 побед - 96665 брт (по другим данным - 101321 брт). Он стал 52-м подводником, удостоенным чести стать «Рыцарем», а его результат позволил войти в число 40 лучших немецких подводников по итогам войны, хотя весь активный период от первой победы до гибели - 4 месяца. Правда из-за "небрежного отношения" к радиомаскировке Эрвин Рости всего два дня побыл Рыцарем.

Как тут не вспомнить пословицу: «Язык мой - враг мой», даже – по радио. И то что - "Молчание золото".

Источники: Залесский, К. Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего рейха. - М.: Яуза, Эксмо, 2005.- 640 с.; Блэйр, К. Подводная война Гитлера (1939-1942): Охотники. В 2-х частях. Часть 2. - М.: ООО "Издательство АСТ"; СПб.: Terre Fantastica, 2001. - 640 с.; Роувер, Ю.Субмарины, несущие смерть. Победы подводных лодок стран гитлеровской Оси. - М.: ЗАО "Центрполиграф", 2004. - 416 с.; Боженко П.В.. Субмарины на войне/ Подводный сборник № 3. - 1996.- 100 с.; Нагирняк, В.А. Все субмарины Второй мировой войны: первая полная энциклопедия. - М.: Яуза: Эксмо, 2021.- 288 с.; Бишоп, К. Подводные лодки Кригсмарине. 1939-1945. справочник-определитель флотилий. - М.: Эксмо, 2007. - 192 с.