ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС ПО КОЛЬЦОВУ В ЛГ-1929
С некоторым опозданием обращаюсь к 95-летнему юбилею возрождённой Максимом Горьким «Литературной газеты». Даже не к самому юбилею, хоть был на нём в ЦДЛ, а к факсимильному №1 газеты, который дарили гостям вечера. Поучительное чтение, вызывающее вопросы, раздумья, параллели с сегодняшним днём.
Для меня осталось неразрешимой загадкой, почему на первой же полосе важного номера была напечатана странная статья наиболее официозного советского журналиста Михаила Кольцова (уроженца Киева Моисея Хаимовича Фридлянда) – «Соломон Львович и Василий Витальевич» - про полемику в эмигрантской среде о роли евреев в русской революции, в расколе самой эмиграции, в новых идейных схватках. Вот прямо так Кольцов и начинает: «Тихо шуршащий гад антисемитизма имеет свои пропагандистские тезисы.
— Разве же еврей трудящийся бывает? Все они — буржуи больше или меньше. От них вся наша революция и пропадает.
— Но разве так уж и все… Много ведь есть рабочих-евреев. Много и партийцев, все очень преданные.
— Да, преданные, нечего сказать. Я, знаете, партийцу поверю, ежели он истинно русский человек. А ежели латыш, поляк, жид, хохол или китаец какой — значит примазавшийся. Никак вы меня иначе не убедите.
Тихий гад пользует для своих укусов любые доводы… Наши «внутренние» антисемиты хотят задушить и евреев, и всю революцию. Но если приходится — они же шепчут о том, что евреи — все без исключения, без всяких классовых подразделений, стоят против революции, что все они — за буржуазный строй, за борьбу с коммунизмом.
Но как ярко дополняются эти рассуждения у нас, внутри страны, тем, что происходит по ту сторону!»
Многое резко поменялось, но один аргумент наполнился новым смыслом: да, большинство известных мне еврейских писателей, например, стоят «за буржуазный строй, за борьбу с коммунизмом». Азбучная сегодняшняя истина.
Но зачем привлекать было то, что «происходит по ту сторону»? Дескать, «крупный эмигрантский писатель С. Л. Поляков-Литовцев, еврей по национальности, решил разобрать еврейский вопрос по-человечески. Надо поговорить по душам, надо попросить высказаться «несколько честных людей», которые возымели бы мужество объявить себя антисемитами, и просто, без лукавства, сказали бы: «мне не нравится в евреях то-то и то-то…». Возымевших мужество нашлось немало. И первым откликнулся па приглашение всем известный В. В. Шульгин. Он ответил Полякову целой книгой. Заглавие книги — точно по поляковскому заказу: «Что нам в вас не нравится»…».
Ну, и начался разбор.
Самое любопытное, что сам Шульгин уже был тайно в России! В марте 1917 года Василий Витальевич, являвшийся ярым монархистом, принял от Николая II манифест об отречении от престола. Впоследствии он уехал за границу, однако в 1925 году подпольно вернулся в Россию. Одной из главных целей визита Шульгина на родину стал поиск пропавшего сына. Поддержку бывшему депутату Государственной Думы оказала фальшивая организация антибольшевистского подполья, созданная сотрудниками ГПУ, «Монархическое объединение Центральной России». МОЦР снабдило Шульгина документами на имя Эдуарда Эмильевича Шмитта. Да и гримом во время поездки Василий Витальевич пользовался регулярно. Может быть, об этом знал Кольцов, сотрудничавший с ГПУ, но почему-то он приплёл Шульгина, обратился к эмигрантской полемике, совершенно неизвестной в Советской России. Зачем?
Концовка фельетона устарела: «За рубежом черносотенцы орут о том, что евреи «устроили революцию». Здесь у нас те же черносотенцы шепчут: евреи губят революцию. Мы же знаем: еврейский народ, как и всякий, имеет свои классы; каждый из них по- разному выявил свое отношение к революции, заслужив от нас разные опенки. Еврейская буржуазия—на одной полке с русскими помещиками, с Шульгиными, еврейские рабочие — рядом с рабочими всех других народностей».
Последнего еврея-рабочего фрезеровщика я видел в ХХ веке на заводе сельскохозяйственных машин в Биробиджане, ещё на Днях советской литературы – его показывали всем журналистам и гостям. Поэтому трудящийся еврейский класс – сильно изменился. Но думаешь: зачем этот фельетон? – киевского земляка Шульгина утопить, отмстить ему за книгу «Что нам в них не нравится» или заставить евреев-литераторов служить пролетарскому делу и революции? Ведь сам номер ЛГ свидетельствует: никакого антисемитизма в самой Федерации – не было. Вот объявление о начале выпуска Литературной энциклопедии - редакционная коллегия: П. И. Лебедев-Полянский, А. В. Луначарский, И. Л. Маца, И. М. Нусинов, В. Ф. Переверзев, Н. А. Скрынник, В.М. Фриче (ответственный редактор). Ответственный секретарь - О. М. Бескин.
Состав отнюдь не веет оголтелым русопятством, как и весь №1 «Литературки». В нём же опубликована наглядная подборка рисунков Кукрыниксов «Литературная энциклопедия в шаржах». Смотрим: Алексеев, Асеев, Арго, Адуев, Аросев, Акопян, Ахматова – преобладания русских зримо не наблюдается. Так что фельетон Кольцова с бесфамильными «гадами» – похож на провокацию даже. То же - в редакции "Крокодали" за тот же 1929 год.
Но при всех неразрешимых вопросах, повторяю, тогда было легче – цель, пусть топорно, но формулировалась. «Литературная газета» начала выходить в 1929 году. Этот год отмечается многими исследователями как «год коренного перелома» (официально запрещается НЭП, объявляется курс на модернизацию, происходит постепенное усиление цензуры, но и ослабление топорной роли РАПП, возвращаются произведения и авторитет писателей-попутчиков). Радикальные изменения затронули все сферы жизни, в том числе и литературу, которая начала играть важную роль в процессе формирования советского общества, нового типа мышления. Потому прямо говорилось в передовой: «Литературная газета» будет стремиться к выработке типа писателя-общественника, органически связанного с рабочим классом и участвующим в его борьбе, писателя, непрестанно работающего над повышением своего культурного уровня».
Но ведь сегодня тоже идёт яростная борьба – с ополчившимся Западом, с оголтелой русофобией, с навязанными стандартами общества потребления и низкопоклонством перед «цивилизованными странами», с нацистами разных мастей. Так, во всяком случае, утверждается с самых высоких трибун. Но я не вижу этого в «передовых статьях» СМИ и твёрдых установках для писателей, как бороться с «нынешними гадами»? А главное – не чувствую в реальной культурно-информационной политике государства!
К такому горькому выводу снова пришёл над полосами неважно отпечатанной мелким шрифтом «Литературки», которая стала органом Федерации Объединений Советских Писателей. Всё с большой буквы, с уважением и к евреям, и к русским.