Найти в Дзене

Среди древних саркофагов и безмолвных мумий. Как мы посетили легендарный Египетский музей в Каире

Оглавление

Это первое место, куда стоит отправиться, прежде чем ехать к пирамидам. Считай, краеведческий музей, но с колоритными экспонатами и безумным погружением в прошлое Древнего Египта.

Не успел наш самолёт приземлиться в Каире, как мы с Ксюшей сразу же окунулись в бурлящий котёл противоречий. Город, с которого начинается путь к монументальным пирамидам, вызвал смешанные чувства.

Казалось, будто здесь воедино сошлись два времени. С одной стороны, мы увидели старый город с аутентичной архитектурой, утопающий в яркой зелени и богатстве Нила.

-2

А с другой, Каир предстал огромным шумным мегаполисом, где здания в спальных районах настолько близко стоят друг к другу, что порой из окна открывается вид… на соседнее окно или даже глухую стену.

-3

Всё это быстрыми кадрами пролетело за окном микроавтобуса, пока мы двигались к Египетскому музею, куда нас сразу же повёз гид.

-4

Путь не был долгим. Вскоре перед нами уже возвышался величественный фасад музея, узнаваемый по многочисленным фильмам о стране фараонов. Тысячелетняя история Древнего Египта, собранная под одной крышей во множестве экспонатов.

-5

У-х-х, по телу побежали мурашки от ожидания того, что нам предстояло увидеть!

С чего всё началось

Людей в музее было много. Ну ещё бы, ведь это одно из главных мест паломничества туристов. К тому же ещё и доступное каждому: вход в музей для взрослых иностранцев обойдётся всего в 450 египетских фунтов (900 р.), а для местных будет стоить и вовсе смешные 80 египетских фунтов (160 р.). Фотосъёмка — бесплатно.

-6

Я заранее подготовился к поездке и накануне проштудировал несколько книг об истории Древнего Египта, чтобы хотя бы немного разобраться в этих бесчисленных династиях фараонов и мироустройстве живущих в те далёкие времена людей. И всем рекомендую поступать также, потому что иначе, боюсь, увиденные экспонаты будут слишком «плоскими» и малопонятными. Даже с гидом.

-7

От первых же артефактов, что нам повстречались, когда мы оказались внутри музея, учащённо забилось сердце. Без преувеличения это было то, с чего вообще зародилась египтология в её современном виде. Не просто так их поставили в самом начале экспозиции. Символично.

Легендарный Розеттский камень.

-8

На первый взгляд, будто бы обычная каменная плита, на которой начертаны какие-то письмена на трёх разных языках. Но именно этот артефакт стал ключом к разгадке древнеегипетских иероглифов, доселе бывших непонятными знаками.

-9

Благодаря Розеттскому камню и трудам французского учёного Шампольона сегодня мы имеем удовольствие довольно точно и в деталях знать, что происходило в Древнем Египте на протяжении правления тридцати (!) династий фараонов.

Жаль лишь, что это копия. Оригинал хранится в Британском музее.

Второй артефакт — палетка царя Нармера.

-10

Это массивная плита, украшенная искусными рисунками, повествующими об истории объединения Верхнего и Нижнего Египта. Нармер считается фараоном нулевой династии. С него, собственно, и началась история великой цивилизации, именно он заложил основы правления фараонов. Палетке насчитывается больше 4 000 лет. Даже не верится!

-11

Два артефакта – символы власти и знания. Мы стояли в тишине, охваченные величием этих экспонатов, осознавая, что смотрим на произведения тех, кто оставил свой след на тысячелетия вперёд. Портал в прошлое, по-другому не сказать.

-12

Слабак и еретик

Но если эти артефакты известны далеко не всем, то уж самого распиаренного фараона знает каждый — дальше наш путь пролегал к выставке Тутанхамона.

-13

Отчего-то именно в этом зале съёмка была под запретом. Странное решение.

Перед нами красовалась «живая» легенда — сияющая золотая маска мальчика-царя. И в довесок множество уникальных вещей из гробницы знаменитого фараона: от бесчисленных амулетов и аксессуаров загробной жизни до отделанных золотом саркофагов.

-14

Занятный факт, но Тутанхамон — фараон, который прославился лишь после смерти. Причём уже в современности, когда была найдена его гробница. В период же своего короткого правления — товарищ умер подростком, — Тутанхамон зарекомендовал себя как слабовольный царь.

А вот его предшественник по имени Эхнатон дел наворотил немало. И зал, посвященному этому фараону мне понравился куда больше. Наверное, из-за самой личности царя-реформатора или, как его ещё называют, царя-еретика.

-15

Противоречивый фараон вошёл в историю тем, что попытался кардинально изменить религиозные устои древнеегипетского общества.

Если кратко, то Эхнатон придумал следующее: до него все нормальные люди поклонялись богу Амону, он же потребовал не только сменить божественного фаворита на Атона, но и обозначил, что держать связь с высшим существом можно только через него, Эхнатона, и его супруги Нефертити.

-16

Реформа продержалась ровно до момента смерти Эхнатона. Его сын Тутанхатон вернул всё назад, а заодно и имя своё поменял на Тутанхамона. Вот заботы были у ребят.

Ещё период правления Эхнатона интересен поразительно отличающейся стилистикой внешнего вида статуй от всего того, что мы привыкли видеть в истории Древнего Египта.

-17

Мумии и вечность

Можно бесконечно рассказывать о бесчисленном множестве интереснейших экспонатов Египетского музея, но это будет слишком долго и утомительно.

-18

Но про ещё одну парочку артефактов я всё же упомяну. Какой Египет без мумий?! Правда, не тех, что оживают в самый неподходящий момент и пытаются натворить пакостей. Такое только в кино, и слава богу! Хотя и в жизни не менее интересно.

Продолжая путешествие среди музейных сокровищ, мы подошли к стеклянным витринам, где покоились мумии Юйя и Туйя. Эти имена, возможно, не так известны, как имя Тутанхамона, но их значение для египтологии трудно переоценить.

-19

Юйя и Туйя были предками самого Тутанхамона — говорят, что дедушкой и бабушкой, — и их хорошо сохранившиеся мумии стали бесценным источником информации о жизни и здоровье людей того времени.

-20

«Смотри, даже волосы сохранились!» – с удивлением воскликнул я, указывая на тщательно уложенные пряди. Технологии бальзамирования, применявшиеся в Древнем Египте, поражает и говорит о глубоком уважении к умершим и желании сохранить их в вечном существовании. И в случае с Юйя и Туйя у них это получилось.

-21

В это невозможно поверить, но мы смотрели на людей, умерших более трёх тысяч лет назад! Цифры, которые просто не укладываются в голове.

-22

Следующие залы были посвящены саркофагам самых разных форм, расцветок и размеров.

-23

После них следовали помещения с более крупными изваяниями из камня и других твёрдых пород.

-24

Хотелось бродить и бродить среди всех этих удивительных экспонатов древности, но плотный график дня позволял выделить на музей лишь полтора часа. Это ничтожно мало для такого места, но достаточно, чтобы восхититься и понять, что сюда надо вернуться уже более основательно.

Покидая залы Египетского музея, мы унесли с собой ощущение искажённого времени. Будто за один день прожили десятки веков, соприкоснувшись с дыханием истории, запечатлённым в этих артефактах. Мумии, роскошные украшения, предметы быта – всё это не просто экспонаты, а порталы в далёкое прошлое, делающие историю осязаемой, живой. Они позволяют иначе взглянуть на привычное понимание времени и вечности. 🐾

__________________

Читайте другие заметки египетского цикла:

Музеи
137 тыс интересуются